Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА



Рассмотрено

на педагогическом совете учителей МБОУ «Боровихинская СОШ»

Протокол № _____

от «____»__________2013 г.




Согласовано

заместитель директора по УВР

_________/Тюленева Е.А./

«____»__________2013 г.




Утверждено:

Директор школы:

__________________/Бутакова Е.Н./

«___»________________2013 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « химия»

Класс 10

2013 – 2014 учебный год

Ф. И.О. учителя Потехина Н.В.

 Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы по химии

для общеобразовательных школ (Примерная программа основного (общего) и полного (среднего) образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, по учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Москва. «Просвещение» 2008г.

Методические пособия и учебники:

Программы общеобразовательных учреждений. Химия. Автор Н.Н. Гара.

Издательство «Просвещение» Москва 2008 г.)

с.Боровиха

2013г

ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений


Базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Настоящая программа составлена для учащихся химии 10—11 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне в двух вариантах: I  вариант — 140 ч/год (2 ч/нед.); II вариант — 70 ч/год (1 ч/нед.). Эта программа рекомендуется школьникам, которые к 10 классу не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа (34 нед/год) предусматривает обучение в 10 ,11 классах в объеме 68 часов (2 часа в неделю).


      Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
      Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:
      на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
      на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
      на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
      на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
      на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
      Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
      В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
      В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
      Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
      В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.
      Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.
      Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.
      Распределение времени по темам в программе ориентировочное. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10 класс
68 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч — резервное время)


ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

      Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.


      Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
      Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
      Классификация органических соединений.
      Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)

      Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.


      Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
      Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.
      Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
      Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
      Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

      Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.


      Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
      Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
      Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
      Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

      Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


      Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)

      Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.


      Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.
      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.


      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
      Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
      Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
      Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
      Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

      Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.


      Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
      Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
      Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)

      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.


      Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
      Практические работы
      • Получение и свойства карбоновых кислот.
      • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

      Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.


      Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
      Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.

Тема 10. Углеводы (7 ч)

      Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.


      Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
      Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
      Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

      Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.


      Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 ч)

      Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.


      Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.
      Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
      Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
      Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)

      Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.


      Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
      Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
      Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
      Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков
и синтетических волокон.
      Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
      Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10 КЛАССА

п/п

в

теме

Тема урока

Кол – во

часов

Примечание

 




ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1.Теоретические основы органической химии (4 ч)







1

1

Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ

1

Демонстрации

Образцы органических веществ и материалов. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул органических веществ.



2

2

Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития

1

Демонстрации

Шаростержневые модели молекул




3

3

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ

1

Лабораторный опыт №1

Изготовление моделей молекул органических соединений (углеводородов и галогенопроизводных)

(стр. 32)


4

4

Классификация органических соединений

1

Демонстрации

Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ



 




УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)







5

1

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов

1

Демонстрации

Модели молекул алканов. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропанобутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)




6

2

Физические и химические свойства алканов

1

Демонстрации

Отношение алканов к кислотам, щелочам, перманганату калия и бромной воде



7

3

Получение и применение алканов

1




8

4

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода

1




9

5

Циклоалканы

1




10

6

Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах

1

Практическое занятие

11

7

Контрольная работа по теме

1




 




Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)







12

1

Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов

1

Демонстрации

Модели молекул изомеров и гомологов.




13

2

Свойства, получение и применение алкенов

1

Демонстрации

Получение этилена и ацетилена.

Качественные реакции на кратные связи.


14

3

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств

1

Практическое занятие


15

4

Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук

1

Демонстрации коллекции каучуков, образцы резины.


16

5

Ацетилен и его гомологи

1

Демонстрации

Получение ацетилена карбидным способом.

Качественные реакции на кратные связи.

Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена.



17

6

Получение и применение ацетилена

1




 




Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)







18

1

Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура

1




19

2

Физические и химические свойства бензола

1

Демонстрации

Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.



20

3

Гомологи бензола. Свойства. Применение

1

Демонстрации

Гомологи бензола. Окисление толуола.



21

4

Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов

1




 




Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)







22

1

Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование

1




23

2

Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти

1

Лабораторный опыт №2

Знакомство с образцами продуктов нефтепереработки и коксования каменного угля (работа с коллекциями).

(стр. 79)


24

3

Крекинг нефти

1

Табл. «Крекинг нефти»

25

4

Коксохимическое производство

1

Демонстрации

Ознакомление с продуктами коксования каменного угля.




26

5

Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1




27

6

Итоговая контрольная работа по теме «Углеводороды»

1




 




КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)







28

1

Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура

1




29

2

Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека

1




30

3

Получение спиртов. Применение

1




31

4

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке

1




32

5

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение

1

Демонстрации

Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).



Лабораторный опыт №3

Растворение глицерина в воде.

Качественная реакция на многоатомные спирты

(стр. 98)



33

6

Строение, свойства и применение фенола

1

Демонстрации

Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.



 




Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 ч)







34

1

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура

1




35

2

Свойства альдегидов. Получение и применение

1

Лабораторный опыт №6

Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).



Демонстрации

Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксида меди (II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.



36

3

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение

1




 




Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)







37

1

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура

1

Демонстрации

общих св-в кислот

( взаимодействие с индикаторами, активными металлами, раствором щелочи, раствором соли, образованной более слабой кислотой)


38

2

Свойства карбоновых кислот. Получение и применение

1




39

3

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

1




40

4

Практическая работа. Получение и свойства карбоновых кислот

1

Практическое занятие

41

5

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

1

Практическое занятие

42

6

Контрольная работа по темам 6—8

1




 




Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)







43

1

Строение и свойства сложных эфиров, их применение

1




44

2

Жиры, их строение, свойства и применение

1

Лабораторный опыт

7

Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.


45

3

Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии

1

Лабораторный опыт

8

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.


 




Тема 10. Углеводы (7 ч)







46

1

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе

1




47

2

Химические свойства глюкозы. Применение

1

Лабораторный опыт

9

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I).


48

3

Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение

1

Лабораторный опыт № 10

Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция



49

4

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

1

Лабораторный опыт №11

Качественная реакция на крахмал.

Гидролиз крахмала.

(стр. 148)



50

5

Целлюлоза, ее строение и химические свойства

1




51

6

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно

1

Лабораторный опыт № 12

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон



52

7

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

1

Практическое занятие

 




АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)







53

1

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов

1

Демонстрации

Окраска ткани анилиновым красителем



54

2

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства

1

Демонстрации

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот



55

3

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач

1




 




Тема 12. Белки (4 ч)







56

1

Белки — природные полимеры. Состав и строение белков

1




57

2

Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков

1

Лабораторный опыт №13

Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая).

58

3

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты

1

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов и витаминов.

Образцы средств гигиены и косметики.


59

4

Химия и здоровье человека

1




 




ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)







60

1

Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров

1




61

2

Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен

1

Демонстрации

Образцы пластмасс



Лабораторный опыт №14

Изучение свойств полиэтилена



Лабораторный опыт №15

Определение хлора в поливинилхлориде



62

3

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение

1

Демонстрации

Образцы синтетических каучуков



63

4

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан

1

Демонстрации

Образцы синтетических волокон



Лабораторный опыт №16

Изучение свойств синтетических волокон




64

5

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон

1

Практическое занятие

65

6

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа

1




66

7

Итоговая контрольная работа по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения»

1




67

1

Резерв

1




68

2

Резерв

1




ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.


      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:


      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.


      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:


      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:


      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:


      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Литература:

1. Учебник химии Г.Е.Рудзитес, Ф.Г. Фельдман «Органическая химия», Москва «Просвещение» 2011г

2. Современный урок химии. И.В. Маркина, Ярославль Академия развития 2008 г



3. Химия. Справочные материалы. Ю.Д. Третьяков, Москва «Просвещение» 1988 г

4. Руководство по химии поступающим в ВУЗЫ. Э.Т. Оганесян, Москва «Высшая школа»1991 г
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 11 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
258.03kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 10 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
324.75kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 9 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
308.81kb.
Программа по предмету «Химия» 10 11 класс 2013 2014 учебный год. Составитель
580.37kb.
Рабочая программа по предмету Обществознание Класс 6 На 2013-2014 учебный год Ф. И. О. учителя Шумилова Лариса Александровна
173.2kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс на 2013-2014 учебный год
989.36kb.
Рабочая программа химия 10 класс 2013-2014 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа базового курса «Органическая химия»
294.82kb.
Рябова Ольга Евгеньевна 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
483.02kb.
Рабочая программа по предмету биология 6 класса на 2013-2014 учебный год
110.83kb.
Программа по учебному предмету химия 8,9 классы на 2014-2015 учебный год
745.47kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов на 2013-2014 учебный год
72.23kb.
Книга для учителя,Сб-к дидактические материалы 5-9 классы Д. С. Вадюшина, сб-к фр песен, сб-к упражнений для 6 класса
314.05kb.