Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА


Рассмотрено

на педагогическом совете учителей МБОУ «Боровихинская СОШ»



Протокол № ___

от « » __________ 2013 г.,




Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Тюленева Е.А./

«____» «______________» 2013г




Утверждено: Директор школы:

________ /Бутакова Е.Н. /

«____» «_______» 2013 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « химия»

Класс 11


2013 – 2014 учебный год

Ф. И.О. учителя Потехина Н.В.

Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы по химии

для общеобразовательных школ (Примерная программа основного (общего) и полного (среднего) образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, по учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Москва. «Просвещение» 2008г.

Методические пособия и учебники:

Программы общеобразовательных учреждений. Химия. Автор Н.Н. Гара.

Издательство «Просвещение» Москва 2008 г.)

с.Боровиха

2013г


ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

для 10—11 классов общеобразовательных учреждений

Базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Настоящая программа составлена для учащихся химии 10—11 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне в двух вариантах: I  вариант — 140 ч/год (2 ч/нед.); II вариант — 70 ч/год (1 ч/нед.). Эта программа рекомендуется школьникам, которые к 10 классу не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа (34 нед/год) предусматривает обучение в 10 ,11 классах в объеме 68 часов (2 часа в неделю).


      Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
      Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:
      на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
      на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
      на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
      на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
      на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
      Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
      В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
      В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
      Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
      В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.
      Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.
      Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.
      Распределение времени по темам в программе ориентировочное. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11 класс
68 ч/год (2 ч/нед.; 5 ч — резервное время)


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

      Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.


      Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
на основе учения о строении атомов (4 ч)

      Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.


      Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
      Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Тема 3. Строение вещества (8 ч)

      Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.


      Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
      Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
      Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
      Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
      Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
      Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Тема 4. Химические реакции (13 ч)

      Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.


      Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
      Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
      Гидролиз органических и неорганических соединений.
      Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
      Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
      Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
      Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 5. Металлы (13 ч)

      Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.


      Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
      Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
      Сплавы металлов.
      Оксиды и гидроксиды металлов.
      Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
      Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
      Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Неметаллы (8 ч)

      Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.


      Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
      Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (14 ч)

      Генетическая связь неорганических и органических веществ.


      Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов; решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 11 КЛАССА



п/п

в

теме

Тема урока

Кол- во

часов

Примечание

 




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)







1

1

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества

1

Демонстрации:

-ПС


-табл. «Классификация веществ».

2

2

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях

1

Демонстрации:

-ПС



3

3

Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

Демонстрации:

-ПС



 




Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)







4—5

1-2

Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов

2

Демонстрации:

-ПС


-табл. «Строение атома»

6

3

Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов

1

Демонстрации:

-ПС


-табл. «Строение атома»

7

4

Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение расчетных задач

1

Демонстрации:

-ПС


-табл. «Строение атома»

 




Тема 3. Строение вещества (8 ч)







8

1

Виды и механизмы образования химической связи

1

Демонстрации:

-табл. «Химическая связь»



9

2

Характеристики химической связи

1

Демонстрации:

-табл. «Химическая связь»



10

3

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ

1

Демонстрации

Модели молекул изомеров и гомологов



11

4

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

1

Демонстрации

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток



12

5

Причины многообразия веществ. Решение расчетных задач

1




13

6

Дисперсные системы

1

Демонстрации

Р-ры окрашенных и неокрашенных в-в, эмульсии, суспензии, коллоидные р-ры, кристаллы солей,

Эффект Тиндаля, коагуляция коллоида. Расслоение эмульсии и суспензии.


14

7

Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией

1

Практическая работа

(стр. 42)



15

8

Контрольная работа по темам 1—3

1




 




Тема 4. Химические реакции (13 ч)







16

1

Сущность и классификация химических реакций

1




17

2

Окислительно-восстановительные реакции

1




18—19

3-4

Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы

2

Демонстрации

Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора



20

5

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

1




21

6

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье

1




22

7

Производство серной кислоты контактным способом

1

Табл. «Производство серной кислоты»

23—24

8-9

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. Водородный показатель (pH) раствора

2

Табл. «Электролитическая диссоциация». «Окраска индикатора в различных средах»

25

10

Реакции ионного обмена

1

Лабораторный опыт №1

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.



26

11

Гидролиз органических и неорганических соединений

1

Демонстрации

Определение среды раствора с помощью универсального индикатора



27

12

Обобщение и повторение изученного материала. Решение расчетных задач

1




28

13

Итоговая контрольная работа по теме «Теоретические основы химии»

1




 




НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 5. Металлы (13 ч)







29

1

Общая характеристика металлов

1

Демонстрации

Ознакомление с образцами металлов и их соединений



Лабораторный опыт №2

Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)



30

2

Химические свойства металлов

1




31

3

Общие способы получения металлов

1

Табл. «Способы получения металлов»

32

4

Электролиз растворов и расплавов веществ

1

Демонстрации

Электролиз раствора хлорида меди (ΙΙ).



33

5

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии

1

Демонстрации

Опыты по коррозии металлов и защите от нее



34—35

6-7

Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов

2

Демонстрации

Взаимодействие щелочных металлов с водой.



36—37

8-9

Металлы побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов

2

Демонстрации

Взаимодействие меди с кислородом и серой. Лабораторный опыт №3

Взаимодействие цинка с растворами кислот и щелочей.


38

10

Оксиды и гидроксиды металлов

1

Демонстрации:

-ПС


39

11

Сплавы металлов. Решение расчетных задач

1

Демонстрации:

-образцы сплавов и изделий из них



40

12

Обобщение и повторение изученного материала

1

Демонстрации:

-ПС


41

13

Контрольная работа по теме

1




 




Тема 6. Неметаллы (8 ч)







42—43

1-2

Химические элементы — неметаллы. Строение и свойства простых веществ — неметаллов

2

Демонстрации

Образцы неметаллов Горение серы, фосфора, железа и магния в кислороде.



Лабораторный опыт №5

Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями)



44

3

Водородные соединения неметаллов

1

Демонстрации

Получение хлороводорода и аммиака, растворение их в воде, подтверждение кислотно-основных свойств этих в-в.



45

4

Оксиды неметаллов

1

Демонстрации

Образцы оксидов неметаллов



46

5

Кислородсодержащие кислоты

1

Демонстрации

Образцы кислородсодержащих кислот



47

6

Окислительные свойства азотной и серной кислот

1




48

7

Решение качественных и расчетных задач

1

Лабораторный опыт №6

Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.



49

8

Контрольная работа по теме

1




 




Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (14 ч)







50—51

1-2

Генетическая связь неорганических и органических веществ

2




52—53

3-4

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

2

Практическая работа №3

(стр. 144)



54—55

5-6

Решение экспериментальных задач по органической химии

2

Практическая работа №4

(стр. 144)



56—57

7-8

Решение практических расчетных задач

2

Практическая работа №5

(стр. 145)



58—59

9-10

Получение, собирание и распознавание газов

2

Практическая работа №6

(стр. 145-147)



60—61

11-12

Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон

2




62

13

Анализ выполнения практикума

1




63

14

Обобщение и повторение изученного материала

1




64

1

Резерв

1




65

2

Резерв

1




66

3

Резерв

1




67

4

Резерв

1




68

5

Резерв

1




 

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:


      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.


      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:


      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:


      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:


      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Литература:

1. Учебник химии Г.Е.Рудзитес, Ф.Г. Фельдман «Основы общей химии», Москва «Просвещение» 2011г

2. Современный урок химии. И.В. Маркина, Ярославль Академия развития 2008 г



3. Химия. Справочные материалы. Ю.Д. Третьяков, Москва «Просвещение» 1988 г

4. Руководство по химии поступающим в ВУЗЫ. Э.Т. Оганесян, Москва «Высшая школа»1991 г
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 11 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
258.03kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 10 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
324.75kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 9 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
308.81kb.
Программа по предмету «Химия» 10 11 класс 2013 2014 учебный год. Составитель
580.37kb.
Рабочая программа по предмету Обществознание Класс 6 На 2013-2014 учебный год Ф. И. О. учителя Шумилова Лариса Александровна
173.2kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс на 2013-2014 учебный год
989.36kb.
Рабочая программа химия 10 класс 2013-2014 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа базового курса «Органическая химия»
294.82kb.
Рябова Ольга Евгеньевна 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
483.02kb.
Рабочая программа по предмету биология 6 класса на 2013-2014 учебный год
110.83kb.
Программа по учебному предмету химия 8,9 классы на 2014-2015 учебный год
745.47kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов на 2013-2014 учебный год
72.23kb.
Книга для учителя,Сб-к дидактические материалы 5-9 классы Д. С. Вадюшина, сб-к фр песен, сб-к упражнений для 6 класса
314.05kb.