Главная стр 1
скачать


c:\documents and settings\завуч\рабочий стол\windows\temp\finereader10\media\image2.png

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской литературе в 9 классе национальной школы предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю. Цель литературного образования- становление духовного мира человека, создание условий для развития творческих возможностей. Изучение литературы предполагает систематическое чтение художественных произведений. Курс литературы в 9 классе отличается своеобразием., т.к. является переходным от среднего звена к старшему. Начинается вводным уроком, о русской литературе как художественном отражении жизни. Далее даны темы и разделы, организованные на историко- хронологической основе. В программе отведены часы для развития речи, для внеклассного чтения. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в связи с конкретными произведениями или на вводных уроках к разделам программы (классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм). В целях приобщения учащихся к мировой культуре в программу включены произведения зарубежной литературы. Изучению произведений предшествует характеристика основных вех жизни и творчества писателя. В процессе изучения литературы в 9 классе учащиеся должны получить представление об историческом процессе ее развития, начиная с древнейших времен; наиболее важные сведения об основных литературных направлениях в России в 18-ом-начале 19- гов.в., взаимосвязи, сходстве и отличии произведений тех же направлений в зарубежной литературе, о наиболее видных писателях- представителях этих направлений, их биографических данных и творческом своеобразии, при изучении монографических тем- об основных этапах жизненного и творческого пути писателей и поэтов (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Го голь).

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе. Сост.:С.К.Бирюкова, Н.И.Вербовая, К.М.Нартов и др. Под редакцией К.М.Нартова. СПб: отд.изд-ва «Просвещение», 1996

Тематическое планирование уроков русской литературы в 9 классе наииональной школы



Всегочасов-105 Развитие речи-7 Внеклассное чтение-6




Ур.

по теме

Тема урока и основное содержание

1

1

Введение. Русская литература как художественное отражение жизни




1

Краткие сведения о литературе до 19 в. (20ч)







1. Древнерусская литература (8ч)

2

1

Самобытный характер и патриотизм древнерусской литературы. Жанры.

3

2

Летопись «Повесть временных лет»

4

3

«Слово о полку Игореве». История открытия. Историческая основа. Жанр, композиция.

5

4

Идейно- художественное содержание «Слова...»

6

5

Поэтический язык «Слова...», связь с УНТ

7

6

«Повесть о нашествии Батыя на Рязань». Героические характеры повести на примере рассказа о ЕвпатииКоловрате.

8

7

Жанр путешествий в русской литературе 15-176. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

9

8

Жанр жития «Житие Александра Невского». Фольклорные сюжеты («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»)







2. Русская литература 18 в (12ч)

10

1

Русская литература 18в. Классицизм. Жанры классицизма.

11

2

М.В.Ломоносов. Значение Ломоносова в развитии жанров русского классицизма и литературы.

12

3

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны». Возвышенная лексика оды. Гражданственность поэзии Ломоносова.

13

4

Г.Г.Державин. Краткая характеристика творчества. Развитие Державиным жанра оды. «Фелица», «Властителям и судиям». Обличение несправедливой жизни правящих кругов в одах. Элементы сатиры в одах.

14

5

«Памятник». Державин о роли поэта и поэзии. !







15- 16

6-7


Д.И.Фонвизин. «Недоросль».(Чтение и анализ отрывков). Обличение невежества, безнравственности помещиков в комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

17

8



Значение Фонвизина в развитии драматургии. Художественное своеобразие комедии (сочетание элементов классицизма и реализма).

18
9


Сентиментализм. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести, социально- нравственный конфликт. Язык и стиль произведения.

19

10



«История Государства Российского». Обращение Карамзина к российской истории и летописям. Сходство и отличие от них «Истории Государства Российского».

20

11



А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жизненный подвиг писателя. Чтение и анализ гл.»Любани».

21

12



Чтение и анализ глав «Пешки», «Медное», «Городня», «Спасская Пол есть». Гневный протест против крепостников и самодержавия. Вера в тожество справедливости, в будущее.

2

Русская литература первой половины 19 века (5ч)

22

1

Общая характеристика эпохи и литературы. Романтизм, реализм в литературе первой половины 19в.



23

0

К.Ф.Рылеев. «Гражданин», «Иван Сусанин». Поэт, декабрист, романтик. Героический пафос его творчества. Своеобразие лексики и образной системы романтических произведений.



24

3

В.А.Жуковский. Баллады. Народная основа баллад. Гармония как недостижимый идеал в сознании поэта- романтика. Грусть о неосуществимости человеческих желаний. («Лесной царь», «Светлана»)



25

4

Поэтика романтических стихотворений «Море», «Вечер».



26

5
И.А.Крылов. Басни. Крылов- великий русский баснописец ииздатель сатирических журналов. Белинский о народности басен Крылова.


А.С.Грибоедов (7ч+2р.р.)

27

1


Очерк жизни и творчества. История создания комедии.Своеобразие композиции (переплетение 2-х сюжетных линий).

28

2



«Горе от ума». Анализ 1 действия.

29

3



Анализ 11 действия.

30

4



Анализ 111 действия.

31

5



Анализ ГУ действия

32

6



Личная и общественная драма Чацкого.

33

7



Фамусовскоеобщкство. Нравственный облик и жизненные 1 идеалы.

34

8



Значение комедии. Мастерство А.С.Грибоедова. Гончаров , «Мильон терзаний».


35

9р/р


Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

36

10р/р



Написание сочинения.

А.С.Пушкин (21+4р.р.+6 вн.чт.)

37

1



Основные этапы жизни и творчества. Детские годы. Лицей.

38

Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина.



39

3

После лицея (1817-1820)



! 40

4

Начало поэтической деятельности. Вольнолюбивая лирика («Деревня», «Ваольность»)



41

5

Южная ссылка (1820-1824). Стихотворение «К морю».



42

6

Южные поэмы. «Цыганы».



43

7

В Михайловском (1824-1826). Трагедия «Борис Годунов»



44

8

Стихотворение «Осень». Развитие реалистических тенденций в творчестве поэта.



45

9

После ссылки (1826-1833). Поэма «Медный всадник».



46

10

Вн.чт.»Маленькие трагедии «Болдинская осень (1830)



47

11

Вн.чт. Последние года жизни (1834-1837). Работа над прозаическими произведениями. Повесть «Пиковая дама».



48

12

Вн.чт. «Повести Белкина». Расцвет реализма в творчестве Пушкина.



49

13

Дуэль и смерть. Философские раздумья о смысле жизни. («Вновь я посетил...», «Бесы»)



50

14

Вольнолюбивые мотивы в творчестве Пушкина («К Чаадаеву»)



51

15

Стихотворения о любви.



52

16

Пушкин о поэте и поэзии. Белинский о лирике Пушкина.



111

«Евгений Онегин»

53

17



История создания. Жанр. Композиция. Онегинская строфа.

54

18



Онегин в Петербурге, (гл 1 )

55

19



Онегин в деревне (гл.2, 3). Онегин и Ленский.

56

20



Онегин в деревне (гл.4, 5). Поместное дворянство.

57

21



Онегин в деревне (гл.6,7).Онегин и Татьяна. Дуэль.

58

22



Возвращение Онегина из путешествия (гл8)

59

23



Трагическая судьба Онегина. Татьяна- любимая героиня Пушкина.

60

24



Образ автора в романе. «Евгений Онегин- энциклопедия русской жизни».

61

25р.р



Белинский о романе. Статьи 8,9. Обучение кноспектированию.

62

26р.р.



Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

63

27



Вн.чт. В Закруткин «Матерь человеческая». Или В.Быков «Альпийская баллада».

М.Ю.Лермонтов(12ч+2р/р+1 вн.чт.)

64

1



Очерк жизни и творчества. Лирика. Любовь к Родине, её природе, народу. («Родина», «Прощай немытая Россия»)

65

2

Философская лирика: мотив тоски, одиночества, мятежной души («Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно...»

66

3

Любовная лирика. Мотивы благородства и чувства собственного достоинства (Я не унижусь пред тобою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Мне грустно, потому что я тебя люблю».

67

4

Лирика разоблачения и протеста, размышления о судьбах поколения («Как часто пёстрою толпою окружен...», «Дума», «Смерть поэта».

68

5

Лермонтов о поэте и поэзии. («Поэт», «Пророк», «Кинжал»

69

6

«Герой нашего времени». Смысл названия. Особенности композиции.

70

7

Чтение и анализ гл «Бэла»

71

8

Чтение и анализ гл. «Тамань» и «Максим Максимыч»

72

9

Чтение и анализ гл. «Княжна Мэри». Печорин и «водяное общество». Печорин и Грушницкий.

73

10

Печорин и Мэри.

74

11

Нравственные проблемы в романе. Белинский о романе.

75

12

Трагедия незаурядной личности в романе. Система образов романа.

76

1Зр/р

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

77

14р/р

Написание сочинения.

78

15

Вн.чт.»Демон». Обобщенный символический портрет героя времени. В.Быков «Обелиск».







Н.В.Гоголь (13ч+1р.р.+1 вн.чт.)

79

1

Очерк жизни и творчества. Комедия «Ревизор», история создания, особенности композиции.

80

2

Анализ 1 действия. Жизнь губернского города.

81

3

Анализ 11-111 действия. Рассказ о Хлестакове.

82

4

Анализ 1У действия. Чиновники на приеме у ревизора.

83

5

Анализ У действия. Рассказ о городничем. Р/Р Домашнее сочинение.

84

6

Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Композиция. Анализ 1 гл.

85

7

Чичиков у Манилова, у Коробочки, (гл.2,3)

86

8

Чичиков у Ноздрева и Собакевича (гл.4,5)

87

9

Чичиков у Плюшкина. Обобщающее значение образов помещиков (гл.6)

88

10

Жизнь и быт, нравы губернского города.

89

11

Чиновники губернского города (гл.7,8,9)

90

12

Биография Чичикова

91

13

Образ народа в «Мертвых душах». Лирические отступления в поэме

92

14р/р

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Гоголя



93

15

Вн.чт. «Петербургские повести»

94

l

В.Г.Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 г.

95

2


А.И.Герцен. «Былое и думы»-портреты литературных деятелей,

описания исторических событий, биографии.



96

3

«Сорока- воровка». Трагическая судьба русской крепостной актрисы. Сатирическое изображение крепостного быта в повести.




111

Зарубежная литература (6ч)

97

I

Эсхия. «Прометей Прикованный»

98

2

Д.Боккаччо. «Декамерон»

99- 100

3-4

В.Шекспир «Гамлет»

101-102

5-6

Ж-Б Мольер «Мещанин во дворянстве».

103-104

7-8

Д-Г Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда».

105

9

Итоги года.






Содержание программы

Литературный материал организован на историко- хронологической основе и состоит из следующих разделов:


  1. Введение (1ч)

  2. Краткие сведения о литературе до 19в (20ч) 1 .Древнерусская литература (18ч)

( включает общую характеристику литературы данного периода, знакомство с основными жанрами.Текстуальное изучение отрывков из «Повести временных лет» и фрагменты «Слова о полку Игореве») 2.Русская литература 18 века (12ч)

(В разделе изучаются основные литературные направления эпохи: классицизм, сентиментализм, -представленные произведениями М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, Н.М.Карамзина, А.Н.Радищева)



  1. Русская литература первой половины 19 века (73 ч)

(В разделе изучаются лирические и прозаические произведения писателей и поэтов:

    1. К.Ф.Рылеева;

    2. В.А.Жуковского;

    3. И.А.Крылова; 4А.С.Грибоедова;

      1. А.С.Пушкина;

      2. М.Ю.Лермонтова;

      3. Н.В.Гоголя;

      4. А.И.Герцена.

Изучаются литературные направления: романтизм, реализм.

    1. Зарубежная литература 0ч)

(изучается творчество Эсхила, Боккаччо, Шекспира, Мольера, Байрона)
Всего часов-105 Из них:

-на изучение произведений-89 час,

-на внеклассное чтение-бч,

-на развитие речи-7часов.



Основные требования к знаниям и учениям учащихся 9 класса

В процессе изучения русской литературы учащиеся должны:- знать основные особенности эпох, отраженных в изучаемых произведениях; понимать своеобразие их сюжетов, композиции, системы образов и их роли в раскрытии идейно-художественного своеобразия произведений; -должны усвоить основные теоретико-литературные категории, характерные для курса этого года обучения: жанр, типическое значение характеров персонажей; основные признаки понятий (художественный образ, художественная литература, литературный характер, тип, литературные направления);

-должны быть с критическими оценками произведений; -должны владеть навыками выразительного чтения, умениями рассуждать, отстаивать свою точку зрения, строить высказывание по самостоятельно составленному плану с использованием примеров из художественного текста и цитат;

-должны уметь писать сочинения- рассуждения, касающиеся различных видов характеристики героев и общей оценки изученных произведений, их проблем;

-конспектировать прочитанное в публицистических статьях и услышанное в лекции учителя; готовить доклады, рефераты, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; -пользоваться различными типами словарей и справочников.




Литература

1 .Литература: Учебник-хрестоматия для 9 классов национальной школа в 2-х частях / Авт.-сост.: Н.Н.Вербовая, К.М.Нартов и др. СПБ:отд-е издательства «Просвещение» 1997



  1. Литература 9 класс: Учеб-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.~М:Дрофа, 2004г

  2. И.В.Золотарева и др. Поурочные разработки по литературе. ( класс- М:»Вако», 2003г



скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по русской литературе в 9 классе национальной школы предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю
170.53kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класcа
725.24kb.
Рабочая программа по русскому языку в 9 а классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю
215.18kb.
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3часа в неделю
195.44kb.
Рабочая программа по литературе в 9-м классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю. Цель литературного образования становление духовного мира человека
99.73kb.
Рабочая программа по русскому языку в 9-м классе национальной школы предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Учебный предмет «Русский язык»
202.79kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе
249.81kb.
Рабочая программа первого вида по русскому языку Среднее общее образование 6 класс Количество часов 204 Базовый уровень. Учитель Мищенко М. В. Программа разработана на основе программы Е. А. Быстровой «Русский язык. 5-6 класс»
443.47kb.
Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы Учитель русского языка и литературы: Клинкова Ирина Викторовна Тамбов
295.49kb.
Преподавание русского языка в 11 класс направлено на достижение следующих
172.62kb.
В 10-11 классах на изучение литературы на базовом уровне выделяется по 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю
499.47kb.
В 10-11 классах на изучение литературы на базовом уровне выделяется по 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю
489.16kb.