Главная стр 1
скачать

«Право»10- 11кл.


( профильный уровень)

Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на изучение права учащимися 10- 11 класса, обучающимися в профильном социально-гуманитарном классе ( 2 год обучения) и адаптирована к учебнику А.Ф. Никитин Право 10 – 11 кл. ( профильный уровень)для общеобразовательных учреждений – М. « Дрофа», 2011.

Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе:

- примерной программы среднего (полного) общего образования по праву;

- авторской программы А.Ф. Никитина Правоведение 10 – 11 класс.

-программы общеобразовательных учреждений. Обществознание2010г.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника)

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы относятся следующие:



  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:



  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Для учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности

  • предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;

  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Формы организации учебного процесса:

-работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

-анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

-выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

-изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

-решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать- право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

  • Общая характеристика учебного предмета

  • Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

  • «Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

  • Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:

  • проблемы взаимоотношений права и государства;

  • система и структура права;

  • правотворчество и правоприменение;

  • правоотношения;

  • правонарушения и юридическая ответственность;

  • право и личность;

  • основные правовые системы современности;

  • конституционное право;

  • гражданское право;

  • семейное право;

  • трудовое право;

  • административное право;

  • уголовное право;

  • экологическое право;

  • международное право;

  • правосудие;

  • юридическое образование.

  • «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели поведения

  • Тематическое планирование курса «Право» А.Ф.Никитин. 10 кл. 34час.



    Тема урока

    Кол.час.

    Тип урока

    Термины

    Понятия


    Вид контроля

    Дата

    проведения

    план


    факт




    Из истории государства и права

    9
















    1

    Происхождение государства и права

    1

    Изуч.нового

    материала



    Теология

    Право


    Выборочное

    оценивание









    2

    Право Древнего мира

    1

    комбинированный




    Ответы на вопросы







    3

    Право средневековой Европы

    1

    комбинированный

    ордалии

    Работа с текстом







    4

    Становление права нового времени

    1

    практикум




    Работа с документами








    5

    Развитие права в России XIX-XX в.

    1

    практикум

    Вервь

    Вира


    Заклич

    Свод


    Работа с документами

    Решение проблемных задач









    6

    Советское право в1917-1953г.г.

    1

    комбинированный

    Гулаг

    «Тройка»


    Составить словарь темы







    7

    Советское право в 1954-1991г.г.

    1

    комбинированный

    диссидент

    Выборочное

    оценивание









    8

    Современное российское право

    1

    практикум




    Работа с нормативными документами







    9

    Повторительно-обобщающий урок по теме: «Из истории государства и права»

    1

    Повторительно-обобщающий




    тест










    Вопросы теории государства и права

    6
















    10

    Государство,его признаки и формы

    1

    Изуч.нового

    материала



    Пол.режим

    Форма правления



    Схема. «Формы государственного устройства»







    11

    Понятие права

    Правовая норма

    Источники права


    1

    комбинированный

    Отрасль права

    Сам. работа







    12

    Понятие и признаки правового государства

    1

    комбинированный

    Правовое

    Гос-во


    Эссе







    13

    Верховенство закона.Разделе

    ние властей



    1

    Изуч.нового

    материала



    Законность

    Правопоря-док



    Схема «Разделение властей»







    14

    Право и другие сферы общества

    1

    комбинированный

    Мораль

    Религия


    Политика

    Экономика




    Выборочное

    оценивание








    15

    Повторительно-обобщающий урок по теме: «Вопросы теории государства и права»

    1

    Повторительно-обобщающий




    тест










    Конституцион-ное право

    11
















    16

    Понятие конституции,ее виды

    1

    Изуч.нового

    материала



    Конституци-

    онализм


    Работа с текстом Конституции







    17

    Конституции в России

    1

    практикум




    Таблица

    «Конституции России»









    18

    Общая характеристика Конституции РФ

    1

    практикум

    Референ-

    дум


    Работа с текстом Конституции






    19

    Основы конституционного строя

    1

    комбинированный

    суверенитет

    Тезисы по теме







    20

    Гражданство в РФ

    1

    комбинированный

    Гражданст-

    во


    Схема «Двойное гражданство»







    21

    Федеративное устройство

    1

    комбинированный

    Федерация

    Конфедера-

    ция


    Сам. работа







    22

    Президент РФ

    1

    практикум



    Работа с текстом

    Конституции









    23

    Федеральное Собрание

    1

    практикум

    парламент

    Работа с текстом

    Конституции









    24

    Законотворческий процесс

    1

    комбинированный

    Законопро-

    ект


    Составить схему






    25

    Исполнительная и судебная власть

    1

    комбинированный




    Ответы на вопросы







    26

    Повторительно-обобщающий урок по теме: «Конституционное право»

    1

    Повторительно-обобщающий




    тест










    Права человека

    8
















    27

    Права и свободы человека

    1

    Изуч.нового

    материала



    декларация

    Эссе







    28

    Международные договоры о правах человека

    1

    комбинированный

    Конвенция

    Пакт


    Составить сравнитель-

    ную таблицу по нормативным документам









    29

    Гражданские права.

    Политические права



    1

    комбинированный




    Таблица

    «Прав и свобод человека»









    30

    Экономические

    Социальные , Культурные.



    1

    комбинированный




    Таблица

    «Прав и свобод человека»









    31

    Права ребенка

    1

    комбинированный

    Декларация прав ребенка.

    конвенция



    Тезисы Конвенции о правах ребенка






    32

    Нарушения прав человека

    1

    комбинированный

    Геноцид

    Расизм



    Ответы на вопросы







    33

    Защита прав человека

    1

    комбинированный




    Составить таблицу «ООН и ее деятельность







    34

    Итоговый урок по курсу «Право»

    1

    Итоговый контроль




    тест









  • Тематическое планирование курса «Право» А.Ф. Никитин. 11 класс. 34 час.



Тема урока

Кол.час.

Тип урока

Термины

Понятия


Вид

контроля


Дата

проведен


план

факт




Избирательное право.

Избирательный

процесс

2
















1

Избирательное право

1

изуч.нового

материала



Активное

из.право.

Пассивное

из.право


Ответы на вопросы







2

Избирательный процесс

1

комбинированный

Пропорцио-

нальная система.

Мажоритар

ная система



Тезисы по теме










Гражданское право

7
















3

Понятие и источники гражданского права

1

практикум

Физические

Лица


Юридические

лица


Работа с

Текстом.


Гражданский кодекс РФ








4

Правоспособ-

ность


дееспособность


1

практикум




Решение правовых задач







5

Предприниматель-ство

Виды предприятий



1

комбинированный

Унитарное

предприя-

тие


Схема.

«Виды предприя-

тий»








6

Право собственности

1

комбинированный

Приватиза-

ция



Решение правовых задач







7

Наследование

страхование



1

практикум

завещание

Решение правовых задач






8

Обязательствен-

ное право



1

комбинированный

Договор

сделка


Сам.работа







9

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Гражданское право»

1

Повторительно-обобщающий




тест










Налоговое право

5
















10

Налоговое право.

Налоговые органы



1

практикум

Аудит

налог


Работа с текстом Налоговый кодекс РФ







11

Виды налогов

1

комбинированный

Косвенный

Прямой налог



Схема

«Виды налогов»









12

Налогообложение

Юридических лиц



1

комбинированный

акцизы

таблица







13

Налоги с физических лиц

1

комбинированный




таблица







14

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

комбинированный




Сам.работа










Семейное право

4
















15

Понятие и источники семейного права

1

комбинированный



Работа с текстом

Семейный кодексРФ









16

Брак,условия его заключения

1

практикум




Решение правовых задач







17

Права и обязанности супругов,родителей,детей

1

практикум

Брачный договор

Решение правовых задач






18

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Семейное право»

1

Повторительно-обобщающий




тест










Трудовое право

5
















19

Понятие и источники трудового права

1

Изуч.нового

материала



Трудовое пра во

Работа с текстом

Трудовой кодекс РФ









20

Коллективный договор.

Трудовой договор



1

комбинированный

Трудовой

договор


Схема по теме







21

Рабочее время и время отдыха

1

практикум




Решение правовых задач







22

Оплата труда.

Охрана труда



1

практикум

ЕТС

МРОТ


Работа с текстом

Трудовой кодекс РФ








23

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Трудовое право»

1

Повторительно-обобщающий




тест










Административ-

ное право

2
















24

Понятие и источники административного

права


1

Изуч.нового

материала



Административное право

Работа с текстом







25

Административные

наказания



1

комбинированный




таблица










Уголовное право

7
















26

Понятие и источники уголовного права

1

Изуч.нового

материала



Уголовный

кодекс


Работа с текстом

Уголовный кодекс РФ









27

Преступление

1

практикум

Состав

преступле-

ния


Решение правовых задач






28

«Новые преступления»

1

комбинированный




Ответы на вопросы







29

Уголовная ответственность

1

практикум




Решение правовых задач






30

Обстоятельства

смягчающие и отягчающие наказание



1

комбинированный

рецидив

Работа с текстом

Уголовный кодекс рФ









31

Уголовная ответственность несовершеннолет-

них


1

комбинированный

Принуди-

тельные


меры

Решение правовых задач






32

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Уголовное право»

1

Повторительно-обобщающий




тест







33

Правовая культура

1
















34

Итоговый урок по курсу «Право»

1

Итоговый контроль















Учебно- методическое сопровождение курса «Право»

Литература для учащихся:
1. « Право»П.А. Баранов, А. В. Воронцов,К.С. Романов. Учебник 10-11кл, профильный

уровень.» Вентана- граф»2011

2 Право: для учащихся 11 классов профильных средних учебных заведений / под ред. Л. Н.

Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И.Матвеева - М.: Просвещение, 2009 г.;

3. «Живое право. Курс практического права» т.2.В.Н. Пронькин. СПб.,2008

4. Рабочая тетрадь к т.2 по курсу «Живое право. Уголовное право».СПб., 2008

4.Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений М., 2008-2011.

5.Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2009-11 год.


Литература для учителя:

1.Основные кодексы и законы РФ

2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2009

3. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для

поступающих в вузы.- М.: Эксмо,

4.А. В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М.:

Просвещение, 2002 г.;

5 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2008

6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права 2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.

7. Кравченко А.И. Певцова Е.А.Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс,

2009.

8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования .Составители :



Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2009.

Список дополнительной литературы:

1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,2005

2.Никитин А.Ф.Конституционное право

3Никитин А.Ф.Уголовное право

4 Никитин А.Ф. Налоги

5 Никитин А.Ф Права человека



6 Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе: примерной программы среднего (полного) общего образования по праву
252.32kb.
Рабочая программа по курсу «География» в 6-9 классах
500.58kb.
Программа по обж 5-9 класс рабочая программа составлена на основе программа
266.27kb.
Пояснительная записка к программе по литературе в 10-11 классах
735.31kb.
Пояснительная записка к программе по литературе в 10-11 классах
735.31kb.
Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего ( полного) общего образования по физике 2004 г
334.92kb.
Программа для среднего (полного) общего образования 10 11 классы
133.51kb.
Программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по мхк
299kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию 2004 год
442.52kb.
Рассмотрено
199.11kb.
Рабочая программа по предмету «Обществознание»
228.08kb.
Рабочая программа выполняет две основные функции
301.88kb.