Главная стр 1
скачать
c:\users\матёрка\desktop\2013-12-23\scan10008.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура"», на основе авторской программы Л.Л.Шевченко «Православная культура»// Концепция и программы учебного предмета, 1-11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008., материалов инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «О преподавании православной культуры в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области» и учебного плана школы для учащихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская основная общеобразовательная школа».


Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4)-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 3(4)-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.

Предмет «Православная культура» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования по предмету «Православная культура» соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования.

Цель: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Задачи:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определяется учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений Российской Федерации. Согласно авторской программе Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Концепция и программы учебного предмета, 1-11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.  на изучение предмета «Православная культура» во 4 классе отводится 32 часа (1 час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ «Борисовская ООШ » на 2013--2014 учебный год» рабочая программа рассчитана на 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель)
В соответствии с этим в  рабочую программу внесены изменения. С целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края добавлен материал православного краеведения: заочное путешествие по храмам г. Белгорода и района , экскурсия в местный храм.

Сроки реализации программы 01.09.2013 -31.05.2014 г.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок; запланировано проведение экскурсии, встреча со священнослужителем. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Используются типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:



  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности)

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-   базовые знания об основных феноменах  православной   культуры  на основе художественных впечатлений;

- узнать базовые понятия христианской этики;

- научиться разбираться в разных формах и видах  православной   культуры и различных выразительных средствах.

- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учащиеся должны уметь:

- видеть изображение и слышать музыку;

- смотреть на окружающую жизнь глазами создателя  православной   культуры  (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья).



Учебно-тематический план




Тема

Количество часов



Вводный урок.

1



Тема 1. Отечество Небесное. Бог. Бог просвещающий

14



Тема 2. Добродетели в жизни христианина.

16



Итоговое повторение.

1

4

Православное краеведение

3




ВСЕГО

35



Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоговая


итого

Количество плановых контрольных работ




1




1

1

3

Повторение и обобщение










1




1

Экскурсий













1

1


Календарно – тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Сроки прохождения

Домашнее задания

план

факт

1

Введение. Что изучает православная культура.

03.09




С.4-5

2

Бог просвещающий. Православие как основная религия в Росси.

10.09




Задание11 с.21

3

Что говорит о Боге православная культура?

17.09




Задание 7 с.32

4

Свет на горе Фавор. Смысл Преображения.

24.09




Задание 4 с.36

5

Свет на горе Фавор. Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека.

01.10




Задание 8 с.38

6

Бог спасающий

Милость Божия к людям.

08.10




Нарисовать рисунок

7

Бог спасающий. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека.

15.10




Прочитать притчу о зерне горчичном

8

Что говорит о человеке православная культура? Притча о талантах.

22.10




Задание 1 с.53

9

Что говорит о человеке православная культура? Размышление маленького христианина о человеке.

29.10




С.57-59 нарисовать рисунок

10

Христиане в православном храме. Таинства православной церкви

12.11




Задание 1 с.65

11

Христиане в православном храме. Таинства православной церкви

19.11




Задание 7 с.78

12

Золотое правило жизни. Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете».

26.11




Задание 5 с.83

13

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа № 1 по теме «Отечество Небесное. Бог»

03.12




Индивидуальные задания

14

Добро и зло. Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире.

10.12




Задание 4 с.89

15

Добро и зло. Какой я?

17.12




Задание 7 с.93

16

Добро и зло. Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси.

24.12




Выучить стихотворение

17

Как Бог строил дом спасения человека. Что было открыто Богом о будущем спасении человека?

14.01




Задание 3 с.98

18

Как Бог строил дом спасения человека.

21.01




Задание 7 с.100

19

Воеводы сил любви. Добродетели. Притча о сеятеле.

28.01




Задание 6 с.109

20

Воеводы сил любви. Добродетели. Поэма Иосафа Белгородского.

04.02




Задание 8 с.111

21

Непобедимое оружие христиан. Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом?

11.02




Задание 8 с.117

22

Непобедимое оружие христиан. Как Иисус Христос учил людей.

18.02




Задание 13 с.119

23

Защита святынь. Силы тьмы. В чем сила человека?

25.02




Задание 2 с.122

24

Защита святынь. Силы тьмы. Иконоборчество.

04.03




Задание 6 с.128

25

Небесные помощники. Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил.

11.03




Задание 2 с.134

26

Небесные помощники. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила.

18.03




История местного храма

27

Увенчанные венцами. Христианская семья. Добродетели христианской семьи.

08.04




С.138-143

28

Увенчанные венцами. Христианская семья. Святые царственные страстотерпцы.

15.04




Задание 5 с.146

29

Добрый ответ. Ответственность человека. Притча о бесплодном дереве.

22.04




Задание 3 с.150

30

Добрый ответ. Живите ,люди добрые.

29.04




Задание 9 с.154

31

Повторение и обобщение по теме «Добродетели в жизни христианина». Урок – викторина.

06.05




Подготовит. к контр. работе

32

Итоговая контрольная работа по теме «Человек преображенный». Тестирование.

13.05




Подготовить сообщения

33

Заочное путешествие по храмам г. Белгорода

20.05




Подготовить сообщения

34

Храмы нашего района

27.05




Правила поведения в храме

35

Экскурсия в храм .

31.05









Содержание программы. 3 год обучения
Тема 1. Отечество Небесное. Бог.

1. Бог просвещающий.

О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия - вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просвещение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в Древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки « Начать с азов ».

2. Что говорит о Боге православная культура?

Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный ». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки ».

3. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе - символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе. Фаворский свет. Церковнославянская азбука: буква «Фита» - символ Божественного, Церкви Божией. В греч. языке: Бог - Феос. «Ф» на иконах Богоматери: «МРФУ » (МитирФэу) - Матерь Божия. Ключевые слова христианской культуры с буквой *Ф»: Фавор, Вифлеем, Голгофа, Гефсимания, акафист. События Священной истории, с ними связанные.

4. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос - Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. Воскрешение дочери Иаира. Как мог человек получить помощь Божию? Вера и примирение с ближними как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Таинство Крещения. Рассказ о Божием Царстве в поэзии. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы: икона «Воскрешение дочери Иаира» и картина В.Д. Поленова на ту же тему. Представление икон - фресок «Чудесный улов»; «Насыщение пятью хлебами». Их анализ на трех уровнях. Словарик иконописца; образы и символы христианского религиозного искусства: голубь, рыба, корабль, нимб и др. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова - милость, Царствие Небесное, Церковь.

5. Что говорит о человеке православная культура?

Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть талант в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Бо-жие. От чего зависит возможность уподобления Богу? Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Стремление человека к добру - к подобию Божию. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. В каких делах каждый может раскрыть свои таланты? Какими качествами украшается душа человека? Взаимосвязь христианских понятий «смирение - радость». Их отражение в духовных песнопениях: «Слуху моему дай радость и веселие» (Псалом 50). Примеры проявления красоты человека в рассказах Священной истории (Богородица. Авель, Авраам. Иосиф.). Спаситель как проявление высшей красоты. Отражение этого смысла в поэзии: К.Д. Бальмонт. «Одна есть в мире красота» (Повторение материала 2-го года). Рассказы о человеке в росписях храма Спаса на Сенях Ростова Великого (Сотворение человека. Изгнание из рая). Рассказы о человеке в детской православной литературе. Церковнославянская азбука: слова - образ, душа, чудо.

6. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия-благодарение. Духовный смысл. Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова- Литургия, Причащение, Таинство.

7. Золотое правило жизни

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым » правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). Слова- «доброта», «красота(лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?

Тема 2. Добродетели в жизни христианина

8. Добро и зло

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла. Два брата -Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной

Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестив литературе Древней Руси. «Поучение» князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало». Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Как положено было вести себя детям? Церковнославянская азбука: о добре и зле. Слова: «благотворяй», «злотворяй»; выражение «Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому». Благое как доброе, полезное для самого человека и для окружающих. Связь человека с окружающим •сиром. Христианское поведение.

9. Как Бог строил дом спасения человека

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова, лесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. Как Бог строил дом спасения. О Богородице - лестнице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвященные празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь». Легок ли жуть жени христианина? Препятствия на этом пути. Представление иконы: « Аз есжь Лоза истинная». Церковнославянская азбука: слова и выражения, раскрываюший Божественный источник знания - «свет», «просвещение», «Я есть путь...».

10. Воеводы сил любви. Добродетели

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствии: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - какое это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелен н семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи - представление иконы/. Древо талантов-добродетелей христианина. Церковнославянская азбука: слова* обозначающие добродетели, - «кротость», «смирение», и др.; выражения: «Знай себя». «Уклонись от зла и сотвори благо».

11. Непобедимое оружие христиан

Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Какими душевными качествами проявляется в человеке эта борьба? Всегда ли ведется эта брань? Как и чем укрепляется человек в этой борьбе? Помощники человека в духовной брани. Возможна ли гармония (согласие) духовного и телесного в человеке? Чем люди живы? Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. О чем христиане прежде всего просили Бога? Рассказ о Марфе и Марии -ответ на этот вопрос. Размышление о хлебе духовном в поэзии. Церковнославянская азбука: «Отче наш».

12. Защита святынь. Силы тьмы

В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.

13. Небесные помощники

Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.

14. Увенчанные венцами. Христианская семья

Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Любовь - высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве - «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его »; « Премудрость смиренного вознесет главу его ».

15. Добрый ответ

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Что ему мешает, что помогает проявить доброе в себе? Смысл Евангельских слов* «Дух бодр, плоть же немощна». Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Когда человек должен отвечать за свои поступки? Представление иконы: Страшный Суд. Церковнославянская азбука: рассказ о красивой буквице «Ж» (Живете) - начертание и духовный смысл.
Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.

  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4)-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.


Дополнительная литература

  1. Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

  2. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.

  3. Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.

  4. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007

  5. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

  6. Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.

  7. Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 3(4)-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

  8. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 3(4)-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.

  9. Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).

  10. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.

  11. http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru

Приложение



Контрольная работа № 1

по теме «Отечество Небесное. Бог»

Вариант 1

Задание 1 ( тест)

  1. Что такое Священное Предание?

А) знание Бога, переданное святыми людьми (устно)

Б) знания о Боге, переданное в письменной форме



2) Кто такой Моисей?

А) пророк

Б) апостол

3) Что такое фреска?

А) изображение, созданное из кусочков камней или цветного стекла

Б) живопись красками на сырой штукатурке

4) Какой праздник называют Днем Рождения Церкви Христовой?

А) Преображение Господне

Б) Вознесение Господне

В) День Святой Троицы



5) Назовите дату православного праздника Преображение Господне?

А) 19 августа

Б) 14 августа

Задание №2

Объясни пословицы: « Сначала аз да буки, а потом науки», « Божьей волей свет стоит, наукой люди живут».



Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Внемлет -………, чадо-………., риза -……….., радеть -…….,

богослужение -……., елей-….. .



Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: чревоугодие-жадность-скупость.



Задание№5

Догадайся, какие из слов характеризуют богатства духовные, а какие материальные. Выдели их разными цветами.

Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость, книги, иконы, церковные песнопения, физическая сила, золото, серебро, деньги, земля, драгоценные камни.

Задание №6

Подумай и напиши, как называются слова, которыми, по обычаю, начинали каждое дело благочестивые христиане.



Задание №7

Прочитай и объясни, почему на Руси почитание детьми родителей являлось одной из высших христианских добродетелей.



Контрольная работа № 1

по теме «Отечество Небесное. Бог»

Вариант 2

Задание 1 ( тест)

1)Что такое риза?

А) повседневная одежда

Б) праздничная одежда

2)Что такое лампада?

А) свеча


Б) масленичные светильники

3)Что такое набат?

А) колокольный звон в один колокол, призывающий к молитве

Б) звон в большой колокол, возвещающий о бедствии

4)Через что Бог подает благодать христианам?

А) через обряды

Б) обычаи

В) таинства



5) Кого на иконе изображают в виде голубя?

А) Иисуса Христа

Б) Божью Матерь

В )Святого Духа



Задание №2

Объясни пословицы:

« С Богом пойдешь, верный путь найдешь», « Не хвались родителями - хвались добродетелями».

Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Приемлет-…………., богомольцы-…………, узреть-………….., амвон-…………,добродетель- …….грех-…….. .

Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: умеренность-милосердие-смирение.



Задание № 5

Догадайся, выбери, запиши в тетрадь в 2 колонки:

Что хорошо? Что плохо?

Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, щедрость, злость, кротость, упрямство, скупость, честность, благодарность, скука, радость, горе, послушание, любовь к ближним, умеренность.



Задание №6

Прочитай и объясни, почему Христос учил о том, что христиане, не должны откладывать выполнение добрых дел и намерений?



Задание №7

Вспомни и запиши в тетрадь христианскую заповедь, в которой говорится об отношениях детей и родителей.

3 четверть

Творческая работа № 1 по теме

«Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые».

(проектная работа)

1 вариант

1)Составить маршрут путешествия по Святым Дивеевским местам:

А) рассказать о Серафимо-Дивеевском монастыре

Б) Троицком Соборе

В) Канавке Божьей Матери

Г) Святые источники Дивеевской земли

2)Составить для своих экскурсантов правила поведения в святых местах.

2 вариант


  1. Александро-Невская Лавра

3 вариант

1) Троице-Сергиева Лавра



4 вариант

1) Киево-Печерская Лавра

Примечание.

Класс делится на 4 творческие группы. Дети сами выбирают вопрос, по которому будут готовиться. Задание дается за 2 недели до урока. На уроке каждая творческая группа защищает свой проект.



Творческая работа №2 « Великие иконописцы»

Вариант 1

1)Великий иконописец Андрей Рублев-житие

2) « Троица»

3) Спасский собор Андроникова монастыря

4) Троицкий собор

5) Стихотворение об Андрее Рублеве



Вариант 2

Великий иконописец Дионисий



Вариант 3

Великий иконописец Феофан Грек



Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

Вариант 1.

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Покаяние-

Святые-


Подвижники-

Крестное знамение-

Житие-

Мощи-


Хоругвь-

Молебен-


Задание 2

Напиши известные тебе имена учеников Преподобного Сергия Радонежского



Задание 3

Назови Лица Святой Троицы.



Задание №4

Как называется главное богослужение Православной Церкви?



Задание №5

Что значит, у христианина просить у Бога милости:

а) богатства, б) удачи, в) прощения грехов, г) Царствия Небесного

Задание №6

Объясни пословицы:

« Не стоит город без святого, селение - без праведника»,

« С Богом пойдешь, путь к добру найдешь».



Задание № 7

Прочитай слова и сравни их, что у них общего: «отец», « отечество».



Задание 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Богородице.



Задание 9

Церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни. Нарисуй храм, основание которого похоже на базилику (корабль), крест, ротонду (круг).



Задание 10

Объясните, почему Христа называют Вседержителем?



Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

Вариант 2. (2 полугодие)

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Подвижники-

Мученики-

Инок-

Великий Пост-



Обедня –

Рака-


Кадило-

Игуменья-



Задание №2

В песнопениях посвященных Преподобному Сергию Радонежскому, поются слова:

« Молитвенная помощь православному воинству».

Приведи пример такой помощи из жития Преподобного.



Задание №3

Скажи, в память о каком событии был сооружен храм Христа Спасителя.



Задание №4

Как называется праздничные песнопения, посвященные Спасителю, Богородице, Святым?



Задание №5

В чем проявляется любовь человека к людям? Подумай, чем человек может пожертвовать для блага ближних:

а) временем б) лакомством в) деньгами г) трудом д) ничем

Задание №6

Объясни пословицы: « Бог терпел и нам велел», « Терпенье, и труд все перетрут».



Задание № 7

Подчеркните слова, которые относятся к устройству православного храма: притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.



Задание № 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Спасителю.



Задание 9

Перечисли символы православной иконы.



Задание 10

Допиши предложения:



На Руси для обучения грамоте использовалась 1 из книг Священного Писания………


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
264.94kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
193.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
199.24kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
205.44kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 2 класса
233.1kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 9 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
309.59kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 11 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
283.43kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 6 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
292.88kb.
Аттестация обучающихся по учебному предмету «Православная культура» будет проходить в форме устного контроля
85.97kb.