Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Статус документа

 Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа 

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Исходя из этого, рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

 пояснительную записку;

 содержание тем учебного курса;

 требования к уровню подготовки учащихся;

 произведения для заучивания наизусть;

 перечень учебно-методического обеспечения.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

 На изучение курса отводится 70 часов в год из расчета, 2 часа в неделю т.к. по учебному плану 35 учебных недель.



Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

 Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к

литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель преподавания русской литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются:

- выявление характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Раздел II. Содержание тем учебного курса

8 класс (68ч + 2ч, т.к. 35 учебных недель по учебному плану, итого 70 часов)

2 часа добавлены на темы: Творчество Н.В. Гоголя «Шинель» - 1ч., Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» - 1ч.

 Введение. Литература и история (1ч)



Устное народное творчество (2ч)

Народные, лирические, исторические песни. Частушки как малый песенный жанр

Предания. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература (2ч)

«Житие Александра Невского»

«Шемякинский суд»

Русская литература XIII века (3ч)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Русская литература XIX века (33ч)

И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

А.С.Пушкин. (10ч)

Стихотворения «Туча», «К…», «19 октября»

Пушкин и история. Историческая тема в творчестве писателя.

Пушкин в Казани. «Капитанская дочка».

Развитие речи: Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

Внеклассное чтение. «Пиковая дама».

М.Ю.Лермонтов. (4ч)

Поэма «Мцыри».

Теория литературы: Поэма как литературный жанр.

Развитие речи: Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри»

Н.В.Гоголь. (8ч)

Гоголь в Петербурге. «Шинель». Тема «маленького человека».

Комедия «Ревизор».

Теория литературы: Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

М.Е. Салтыков-Щедрин. (3ч)

«История одного города»

Теория литературы: гипербола, гротеск, эзопов язык.

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

Н.С.Лесков. (1ч)

«Старый гений». Защита обездоленных.

Л.Н.Толстой. (3ч)

«После бала». Обличительный характер рассказа.

Теория литературы: Сюжет и композиция произведения. Антитеза как
способ построения произведения.


Внеклассное чтение: Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы).

Поэзия родной природы в творчестве поэтов 19 века (1ч)

А.П.Чехов. (1ч)

«О любви». История об упущенном счастье.

Русская литература ХХ века (20ч)

И.А.Бунин. (1ч)

«Кавказ»

А.И.Куприн. (2ч)

Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»

Контрольная работа по творчеству Бунина, Куприна.

А.А. Блок (1ч)

«На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в творчестве поэта.

С.А. Есенин (3ч)

«Пугачёв». Историческая тема в творчестве поэта.

И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» (1ч)

Журнал «Сатирикон» (1ч)

М.А. Осоргин «Пенсне» (2ч)

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века.

А.Т.Твардовский. (3ч)

«Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы

А.П. Платонов «Возвращение» (1ч)

Стихотворения о Великой Отечественной войне. (1ч)

М.Исаковский, Б.Окуджава, Л.Ошанин, А.Фатьянов

В.П.Астафьев. (2ч)

«Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.

Развитие речи: сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине (1ч).

Зарубежная литература (6ч)

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты (3ч)

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (2ч)

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» (1ч)

В.Скотт «Айвенго» (1ч)

Повторение изученного в 8 классе (1ч)

Итоговое тестирование. Рекомендации для летнего чтения

Требования к уровню подготовки учащихся

по русской литературе за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

- Тексты художественного произведения.

- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

- Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.



Учащиеся должны уметь:

- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

- Различать эпические, лирические и драматические произведения.

- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.



- Давать анализ отдельного эпизода.

Произведения для заучивания наизусть:

А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое...»

А.А.Фет «Первый ландыш»

А.А.Блок «Россия»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок)

И.Ф.Анненский. «Снег»

М.Исаковский «Враги сожгли родную хату»

А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

Н.М.Рубцов. «Привет, Россия»

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс, в 2-х частях, 9-е издание. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

ДАТА



Введение. Литература и история.

1







Устное народное творчество.









Отражение жизни народа в народных песнях. Хороводные, лирические и исторические песни. «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён».

1






Частушка как малый песенный жанр. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1







Из Древнерусской литературы.









Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А.Невского.

1






«Шемякинский суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои.

1







Из Русской литературы 18 века.









Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1






Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1






Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и произведениях XVII века» (на примере 1-2 произведений)

1







Из Русской литературы 19 века.









И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1






Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

1






К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история. Понятие о думе.

1






А.С.Пушкин. Слово о поэте. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). История пугачевского восстания в худ.произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.


1






А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного ранее)









А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы.

1






Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1






Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1






Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1






Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1






Стихотворения А.С. Пушкина. «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

1






Вн.чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1






Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина (тест)

1






М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве

1






М.Ю.Лермонтова. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы.

1






Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.

1






Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» («Мцыри как романтический герой», «Человек и природа в поэме «Мцыри»

1






Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

1






Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников.

1






Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе

1






Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»

1






Особенности композиции. Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере комедии Н.В.Гоголя «ревизор»)

1






Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

1






Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель».

1






Образ Петербурга. Роль фантастики в повести «Шинель»

1







Из Русской литературы 19 века(продолжение).









М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно - политическая сатира на общественные порядки. Гипербола, гротеск, эзопов язык.

1






Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

1






Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1






Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа.

1






Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально -нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика.

1






Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

1






Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1






Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

1






А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1







Из литературы 20 века.









И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» из цикла «Темные аллеи».

1






А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственная проблема рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1






«Что значит быть счастливым?». Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1






А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее история.

1






С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1






Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А.

1






Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А.

1






Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1






И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1






М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»









Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная Сатири-коном» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни»

1






А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1






Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1






Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме.

1






А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственные проблемы и гуманизм рассказа.

1






Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь петицы не поют»), А Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»).

1






В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1






Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» (произведение по выбору учащегося)

1






Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминания, грусти, надежды.

1






Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминания, грусти, надежды.

1







Из Зарубежной литературы.









У.Шекспир. Слово о поэте. Анализ трагедии «Ромео и Джульеттта».

1






«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

1






Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1






Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1






Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1






Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство общества.

1






В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» - исторический роман.

1






Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Рекомендации для летнего чтения

1




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку
220.43kb.
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
214.75kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку
314.61kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; тексты контрольных работ; требования к уровню подготовки
871.53kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; тексты контрольных работ; требования к уровню подготовки
623.95kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: Пояснительную записку
371.18kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
416.63kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно тематическое планирование,
386.03kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства
312.53kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
413.14kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
128.75kb.
Рабочая программа по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное
654.45kb.