Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

4. Базисного учебного плана школы на 2013-2014учебный год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю, всего 70 часов, корректировка не производилась.

Программа 10 классы охватывает все разделы русского языка.Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».



Цели и задачи:

– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

- развитие умения связно излагать свои мысли.

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.



Содержание программы

Введение(1 час)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография(14 часов)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия(5 часов)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и Словообразоваение( 5 часов)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав


слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы
производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразова-
ния. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском


языке.

Морфология и орфография(20 час)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь


морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфогра-
фии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных


после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34,
ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.



Самостоятельные части речи ( 25 часов)

Имя существительное (3 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное (4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен Прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.



Местоимение (3 часа)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение ,стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

. Глагол (2 часа)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.


Причастие (2часа)

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.


Деепричастие (1 час)
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречия (2 час)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния (1 час)
Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи (3 часа)
Предлог (1 час)
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова (1 час)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы (2 часа)

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический

разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание

частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раз

дельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова (1час)

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.



Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • аудирование и чтение;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • говорение и письмо;

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС (2 ч. в неделю/ 70 ч. в год)

(Русский язык. Программа курса 10-11 кл. / Авт.: Н.Г. Гольцова.. – М.: Русское слово, 2007)


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата изучения

ЗУН (уровень подготовки)

КИМы

Оборудование

1.

Слово о русском языке.

1

I неделя

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма, русский язык среди языков мира.










Лексика. Фразеология. Лексикография.

14




Значение слова, изобразительно-выразительные средства, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей.







2.

Слово и его значение.

1







Словари

3.

Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями.

1

II неделя

Тест




4.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1










5.

Омонимы и их употребление. Работа со словарями омонимов.

1

III неделя

Тест

Словарь омонимов

6.

Паронимы и их употребление. Работа со словарями паронимов.

1







Словарь паронимов

7.

Синонимы и их употребление. Работа со словарями синонимов.

1

IV неделя




Словарь синонимов

8.

Антонимы и их употребление. Работа со словарями антонимов.

1




Входное тестирование

Словарь антонимов

9-10.

РР 1, 2 Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста.

2

V неделя

Текст изложения




11.

Происхождение лексики современного русского языка. Роль старославянизмов в создании текстов высокого стиля. Лингвистический анализ текста: А.С. Пушкин «Пророк» или «Воспоминания в Царском Селе».

1

VI неделя




Текст стихотворения А.С. Пушкина

12.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Окказиональные слова (индивидуально-авторские неологизмы).

1




Тест




13.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.

1

VII неделя




Словарь фразеологизмов

14.

Лексикография.

1




Самостоятельная работа




15.

Диктант или лингвистический анализ текста.

1

VIII неделя

Текст диктанта







Фонетика. Графика. Орфоэпия.

5




Основные лингвистические единицы фонетики, звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков в слове. Чередование звуков. Звуки – буквы.







16-17.

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

2

IX неделя

Самостоятельная работа

Таблица «Звуки и буквы»

18-20.

Орфоэпия. Знакомство с орфоэпическими вариантами. Ударение. Типы ударения. Словесное ударение. Роль ударения в определении значения и формы слова (омографы, омоформы и т.д.), ударение и профессиональные слова.

3

X неделя

Тест

Орфоэпические словари




Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. словообразование.

5




Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке.







21-22.

Состав слова. Морфемный разбор слова. Исторические изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение основы).

2

XI неделя

Тест







23-24.

Словообразование. Словообразовательный разбор слова. Словообразовательные модели различных частей речи.

Формообразование. Понятие парадигмы.



2

XII неделя




Самостоятельная работа

Словообразовательные словари

25.

РР 3 Изложение с творческим заданием.

1

XIII неделя




Текст изложения




26.

Принципы русской орфографии.

1




Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания.







27.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

4

XIV неделя

Безударные гласные, проверяемые ударением. Безударные гласные, не проверяемые ударением.

Тест

Орфографические словари, алгоритмы

28.

Чередующиеся гласные в корне слова.

1




Безударные чередующиеся гласные в слове.

Морфемный анализ слова.



Тест

Алгоритм

29.

Употребление гласных после шипящих.

1

XV неделя

Гласные после шипящих, ударение.

Тест




30.

Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.



1




Звук и буква. Морфемы.







31.

Диктант.

1

XVI неделя

Проверка уровня усвоения основных знаний по русскому языку.

Текст диктанта




32.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

1




Звук и буква. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные.







33.

Правописание двойных согласных.

1

XVII неделя

Двойные согласные в разных частях речи.

Тест

Орфографические словари

34.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1




Приставка. Принципы орфографии.

Промежуточное тестирование

Алгоритм

35-36.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные Ы-И после приставок.

2

XVIII неделя

Орфограмма, приставка, значение приставки.

Уяснение значения приставок, связь с правописанием.



Тест

Схема «Гласные в приставках пре- и при-»




37.

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

XIX неделя

Орфография, роль букв Ъ и Ь в слове.

Роль Ъ и Ь. Графика. Строчная и прописная буква.



Самостоятельная работа




38.

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

1




Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Правописание сложных имён существительных

Морфологический разбор имён существительных.






Опорный конспект «Имя существительное»

39.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных.

1

XX неделя




Самостоятельная работа

Таблица «Гласные в падежных окончаниях существительных»

40.

Правописание сложных имён существительных.

1













41.

Диктант.

1

XXI неделя




Текст диктанта




42.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

1




Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных.

Морфологический разбор имён прилагательных.






Опорный конспект «Имя прилагательное»

43.

Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

XXII неделя




Тест

Таблица «Правописание суффиксов имён прилагательных»

44.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.

1







Тест

Алгоритм

45.

Правописание сложных прилагательных.

1

XXIII неделя

Сложное имя прилагательное. Слитное и дефисное написание.







46.

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

1




Морфологические признаки имени числительного. Числительные количественные, порядковые, собирательные.

Морфологический разбор имён числительных.






Опорный конспект «Имя числительное»

47.

Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.

1

XXIV неделя




Самостоятельная работа




48.

Употребление имён числительных в речи.

1













49-51.

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

2

XXV-XXVI недели.

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Морфологический разбор местоимений.






Опорный конспект «Местоимение»

52.

Диктант.

1







Текст диктанта




53.

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

1

XXVII неделя

Морфологические признаки глагола как части речи. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола. Категория наклонения глагола. Время глагола. Категория вида глагола.

Морфологический разбор глаголов, образование разных форм глаголов.






Опорный конспект «Глагол»

54.

Правописание глаголов.

1







Тест




55.

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий.

1

XXVIII неделя

Морфологические признаки причастия. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Морфологический разбор причастий, образование причастий.






Опорный конспект «Причастие»

56.

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1







Тест

Алгоритм



57.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.

1

XXIX неделя

Морфологические признаки деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия.

Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий.






Опорный конспект «Деепричастие»

58.

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.

1




Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий.

Морфологический разбор наречий.






Опорный конспект «Наречие»

59.

Правописание наречий.

1

XXX неделя




Самостоятельная работа




60.

Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

1




Морфологические особенности слов категории состояния, лексико-семантические группы слов категории состояния.

Морфологический разбор слов категории состояния.






Опорный конспект «Слова категории состояния»

61.

Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов.

1

XXXI неделя

Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению.

Морфологический разбор предлогов.



Тест

Опорный конспект «Предлог»

62.

Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов.

1




Союзы, союзные слова, простые и составные, производные и непроизводные, сочинительные и подчинительные

Морфологический разбор союзов.



Тест

Опорный конспект «Союз»



63.

Частицы. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц.

1

XXXII неделя

Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие.

Морфологический разбор частиц.






Опорный конспект «Частица»

64.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1




Частицы. Разряды частиц.

Тест




65.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

1

XXXIII неделя

Отрицательные частицы. Части речи. Морфемика: приставки.

Тест

Алгоритм

66.

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

1




Междометие как особый разряд слов; типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова.




Опорный конспект «Междометия и звукоподражательные слова»

67.

Диктант.

1

XXXIV неделя




Текст диктанта




68.

Повторение и обобщение пройденного.

1




Повторение и обобщение основных тем и разделов курса.

Итоговое тестирование




69-70

Резерв

2















скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе
249.81kb.
Программа по изобразительному искусству для 4 класса
193.73kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 в класса на 2011 2012 учебный год
373.17kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
470.36kb.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А., учитель русского языка и литературы, 1 категория
695.33kb.
Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» для 5 класса
1026.49kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов
1362.52kb.
Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной «Программой общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы»
1168.56kb.
Рабочая программа по русскому языку для III ступени (10-11 класса) составлена на основе
329.13kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011/2012 учебный год для 3 класса
342.91kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
618.83kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.