Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боровихинская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района


Рассмотрено

на педагогическом совете учителей МБОУ «Боровихинская СОШ»

Протокол № _____
от «____»__________2013 г.


Согласовано

заместитель директора поУВР


_________/Тюленева Е.А./
«____»__________2013 г.


Утверждено:

Директор школы:

________________/Бутакова Е.Н./

«___»________________2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«География России. Население и хозяйство»

КЛАСС 9
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
учитель географии

Балдина


Ольга Ивановна

Рабочая программа составлена на основе

программы по географии для

общеобразовательных учреждений.

6-11 классы \ составитель С. В. Курчина,

-М.: Дрофа, 2011. автор В.П. Дронов.


с. Боровиха

2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

- Программы. Классическая линия для общеобразовательных учреждений, 6-11 классы, М., «Дрофа», 2011 г., сост. С.В. Курчина, авт. И. И. Баринова, В. П. Дронов

- Учебный план МБОУ «Боровихинская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

В настоящее время в школе существует два под­хода к изучению курса «География России». Пер­вый — традиционный, предусматривающий раздель­ное изучение природы и хозяйства. Второй подход — комплексно-страноведческий.

Общими для обоих вариантов будут цели и за­дачи курса, планируемые результаты обучения, обязательная номенклатура. Различными — пути, обеспечивающие достижение поставленных целей и планируемых результатов обучения, последова­тельность и принципы изложения учебного мате­риала.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознако­мительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных ка­честв учащихся. Курс «География России» заверша­ет блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формиро­вание целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, ува­жения к истории и культуре своей страны и насе­ляющих ее народов> выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географическо­го мышления.

Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представле­ния о России как целостном географическом реги­оне и одновременно как о субъекте мирового (гло- бального) географического пространства; доказать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также гео­графических аспектов важнейших социально-эко­номических проблем России и ее регионов; форми­рование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными ис­точниками географической информации; создание образа своего родного края.

Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.

Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел I. Общая часть курса (28 ч)

Тема 1. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Российская Федерация. Административно-терри­ториальное устройство.

Государственная территория России. Географиче­ское положение и границы России.

Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная де­мографическая ситуация в России. Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Совре­менные проблемы вынужденных переселенцев и бе­женцев.

Географические особенности размещения населе­ния: их связь с природными зонами, историей заселе­ния и современными миграциями. Зоны расселения.

Городское и сельское население. Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Город­ские агломерации. Малые города и проблемы их воз­рождения.

Сельская местность. Географические особеннос­ти расселения сельского населения.

Трудовые ресурсы.



Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономические системы в историческом разви­тии России: географические особенности традицион­ной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необ­ходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комп­лексе. Структурные особенности экономики Рос­сии. Экономический кризис и его географические следствия.

Природно-ресурсный потенциал России. Пробле­мы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Ос­новные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

Россия в современной мировой экономике. Перс­пективы развития России.



Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География россий­ской науки. Технополисы.



Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комп­лексами. Факторы размещения машиностроитель­ных предприятий. География машиностроения. Осо­бенности географии военно-промышленного комп­лекса.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения по картам.



Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с дру­гими комплексами. Топливно-энергетические ре­сурсы и топливно-энергетический баланс. Размеще­ние основных топливно-энергетических баз и райо­нов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в со­временном хозяйстве. Место России в мире по запа­сам и добыче нефти. Основные современные и перс­пективные районы добычи, крупнейшие месторож­дения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Ос­новные современные и перспективные районы до­бычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйст­венная оценка. Социальные и экологические про­блемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве элек­троэнергии. Крупнейшие электростанции.

Формирование энергосистем. Негативное влия­ние различных типов электростанций на окружаю­щую среду.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистиче­ским материалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим мате­риалам.

Тема 5. КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.



Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные про­блемы российской металлургии и их географи­ческие следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.

Особенности географии металлургии черных, лег­ких и тяжелых цветных металлов. Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.



Химико-лесной комплекс, состав и зна­чение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в соста­ве комплекса. Главные факторы размещения пред­приятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.

Территориальная организация комплекса: основ­ные базы, крупнейшие химические и лесоперераба­тывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.

Производство строительных материалов, конст­рукций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистиче­ским материалам. 2. Определение по картам главных фак­торов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характе­ристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.



Тема 6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комп­лексами. Влияние природных и социально-экономи­ческих факторов на размещение сельскохозяйствен­ного производства. Земельный фонд, его структура.

Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.

Легкая и пищевая промышленность.

Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практическая работа. Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и технических куль­тур, главных районов животноводства.

Тема. 7. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении на­селения и хозяйства.

Транспорт. Исторически сложившееся несовер­шенство транспортной сети в России. Преимущест­ва и недостатки отдельных видов транспорта. Важ­нейшие транспортные пути, крупнейшие транспорт­ные узлы. Виды транспорта.

Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на со­временном этапе.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.

Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Практическая работа. Экскурсия на местное предприя­тие. Составление карты его хозяйственных связей.



Раздел II. Региональная часть курса (38 ч)

Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ

Районирование — важнейший метод географиче­ской науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная спе­циализация территорий. Географическое разделе­ние труда. Районирование России: принципы, фак­торы, сетки районов. Федеральные округа. Пробле­мы районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов ново­го районирования России.



Тема 2. ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН -ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности исто­рии и географии хозяйства. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социально-экономического раз­вития.



Центральная Россия. Состав района. Пре­имущества географического положения — важней­ший фактор развития. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», за­сечные полосы и заселение южной части региона. Де­фицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские аг­ломерации. Количество и качество трудовых ресур­сов.

Высокий уровень территориальной концентра­ции науки и обрабатывающей промышленности. Го­рода науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких от­раслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промыш­ленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энер­гетические и природоохранные проблемы. Внутри региональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Мос­ковский столичный регион, его экономические, со­циальные и экологические проблемы.

Географические особенности областей Централь­ного района. Нижний Новгород: географическое по­ложение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Сов­ременность и проблемы древних русских городов: Ве­ликого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленск.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный рай­оны.



Северо-Западная Россия. Состав. Геогра­фическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.

Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Пе­тербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высоко­развитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические про­блемы Санкт-Петербурга. Свободная экономиче­ская зона «Янтарь».

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения на­родных промыслов Центральной России. 3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Север. Состав района. Гео­графическое и геополитическое положение. Влия­ние географического положения и природных усло­вий на освоение территории, жизнь людей, специ­ализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карель­ского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Аркти­ки и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресур­сы шельфовой зоны..

Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Хозяйство Европейского Севера. Развитие топлив­но-энергетического комплекса, металлургии, хими­ческой и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Современные проблемы реги­она. Проблема охраны природы Севера.

Практические работы. 1. Составление и анализ схе­мы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреацион­ного хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг — Северный Кав­каз. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфите­атр. Ресурсы региона.

Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура.

Хозяйство района. Агропромышленный комп­лекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК.

Сельскохозяйственное, транспортное и энергети­ческое машиностроение. ТПК. Цветная металлур­гия.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов.

Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.

Практические работы. 1. Определение факторов разви­тия и сравнение специализации промышленности Евро­пейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ усло­вий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое по­ложение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минераль­ные и почвенные ресурсы.

Поволжье — место исторического взаимодейст­вия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.

Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие по­зиции Поволжья в производстве многих видов сель­скохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бас­сейна. Отрасли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проб­лемы региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и рели­гиозный состав населения. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

Урал. Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полез­ным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их исто­щения. Влияние геологического строения и полез­ных ископаемых на развитие и размещение про­мышленности Урала.

Заселение Урала. Этнический состав. Две мери­диональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупней­шие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообраз­ное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленнос­ти. Развитие сельского хозяйства. Отставание разви­тия социальной сферы.

Антропогенные изменения природы Урала. Ос­новные экономические, социальные и экологиче­ские проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хо­зяйственного развития Северного Урала. Результат рабо­ты представить в виде картосхемы. 2. Оценка экологиче­ской ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.



Тема 3. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН -АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Общая характеристика. Географиче­ское положение. Большая площадь территории, ма­лая степень изученности и освоенности, слабая засе­ленность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство при­родными ресурсами.

Этапы, проблемы и перспективы развития эконо­мики макрорегиона. Очаговый характер размеще­ния производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих от­раслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основ­ные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.



Западная Сибирь. Географическое поло­жение. Оценка природных условий для жизни и бы­та человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.

Коренные народы. Диспропорции в площади ре­гиона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку соб­ственных ресурсов.

Нефтегазохимический комплекс — основа хозяй­ства района. Особенности его структуры и размеще­ния. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные на; правления транспортировки нефти и газа. Горнодо­бывающая промышленность. Угольная промышлен­ность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта.

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.

Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Запад­ной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природ­ных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай­ского) района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значе­ние, уровень развития, основные центры добычи и перера­ботки, направления транспортировки топлива, экологи­ческие проблемы. 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природ­ных и хозяйственных объектов региона.



Восточная Сибирь. Состав района. Геогра­фическое положение. Минеральные ресурсы.

Население: заселение, национальный состав, раз­мещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.Экономика Восточной Сибири. Великие Сибири ские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстре­мальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресур­сами, пути его преодоления.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких- производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспекти­вы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленнос­ти, машиностроения.Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влия­ние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышлен­ные, транспортные центры.Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социаль­ные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое поло­жение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. 2. Оценка осо­бенности природы региона с позиций условий жизни чело­века в сельской местности и городе.



Дальний Восток. Состав района. Особен­ности географического и геополитического положе­ния. ЭГП разных частей региона.Этапы освоения территории: русские землепро­ходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.Несоответствие площади территории и числен­ности населения.Неравномерность размещения на­селения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Полоса Тихоокеанского металлогенического по­яса: месторождения руд цветных, редких и драго­ценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специ­ализации района — добыча и обогащение руд цвет­ных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаго­товка и целлюлозно-бумажное производство. Харак­тер межресурсных связей, исключающий их одно­временное использование.Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприят­ные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиат­ско-Тихоокеанского региона. Интеграция со страна­ми АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индуст­риальных, транспортных, научных, деловых, финансо­вых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Вос­тока — проблемы и перспективы развития.Обобщение по курсу (2ч)


Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучении в 9 классах в объеме 68 часов, по 2 часа в неделю. На основании этого учебно- тематическое планирование в 9 классе составлено в соответствии с темами и резервного времени, предложенных автором программы.

Содержание курса



Тема, раздел

Кол-во часов

1

Раздел I. Общая часть курса

28ч

1.1

Тема 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение.



1.2

Тема 2. Население Российской Федерации.



1.3

Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации.



1.4

Тема 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.



1.5

Тема 5.Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества.



1.6

Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)



1.7

Тема. 7. Инфраструктурный комплекс.



2

Раздел II. Региональная часть курса

38ч

2.1

Тема 1.Районирование Росси. Общественная география крупных регионов.



2.2

Тема 2. Западный макрорегион-Европейская Россия.

22ч

2.3

Тема 3. Восточный макрорегион-Азиатская Россия.

14ч

3

Обобщение по курсу (резервные часы)






Итого

68


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:



1) знать/ понимать:

-географическое положение России на карте мира, гра­ницы, пограничные государства, моря, омывающие стра­ну, крайние точки России;

-положение России на карте часовых поясов;

-административно-территориальное деление России;

-историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроход­цев в освоение территории России;

-численность, плотность и воспроизводство населения России;

-особенности естественного движения населения;

-основные направления миграций;

-состав трудовых ресурсов;

-национальный и религиозный состав населения России;

-особенности размещения населения;

-типы поселений;

-связь рельефа с тектоническим строением;

-закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

-факторы, определяющие особенности климата России;

-основные климатические пояса и типы климата России;

-влияние климатических условий на жизнь и хозяй­ственную деятельность населения России;

-меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

-особенности морей, омывающих берега России;

-ресурсы морей и их использование человеком;

-крупнейшие речные системы и озера страны;

-границу распространения многолетней мерзлоты;

-меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

-основные типы почв, их размещение по территории страны;

-особенности земельных ресурсов и их рациональное ис­пользование;

-состав и структуру хозяйства России;

-основные факторы размещения отраслей хозяйства;

-важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

-главные промышленные и сельскохозяйственные райо­ны России;

-главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

-изменения в экономике России и своей области;

-природные зоны России;

-особенности природно-хозяйственных зон;

-влияние природных условий на жизнь, быт и хозяй­ственную деятельность населения;

-пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

-что такое территориальная организация общества;

-что такое Всемирное наследие;

-объекты Всемирного природного и культурного насле­дия России;

-что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчи­вого развития общества;



2)уметь:

-характеризовать географическое положение страны в своей области (республики, края);

-определять поясное время;

-определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом дви­жении населения, современную демографическую ситуацию;

-использовать карты, статистические таблицы, диаграм­мы для получения необходимой информации по населе­нию России;

-устанавливать зависимость между рельефом, тектони­ческим строением территории, размещением полезных ис­копаемых по физической и тектонической картам;

-пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирова­ния представлений об условиях жизни населения на от­дельных территориях;

-анализировать почвенную карту и карту растительнос­ти с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

-устанавливать по картам связи между размещением на­селения, хозяйства и природными условиями территории России;

-анализировать статистические показатели развития хо­зяйства России;

-анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между от­раслями промышленности;

-составлять географическую характеристику отрасли хо­зяйства по плану;

-объяснять структуру экспорта и импорта в России;

-устанавливать причины, сущность и пути решения эко­логических проблем в России;

-отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

3)оценивать:

-географическое положение России, своей области (рес­публики, края);

-природно-ресурсный потенциал страны;

-климатические ресурсы России;

-водные ресурсы России и своей местности;

-влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

-тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.



Знать \ понимать:

понятия «район» и «районирование»;

особенности географического положения, природных условий ресурсов Центральной России, Северо -Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока;

этапы освоения территории районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;

особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;

особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;

основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;

современные проблемы и тенденции развития природно – хозяйственных районов;



Уметь:

определять географическое положение района;

давать характеристику района по плану;

давать сравнительную характеристику районов по плану;

читать топографические планы туристические карты разных городов и туристических маршрутов;

работать с материалами периодической печати;

определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;

определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;



Оценивать:

изменения в развитии районов России;

уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного культурного наследия;

положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.



Учебно-тематический план. 9 класс

№ ур

№ Ур в теме

Тема

Кол-во часов

Примечание










Раздел I. Общая часть курса

28 ч










Тема 1. Политико-государственное устройство

Р Ф. Географическое положение.

2 ч




1

1

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.

1

Административная карта России / Карта России (физ.маленькая) атлас, презентация

2

2

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

1

Административная карта России / Карта России (физ.маленькая) атлас, презентация







Тема 2. Население Российской Федерации.






3

1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

атлас

4

2

Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения.

1

Атлас, презентация

5

3

Национальный состав населения России. Межнациональные про­блемы.

1

атлас

6

4

География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения.

1

Атлас, презентация

7

5

Географические особенности размещения населе­ния: их связь с природными зонами, историей заселе­ния и современными миграциями. Зоны расселения.

1

атлас

8

6

Городское и сельское население. Город­ские агломерации. Малые города и проблемы их воз­рождения.Сельская местность. Географические особеннос­ти расселения сельского населения.

1

атлас

9

7

Трудовое население.

1

атлас







Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации.






10

1

Экономические системы в историческом разви­тии России: географические особенности традицион­ной и командной систем.

1




11

2

Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.

1

презентация

12

3

Природно – ресурсный потенциал России. Размещение важнейших ресурсных баз страны.

1

Атлас, презентация

13

4

Россия в современной мировой экономике. Перс­пективы развития России.

1










Тема 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.



14

1

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География россий­ской науки. Технополисы.

1

Атлас, презентация

15

2

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроитель­ных предприятий

1

Пр.р Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения по картам. Атлас, презентация

16

3

Осо­бенности географии военно-промышленного комп­лекса.

1




17

4

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Нефтяная промышленность.

1

Пр.р Составление хар-ки одного из нефтяных бассейнов по картам и стат-м материалам. Атлас, презентация, карта Топливная пром.России), Коллекция нефть и нефтепродукты

18

5

Газовая промышленность. Ос­н современные и перспективные районы до­бычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения.Угол. пром-сть. Гл. угольные бассейны, их хозяйст­венная оценка.

1

Пр.р Составление хар-ки одного из угольных бассейнов по картам и стат материалам. .Атлас,презентация,карта ( Топ. пром-сть России)

19

6

Электроэнергетика.Типыэлектростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения.

1

Атлас, презентация,карта «Электроэнергетика России»







Тема5.Комплексыпроизводящие конструкционные материалы и химические вещества.

4 ч




20

1

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Черная и цветная металлургия.

1

Пр.рСоставление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистиче­ским материалам. Определение по картам главных фак­торов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

21

2

Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры.

1

Атлас, презентация

22

3

Химико-лесной комплекс, состав и зна­чение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

1

Пр.рСоставление характе­ристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

23

4

Главные факторы размещения пред­приятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.

1

Атлас, презентация







Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)

2 ч




24

1

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комп­лексами.. Земельный фонд, его структура.Земледелие и животноводство

1

Пр.р Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и технических куль­тур, главных районов животноводства. Атлас, презентация,карта (Агропромышленный комплекс России)

25

2

Легкая и пищевая промышленность.

1

Атлас, презентация







Тема. 7. Инфраструктурный комплекс.






26

1

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами.

1

Пр.рЭкскурсия на местное предприя­тие. Составление карты его хозяйственных связей. Атлас, презентация

27

2

Преимущест­ва и недостатки отдельных видов транспорта. Виды транспорта.

1

Атлас, презентация

28

3

Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. География рекреационного хозяйства в России.

1

Атлас, презентация







Раздел II. Региональная часть курса

38 ч










Тема 1.Районирование Росси. Общественная география крупных регионов.






29

1

Районирование — важнейший метод географиче­ской науки.Экономическое районирование. Географическое разделе­ние труда. Районирование России: принципы, фак­торы, сетки районов.

1

Пр.р Моделирование вариантов ново­го районирования России.

30

2

Федеральные округа.

1

Атлас, презентация







Тема 2. Западный макрорегион-Европейская Россия.

22ч




31

1

Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

1

Карта «Центральная Россия (комплексная карта: Централный экон район Центрально-Черноземный район»

32

2

Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. Де­фицит большинства видов природных ресурсов.Высокая численность и плотность населения.

1

Пр.р Составление картосхемы размещения на­родных промыслов Центральной России.

33

3

Го­рода науки. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

1

Атлас, презентация

34

4

Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы.

1

Атлас, презентация

35

5

Географические особенности областей Централь­ного района. Старинные промыслы. Сов­ременность и проблемы древних русских городов: Ве­ликого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленск.

1

Атлас, презентация

36

6

Волго-Вятский и Центрально - Черноземный рай­оны.

1

Карта Волго-Вятский район
















37

7

Северо-Западная Россия. Состав. Геогра­фическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.

1

Атлас, презентация

38

8

Основание Петербурга. Роль Санкт-Пе­тербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высоко­развитая наука. Отрасли ВПК.

1

Пр.р Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

39

9

Свободная экономиче­ская зона «Янтарь».

1

Пр.р Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

40

10

Европейский Север. Состав района. Гео­графическое и геополитическоеположение. Влия­ние географического положения и природных усло­вий на освоение территории, жизнь людей, специ­ализацию. Природные ресурсы.

1

Атлас, презентация

41

11

Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

1




42

12

Хозяйство Европейского Севера. Развитие топлив­но-энергетического комплекса, металлургии, хими­ческой и лесной промышленности.

1

Пр.р Составление и анализ схе­мы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.. Атлас, презентация

43

13

Роль морского транспорта. Северный морской путь.

1

Пр.р Выявление и анализ условий для развития рекреацион­ного хозяйства Европейского Севера.

44

14

Европейский Юг — Северный Кав­каз. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфите­атр. Ресурсы региона.

Население: национальный и религиозный состав.



1

Карта «Европейский Юг России», Атлас, презентация

45

15

Хозяйство района. Агропромышленный комп­лекс: единственный в стране район субтропического земледелия.

1

Пр.р Определение факторов разви­тия и сравнение специализации промышленности Евро­пейского Юга и Поволжья

46

16

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов.Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны.

1

Пр.рВыявление и анализ условий для развития рекреацион­ного хозяйства на Северном Кавказе.

47

17

Поволжье. Состав района. Гидроэнергетические, минераль­ные и почвенные ресурсы.

1

Поволжье (комплексная карта), Атлас, презентация

48

18

Поволжье — место исторического взаимодейст­вия этносов.Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.

1

Пр.р Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и рели­гиозный состав населения. Поволжье (комплексная карта)

49

19

Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика.

1

Поволжье (комплексная карта), атлас

50

20

АПК — ведущие по­зиции Поволжья в производстве многих видов сель­скохозяйственной продукции.

1

Пр.р Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

51

21

Урал. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве.

1

Атлас, презентация

52

22

Крупней­шие города Урала. Антропогенные изменения природы Урала.

1

Пр.рОценка экологиче­ской ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.







Тема 3. Восточный макрорегион-Азиатская Россия.

14 ч




53

1

Общая характеристика. Географиче­ское положение. Этапы, проблемы и перспективы развития эконо­мики макрорегиона.

1

Западная Сибирь (соц.экон.карта), Атлас, презентация

54

2

Западная Сибирь. Географическое поло­жение. Оценка природных условий для жизни и бы­та человека.

1




55

3

Богатство и разнообразие природных ресурсов. Ориентация хозяйства на добычу и переработку соб­ственных ресурсов.

1

Пр.рИзучение и оценка прир-х условий Западно-Сибирского(илиКузнецко-Алтай­ского)района для жизни и быта человека

56

4

Нефтегазохимический комплекс — основа хозяй­ства района. Особенности его структуры и размеще­ния. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании.

1

Пр.р Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значе­ние, уровень развития, основные центры добычи и перера­ботки, направления транспортировки топлива, экологи­ческие проблемы.
















57

5

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства района. Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Запад­ной Сибири.

1

Пр.р Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природ­ных и хозяйственных объектов региона.

58

6

Восточная Сибирь. Состав района.

1

Восточная Сибирь Дальний Восток(соц.экон.карта), Атлас, презентация

59

7

Экономика Восточной Сибири. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстре­мальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе.

1

Пр.р Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое поло­жение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

60

8

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социаль­ные и экологические проблемы региона.

1

Пр.р Оценка осо­бенности природы региона с позиций условий жизни чело­века в сельской местности и городе.

61

9

Дальний Восток. Состав района. Особен­ности географического и геополитического положе­ния. ЭГП разных частей региона.

1

Восточная Сибирь Дальний Восток(соц.экон.карта), Атлас, презентация

62

10

Неравномерность размещения на­селения, его относительная молодость.

1




63

11

Отрасль специ­ализации района — добыча и обогащение руд цвет­ных металлов.

1




64

12

Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

1




65

13

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК.

1

Пр.р Выделение на карте индуст­риальных, транспортных, научных, деловых, финансо­вых, оборонных центров Дальнего Востока

66

14

Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока.

1

Атлас, презентация

67

68





Обобщение по курсу

Итоговый урок



1

1











итого

68ч




Контрольно – измерительные и дидактические материалы.

Задание по теме: Химико – лесной комплекс. 9кл Заполните таблицу.



отрасль

продукция

Факторы размещения

центры

Химическая










1. горно-химическая

Апатиты,

Фосфориты

Калийная соль


У сырья

У сырья


У сырья

Хибины

Егорьевск Соликамское



2.Основная химия










3.Химия органического синтеза.










Лесная промышленность










1.Лесозаготовительная










2.Деревообрабатывающая










3.Целюлозно-Бумажная промышленность











Географический диктант на проверку знания понятий и терминов Задание 1

1.Производственные связи между предприятиями называются - ...

2.Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции - ...

3.Группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы, и производящие основную долю металла называют -

6.Выпуск предприятием однородной продукции называется ...

7.Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для

нормальной работы населения и отраслей экономики называется…….

8. Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами, называется ………

9. Показатель работы транспорта……..

10. Группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра-……………….


Задание 2. Дополните определение: « … … - это географически целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда».
тест по теме «Машиностроение» 9кл ВАРИАНТ 1
1.Какой фактор имеет решающее значение для размещения точного машиностроения? 1)Сырьевой и топливный; 2)Трудовой и научный;3)природных условий и потребительский; 4)водный и транспортный.

2.Какие отрасли машиностроение размещаются в районах потребления их продукции? 1)Автомобилестроение;2)приборостроение;3)сельскохозяйственное машиностроение; 4)электронное машиностроение;

3.По картам атласа определите ,в каком из городов находится производство тракторов:1)во Владимире; 2)в Липецке;3)в Волгограде; 4)во всех названных городах.

4.Являются ли следующие утверждения верными? A. Специализация производства – это подготовка специалистов для работы на предприятии. Б.Кооперация производства­ – это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. 1) A – верно, Б – неверно; 2) A – неверно, Б – верно; 3) оба верны; 4) оба неверны.

5.Верны ли следующие утверждения? A. Нефтяная промышленность входит в состав топливно – энергетического комплекса. Б. Транспортировка электроэнергии не входит в состав топливно – энергетического комплекса.1)A. – неверно,Б – верно; 2) A – верно,Б – неверно;3)оба верны; 4)оба неверны.

6. Решающее значение для размещения газовой промышленности имеет фактор: 1)сырьевой; 2)водный; 3)транспортный; 4)трудовой.

7. Какое из следующих утверждений верное? A. На размещение предприятий нефтяной промышленности в основном влияет фактор трудовых ресурсов. Б. На размещение предприятий нефтяной промышленности в основном влияет сырьевой фактор.1)A – верно,Б – неверно;2) A – неверно,Б – верно; 3) оба верны; 4)оба неверны;

8.Какой фактор имеет решающее значение для размещения гидроэлектроэнергетики? 1)Водный; 2)топливный; 3)транспортный; 4)трудовой.

9.Какое утверждение является верным? A. На размещение тепло электроэнергетики влияют энергетический фактор. Б. На размещение теплоэлектроэнергетики влияют топливный фактор. 1) A – верно, Б – неверно; 2) A – неверно, Б – верно; 3) оба верны; 4) оба неверны;

10. Где находятся крупные месторождения нефти в России? 1)В Западной Сибири; 2)в Кузбаcсе; 3)в Карелии; 4)в Центральной России.

11. Где находятся крупные месторождения газа в России? 1)В Тюменской области; 2)в Астраханской области; 3)в Оренбургской области; 4) во всех названых районах.

12. Где расположены месторождения угля? 1)В Кузбаcсе и около Воркуты; 2)в Поволжье и Тюменской области; 3)на Северном Кавказе и в Курской области; 4)в Северо – Западном и Центрально – Чернозёмном районах.

13. Какой угольный бассейн занимает 1-е место по объему добычи? 1)Донецкий; 2)Кузнецкий; 3)Канско-Ачинский; 4)Подмосковный;

14. На электростанциях какого типа производится основная часть электроэнергии в России? 1)ГЭС; 2)ТЕС; 3)АЭС; 4)приливные и геотермальные.

15. Верны ли следующие утверждения? A.Россия занимает 1-е место в мире по добыче нефти. Б.Россия занимает 1-е место в мире по запасам газа. 1) A – верно, Б – неверно; 2) A – неверно, Б – верно; 3) оба верны; 4) оба неверны.

16.Какой угольный бассейн является старым буроугольным бассейном с очень высокой себестоимостью добычи угля? 1)Печорский; 2)Подмосковный; 3)Канско- Ачинский; 4)Южно-Якутский.



Задание1. Вставь пропущенные слова, закончи предложение. (ТЭК)

1.Отрасли ТЭК заняты добычей…….. и его транспортировкой, а также выработкой…….. и ее передачей к потребителю.

2.Состав ТЭК: Т….., Э……, У……, Н……., Г…….

3. Природные ресурсы, которая используют для получения энергии, называются…………..

Это – топливные ресурсы: у…….., н………, г……,т…….,с……., и гидроресурсы:………… атомная энергия.

4.Высосококалорийное топливо: 1)……., 2)……..; Низкокалорийное топливо: 1)…….., 2)………, 3)………;

5.Нефтяная промышленность

По запасам нефти Россия занимает……… место. Нефть добывается…………..способом и ……………. способом. Транспортировка большей части нефти ведется по …………. Магистральные нефтепроводы: «Дружба» (Альметьевск – Пенза – Орел - ……… - Брест; Усинск – Ухта - …….. – Москва; Сургут – Тюмень – Челябинск - ………. – Самара.

Основные потоки нефти направлены на ………., НПЗ размещаются в районах …………… нефти вдоль трасс и …………..

Главные НПЗ России находятся в городах: 1)……; 2)…….; 3)…….; 4)……….; 5)………..;

Основная часть НПЗ размещена в ………… части страны. Основные нефтяные базы России: ………; …………;

Газовая промышленность

Газ самый вид ………… топлива. По запасам природного газа России занимает ……. Место в мире. 92% газа в ……….. Крупные месторождения: ………



Угольная промышленность

Запасы угля ……….. запасов нефти и газа. Доля угля в топливном балансе страны сократились, т. к. добыча угля намного ……….Способы добычи угля: ………….; ……………;

Самый дешевый способ добычи ……… Основные районы добычи угля в России сосредоточены в ……..Основные угольные бассейны: ………….; …

Электроэнергетика

Электроэнергетика - авангардная отрасль, т. к. …………. Энергия производится на электростанциях. ТЭС работают на ……….. Крупнейшая ТЭС…………….. ТЭЦ, помимо электроэнергии, производит............... и ………….. . ТЭС размещают в районах................

топлива, а ТЭЦ……….. .ГЭС выгодно строить на реках с большим …………. Крупнейшие ГЭС: ………..; ………… .АЭС строят там, где ……….. . В России работает ………….(цифра). АЭС.Энергосистема - это ……….. .

Задание2. Вставь пропущенные слова, закончи предложение.

Отрасли этого комплекса производят …………Комплекс состоит из …………. и ………. Металлургии. Металлургия имеет несколько черт:……………

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

Добыча руды→……….. → плавка ………→ плавка ………. → прокат




Металлургические заводы выгоднее размещать:……….Производство легких металлов отличается ………, поэтому размещается у ………….

Производство тяжелых цветных металлов отличается …………., поэтому размещаются заводы у ………….Металлургическая база – это ………….Основные металлургические базы:…………Крупнейшие предприятия баз:На Урале: 1) ……….; 2) ……..; 3) ……….; 4) ………..;В Центре: 1) ………; 2) ……..;

В Сибири: 1) ………; 2) ……..;

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу.

УЧЕБНИК:Алексеев А.И.,Николина В.В.География:население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. Общеобразоват. учреждеий изд.-м.: Просвещение, 2007.

(Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год (Приказ МОиН РФ № 379 от 09.12.2008г).



УМК: 1. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии 10-11кл. – М.: Дрофа,2004.

2. Атлас Экономическая и социальная география России. 9 класс обнавлен 2005г автор А. И. Алексеев, О.В.Гаврилов.

3. Атлас для 8-9 классов в двух частях. Часть II. Население и хозяйство.

4.Чичерина О.В.ЕГЭ.География.9класс.Государственная итоговая аттестация .Типовые тестовые задания-4-е издание-М.:изд.“Экзамен», 2009



Дополнительная литература:

1.География.Россия.Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.П.Дронов, В.Я.Ром . – 14-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008.

2. Атлас. География России. Природа. Население и экономика. 8-9 класс. – М.:Дрофа, 2008.

3. Алексеев А.И. География России. Хозяйство и географические районы. –М.: Дрофа, 2009.

4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.

5.Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6 – 10классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

6.Курашева Е.М. География России:8-9 кл.: в схемах и таблицах М.: изд. «Экзамен», 2009.

7.Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 9кл. К учебнику под редакцией А.И. Алесксеева. М.: изд «Экзамен» 2010.

8.Хабибуллин Р.Х. Дидактические карточки-задания по географии: 9кл. К учебнику под редакцией А.И. Алесксеева. М.: изд «Экзамен» 2010.

9.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10): пособие для учителя- М.: АРКТИ 2009.

10Бочкарева Н.Ф. Экология России: пособие по географии. 8-9кл.-Калуга6 Золотая аллея, 1996г

11.Подкорытова Л.Д., Горских О.В. География Алтайского края. Методическое пособие-Барнаул, 2008.

12.Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник. 8-9кл. Барнаул:изд. НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI», 2004.

13.Болотникова Н.В. География. Уроки с использованием блочно - модульной технологии. 6-10классы.Волгоград: Учитель, 2007.Цифровые образ. ресурсы.

1 CD Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

2. CD Энциклопедия. Города России. ООО «ДиректМедиа Паблишинг», 2008.

3.CD Экологические проблемы России. Интерактивное наглядное пособие. ООО «Дрофа», 2006.

4. CD Лесная промышленность России. Интерактивное наглядное пособие. ООО «Дрофа», 2006.

5.CD Плотность населения России. Интерактивное наглядное пособие. ООО «Дрофа», 2006.

6.Кугут И.А., Елисеева Л.И. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010.



7.CD-ROM География 6-10 кл
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «География России. Население и хозяйство»
490.79kb.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
1384.89kb.
Рабочая программа учителя географии
776.26kb.
Рабочая программа учителя географии
831.99kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Рабочая программа «география: население и хозяйство»
302.76kb.
Программа «География России. Население и хозяйство»
75.34kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
1750.28kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «География России. Население и хозяйство»
76.22kb.
Рабочая программа курса «География России-население и хозяйство»
415.96kb.
География россии. Население и хозяйство
298.52kb.