Главная стр 1
скачать



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 2 класса

(1-й год обучения) на 2011-2012 учебный год разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Предмет «Православная культура» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования по предмету «Православная культура» соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования.



Цель рабочей программы:

  • обеспечение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов.

Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, любви к Родине, семье и согражданам;

- содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

- формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности;

- выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

- выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду;

- увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

- развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое.

Согласно авторской программе «Православная культура» под редакцией Л.Л. Шевченко на изучение предмета во 2 классе (1-й год обучения) начальной школы отводится 32 часа. Согласно учебному плану МОУ «Разуменская СОШ №2» на 2011-2012 учебный год рабочая программа по православной культуре для 2 класса (1-й год обучения) рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).



В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения: для повышения уровня культуры, расширения кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, добавлено:

        • 1час – в раздел «Праздники-радости» та тему: «Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Праздники-радости»» (33-я неделя);

  • 2 часа - в раздел «Пасха: цвета и звуки весны» на проведение экскурсии по поселку и в музей (34-я, 35-я недели).

Количество часов распределено следующим образом:

Название раздела

Кол-во часов в программе

Количество часов в КТП

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем





В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.





Праздники-радости



10ч

Пасха: цвета и звуки весны



10ч

Итого

32

35

Для реализации программы используется учебник Л. Л. Шевченко «Православная культура», 1-й год обучения, Москва, «Просвещение», 2004

Количество учебных часов.

Рабочая программа по православной культуре для 2 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе на проведение контрольных работ: 4, экскурсий: 3.



Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, при этом используются следующие типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, роки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки Запланированы экскурсии, встречи со священнослужителями. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход, который обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип целостности;

  • принцип психологического комфортности;

  • принцип творчества.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Православная культура» учащиеся 2 класса должны:

- иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

- иметь первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

- уметь применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.



  1. Календарно-тематический план

    п/п

    урока

    Наименование раздела и тем

    Плановые сроки прохождения

    Фактические сроки

    Характеристика деятельности

    Примечание




    «Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» (8 ч.)






    1.

    Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

    03.09.11




    Толковать понятия «мир», «красота».






    2.

    Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная

    10.09.11




    Толковать понятие «творение».






    3.

    Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная

    17.09.11




    Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного






    4

    Бог-Творец красивого мира

    24.09.11




    Высказывать оценочные суждения о влиянии веры в Бога на поступки людей.






    5

    Сотворение человека. Адам-любимое чадо Божие.

    1.10.11




    Прочитать о сотворении мира.






    6

    Правила жизни, данные Богом в Раю.

    8.10.11




    Познакомиться с правилами жизни, данными Богом в Раю






    7

    Как изобразить доброго и красивого человека?

    15.10.11




    характеризовать поступки героев, анализировать свои






    8

    Контрольная работа по теме: «Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

    22.10.11




    понимать вопросы, отвечать на них; дополнять высказывания







    «В ожидании Рождества- самого красивого события зимы» (7 ч.)






    1

    Как Адам и Ева ушли из Рая.

    29.10.11




    Познакомиться с историей о том, почему люди покинули рай.






    2

    Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

    12.11.11




    Уметь увидеть радость и печаль в красках окружающего мира






    3

    Добрые и злые люди

    19.11.11




    Провести сравнительный анализ добродетелей и страстей, различать добро и зло






    4

    За что Бог наказал людей

    26.11.11









    5

    Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

    3.12.11




    Познакомиться с событиями Рождества Христова.






    6

    Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

    10.12.11




    Познакомиться с событиями Рождества Христова.






    7

    Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «В ожидании Рождества- самого красивого события зимы»

    17.12.11




    понимать вопросы? отвечать на них; дополнять высказывания







    «Праздники-радости» (10 ч.)






    1

    Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова

    24.12.11




    Познакомиться с событиями Рождества Христова.






    2

    Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова

    14.01.12




    Познакомиться с событиями Рождества Христова.






    3

    Зимние радости. Святки.

    21.01.12









    4

    Праздник Крещения

    28.01.12




    Познакомиться с обычаями праздника Крещение






    5

    Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела

    4.02.12




    Извлекать из учебников и дополнительных источников информацию






    6

    День защитника Отечества

    11.02.12




    Обсудить и сделать вывод, кого можно отнести к святым героям






    7

    Радости масленицы. Прощеное воскресенье

    18.02.12




    Познакомиться с обычаями праздника Масленица






    8

    Как люди предали Христа. Покаяние.

    25.02.12




    Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них;






    9

    Как люди предали Христа. Покаяние.

    3.03.12









    10

    Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Праздники-радости»

    10.03.12




    понимать вопросы, отвечать на них; дополнять высказывания







    «Пасха: цвета и звуки весны» (10 ч.)






    1

    Весенние радости. Праздник Благовещения

    17.03.12




    Познакомиться с обычаями праздника Благовещения.






    2

    В ожидании праздника Пасхи.

    24.03.12




    Познакомиться с обычаями праздника Пасхи.






    3

    Какого цвета праздник Пасхи?

    7.04.12









    4

    Праздник Дня Победы

    14.04.12




    Обсудить героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ.






    5

    Родословие моей семьи

    21.04.12




    Участвовать в диалоге: формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания






    6

    Мои обязанности

    28.04.12









    7

    Экскурсия в храм п.Разумное

    5.05.12.









    8

    Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Пасха: цвета и звуки весны».

    12.05.12




    понимать вопросы, отвечать на них; дополнять высказывания






    9

    Экскурсия в музей

    19.05.12












    10

    Экскурсия по поселку

    26.05.12







  2. Содержание рабочей программы

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем (8ч)

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.



В ожидании Рождества — самого красивого события зимы(7ч)

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.



Праздники-радости (10ч)

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.



Пасха: цвета и звуки весны (10ч)

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?



  1. Формы и средства контроля

Устный опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ, тестирования при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по изученной теме.

Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке проводится в виде контрольных работ тестового характера.

урока

Организация контроля

8

Контрольная работа №1 по теме: «Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

15

Контрольная работа №2 по теме:

«В ожидании Рождества- самого красивого события зимы»



25

Контрольная работа №3 по теме:

«Праздники-радости»



33

Контрольная работа №3 по теме:

«Пасха: цвета и звуки весны»



Контрольные материалы.

Урок № 8. Контрольная работа №1 по теме: «Красота божиего мира».

1 вариант.

  1. Как называется наша Родина? ________________________________________

  2. Почему мы называем Россию Отечеством?______________________________

________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложения:

  • Красивые дома созданы трудом людей - _______________________________

  • Картины рисуют ___________________________________________________

  1. Что называется красотой нерукотворной?______________________________

________________________________________________________________________

  1. Слова: свет, небо, море, земля, растения, звезды, луна, солнце, рыбы, птицы – расположи в последовательности сотворения Богом мира.

___________________________________________________________________________

  1. Что такое ХРАМ?______________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. За какое время Бог сотворил мир?________________________________________

  2. Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева?_____________________

___________________________________________________________________________

  1. Какого человека называют добрым?______________________________________

  1. вариант.

  1. Как называется наша Родина? ________________________________________

  2. Почему мы называем Россию матерью?_________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложения:

  • Музыку сочиняют ________________________________________________

  • Стихи сочиняют _________________________________________________

  1. Что называется красотой рукотворной?___________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Слова: свет, небо, море, земля, растения, звезды, луна, солнце, рыбы, птицы – расположи в последовательности сотворения Богом мира.

___________________________________________________________________________

  1. Что такое молитва?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. За какое время Бог сотворил мир?________________________________________

  2. Как называется книга, в которой рассказано о сотворении мира?______________

__________________________________________________________________________

  1. Как называется ангел, хранящий человека?________________________________

Урок № 15. Контрольная работа №2 по теме:«В ожидании Рождества»

1 вариант.

  1. Почему Бог прогнал Адама и Еву из рая?_________________________________

______________________________________________________________________

  1. Кто такие Каин и Авель?______________________________________________

  2. Какой был Каин?____________________________________________________

  3. Почему Каин убил Авеля?_____________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Назови, какими добрыми делами славен человек?_________________________

_______________________________________________________________________

  1. За что Бог наказал людей?_____________________________________________

  2. Что означает это слово: (заполни пропуски)

Благовест – звон к _ _ _ кол _ в храма в праздничный день.

  1. Кто такой священник? ________________________________________________

  2. Подчеркни одной линией, что хорошо в поведении детей?

  • Послушание. Непослушание. Сочувствие. Помощь. Насмешка.

  1. вариант.

  1. Почему Бог прогнал Адама и Еву из рая?_________________________________

______________________________________________________________________

  1. Кто такие Каин и Авель?______________________________________________

  2. Какой был Авель?____________________________________________________

  3. Что тебе нравится в Авеле и не нравится в Каине?__________________________

_______________________________________________________________________

  1. Назови, какие злые поступки (грехи) не должен делать человек?_____________

______________________________________________________________________

  1. За что Бог наказал людей?_____________________________________________

  2. Что означает это слово: (заполни пропуски)

Величать – п_ _ слав _ _ ть

  1. Кто такие певчие?____________________________________________________

  2. Подчеркни двумя линиями то, что плохо в поведении детей?

  • Послушание. Непослушание. Сочувствие. Помощь. Насмешка.

Урок № 25. Контрольная работа №3 по теме: «Праздники-радости»

1 вариант.

  1. Какие праздники мы отмечаем зимой?____________________________________

  2. Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?_______________________

_______________________________________________________________________

  1. От чего Христос пришел спасти людей?__________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Напиши, что означают слова:

Риза – _________________________________________________________________

Колядовать – __________________________________________________________

Христославы – _________________________________________________________

  1. Что происходило в праздник Крещения Господня? ______________________

  2. Продолжи предложения:

Крестный ход - _________________________________________________________

Православная вера - ____________________________________________________

  1. Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

  2. Почему праздник называется Днем защитника Отечества?___________________

_______________________________________________________________________

  1. Что означает праздник Масленицы?____________________________________

  2. Как называется время, следующее за праздником Масленицы?____________

2вариант.

  1. Какие праздники мы отмечаем зимой?____________________________________

  2. Чему посвящен праздник Рождества?_____________________________________

  3. Почему христиане называют Христа Спасителем?__________________________

  4. Как называется приготовление к празднованию Рождества Христова?__________

  5. Напиши, что означают слова:

Всенощная – ___________________________________________________________

Лампада – _____________________________________________________________

Святки – ______________________________________________________________

  1. Для чего люди крестились?____________________________________________

  2. Продолжи предложения:

Крестный ход - _________________________________________________________

Монах - ________________________________________________________________

  1. Подчеркни слова, которые не могут принадлежать защитнику Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

  2. Как называется последний день Масленицы?____________________________

  3. Что такое пост?_______________________________________________________

Урок № 33. Контрольная работа №3 по теме: «Пасха: цвета и звуки весны»

1 вариант

  1. Что означают слова:

Благодать - ____________________________________________________________

Благовестить - _________________________________________________________

Трезвон - ______________________________________________________________

Игумен – ______________________________________________________________

  1. Где распяли Иисуса Христа? __________________________________________

  2. Что такое плащаница?________________________________________________

  3. Как одним словом можно назвать всех предков?_________________________

  4. Кто создал церковно-славянскую азбуку?_______________________________

  5. Вставь пропущенные слова:«святые _______________ и Мефодий»,

«святой князь Димитрий _____________»

  1. Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?______________

_______________________________________________________________________

2вариант

  1. Что означают слова:

Благовещение – ________________________________________________________

Благоволить - __________________________________________________________

Звонарь - ______________________________________________________________

Монастырь - __________________________________________________________

  1. Где похоронили Иисуса Христа?_______________________________________

  2. Что такое Радоница? __________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Как одним словом называют отца, мать и их детей?_____________________

  2. Кто такие Кирилл и Мефодий? ________________________________________

  3. Вставь пропущенные слова: «собор Василия ____________________»,

«Святой преподобный Сергий _______________»

  1. Объясни, что означает слово «Богоявление»?___________________________

  1. Перечень учебно – методических средств обучения

Литература:

Л. Л. Шевченко «Православная культура», 1-й год обучения, Москва, «Просвещение», 2004


  1. Л.Л.Шевченко Православная культура: Методическое пособие для учителя. 2-й год обучения, в 2ч. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

  2. Л.Л.Шевченко Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 2-й год обучения, в 2ч. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

ТСО:

        1. Компьютер

        2. Проектор

        3. Принтер.


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 2 класса
233.1kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
264.94kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
205.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
193.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
199.24kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 9 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
309.59kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 6 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
292.88kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 11 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
283.43kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 5 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
247.9kb.