Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Комитет по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»




УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Лицей №2»

___________________

«30 » августа 2013 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

МБОУ «Лицей №2»

___________________

« 28» августа 2013 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Протокол №1

«27» августа 2013 г.




Рабочая программа

по русскому языку для 8 класса
на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы по русскому языку кучебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой (Рабочие программы. Русский язык. 5- 9 классы: Р/3 учебно-методическое пособие/

сост.Е.И. Харитонова.- 2-е изд., стереотип.-М:Дрофа, 2013.)
Составитель: Бражникова Ольга Валерьевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

г.Камень-на-Оби

2013 год


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, а также на основе Государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку к учебному комплексному для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы:Рабочие программы. Русский язык. 5- 9 классы: Р/3 учебно-методическое пособие/ сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд., стереотип.-М: Дрофа, 2013.)

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Первостепенное значение одноимённой учебной дисциплины основано на том, что русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- осознание его эстетической ценности;

- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

- овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса;

- совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.

Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе к о м п е т е н т н о с т н о г о п о д х о д а, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и деятельностном.

Основными принципами обучения русскому языку в 8 классе при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех её видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности. В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.

Условием для полноценного, эффективного решения задач основного общего образования является владение языком, речью. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе лингвистической компетенции — цель предмета «Русский язык», которому принадлежит особая роль в процессе воспитания, развития и обучения. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций происходит преимущественно на уроках развития связной речи, а формирование лингвистической компетенции — преимущественно при изучении системы языка.

Цели изучения предмета предполагают формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком смысле этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

-осуществлять речевой самоконтроль;

- проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.


Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остаётся в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в определённой последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.

Изложение теории даётся в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, ГИА и ЕГЭ. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.



Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах.Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придаётся задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Формулировки заданий и характер используемых дидактических материалов отражает внимание к культуроведческому аспекту работы.

Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Система работы по развитию связной речи учащихся 5—9 классов учитывает следующие положения.

1. Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учётом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).

2. Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

3. Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).

4. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесённость в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).

5. Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения.

Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трёх частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе.


Используемая в тексте программы система условных обозначений:
- Р/Р- уроки развития речи;

- К - уроки контроля (контрольные работы).

Рабочая программа рассчитана на 105 часов.

Уроков развития речи - 30.

Контрольных работ – 2.

Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки 8 класса.
Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;


2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание тем учебного предмета (курса)


Разделы учебного предмета (курса)

Количество часов

Виды контроля

Планируемые результаты

Вводный урок о русском языке. Об особенностях учебников для 8 класса.

1

Проверка правильности составления конспекта, опорных таблицАнализафоризмов

Понимание статуса русского языка как государственного, сферы использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке

Повторениеизученного в 5-7 классах

8+2Р/р+1К

Тест

Объяснительный диктант

Изложение, близкое к тексту

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)



Умение производить лексический разбор слова и текста.Работать со словарями. Редактировать текст. Освоение алгоритмов использования орфографических правил.

Умение анализировать текст с точки зрения особенностей использования разных частей речи. Уметь обобщать, систематизировать, сопоставлять.Оценивать текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям. Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли и чувства. Определять виды словосочетаний, употреблять в речи синонимичные словосочетания.Умение воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывать под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы.



Словосочетание

3

Научный докладна тему «Словосочетание как одна из единиц синтаксиса»

Умение употреблять в речи синонимичные словосочетания. Определять виды словосочетаний. Производить синтаксический разбор словосочетаний.Уметь отобрать материал для научного доклада. Анализировать прослушанные сообщения

Предложение

59+25Р/Р+1К

Синтаксический разбор предложения.Сообщение на тему «Понимание текста как процесс творческий». Доклад на тему «Главные члены предложения». Создание текста — научного рассуждения в учебной деятельности.Письмо по памяти выученного наизусть текста.

Анализтекста (художественного ипублицистическ.) Сочинение на тему «Стилистические возможности предложений с однородными членами».Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».Сочинение рассуждение — сравнение.

Сочинение.

Словарный и выборочный диктанты.Сочинение-рассуждение на литературную тему.

Научный доклад.

Диктант.



Знать строение предложения,виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей.Умениераспознавать виды предложений. Умение производить синтаксический разбор предложения. Умение редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с порядком слов.Уметь самостоятельно отбирать примеры, обращаясь к словарям. Умение готовить сообщения. Владеть культурой чтения. Использовать метод медленного чтения при анализе художественного текста.Определять способы выражения подлежащего. Определять виды сказуемого и способы его выражения. Уметь использовать предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, как зачин в тексте (начало абзаца). Создавать и редактировать тексты с учётом требований культуры речи. Анализировать тексты-образцы. Рецензировать прослушанные доклады. Производить саморецензирование (самоанализ). Анализировать и характеризовать структуру простых предложений. Уметь самостоятельно отбирать примеры. Сопоставлять синонимичные конструкции. Записывать по памяти выученный наизусть текст. Разграничивать двусоставные неполные и односоставные предложения. Знать способы толкования лексического значения слова.Сопоставлять синонимичные конструкции. Анализировать тексты. Анализировать пословицы, поговорки. Знать особенности употребления безличных предложений в пословицах, в текстах разных стилей и жанров. Уметь использовать назывные предложения в качестве зачина текста. Рецензировать прослушанные доклады. Отбирать иллюстративные материалы. Производить сопоставительный анализ текстов.Знание основных случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым.Понимать условия однородности членов предложения. Различать и сопоставлять однородные и неоднородные члены предложения. Иметь представление о градации, многосоюзии, антитезе,сравнении.Опираться на знание принципов русской орфографии, на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.знать основные виды информационной переработки текста (план, конспект, аннотацию). Понимать сущность обособления, общие условия обособления, роль интонации. Производить языковой анализ текста для подготовки к изложению.

Правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. Производить пунктуационный разбор. Понимать функции вводных слов в речи. Сопоставлять синонимичные конструкции. Использовать в речи вводные слова как средство выражения отношения, оценки и как средство связи частей текста. Использовать предложения с обращением в своей речи в соответствии с ситуацией общения. Готовить и рецензировать доклад на научную тему. Умение выразительно читать поэтический и прозаический текст.



Повторениеизученного в 8 классе

2+3 Р/Р

Доклад на тему «Синтаксис и пунктуация простого осложнённого предложения». Изложение(или сочинение на одну из тем «Зачем нужны знаки препинания», «Чему я научился, изучая русский язык в 8 классе», «Зачем надо изучать синтаксис», «Как стать языковой личностью»)

Знать особенности научного и научно-популярного стилей. Уметь создавать текст-рассуждение. Уметь самостоятельно отбирать иллюстративные материалы. Использовать элементы презентации. Уметь вести научную дискуссию.Знатьособенности текста-рассуждения. Знать и уметь применять на практике приёмы сжатия текста.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс)
245.9kb.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2013-2014 учебный год
607.57kb.
Рабочая программа по русскому языку на 2013-2014 учебный год составлена на основе: Примерной программы по русскому языку
677.03kb.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2013-2014 учебный год создана учителем русского языка и литературы Чернобаевой Жанной Владимировной на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 11 классы под редакцией
187.1kb.
Рабочая программа по русскому языку на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
401.6kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса 6 часов в неделю (всего 204 часа) Составитель
85.59kb.
Книга для учителя,Сб-к дидактические материалы 5-9 классы Д. С. Вадюшина, сб-к фр песен, сб-к упражнений для 6 класса
314.05kb.
Тематическое планирование по русскому языку для 1 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов маоу «сош №131» г. Перми
198.54kb.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А., учитель русского языка и литературы, 1 категория
695.33kb.
Рабочая учебная программа практикума по математике для учащихся 11 класса. Год разработки: 2013 Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
58.77kb.
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2013-2014 учебный год
464.2kb.
Рабочая программа по информатике для 5 класса на 2013-2014 учебный год
1667.89kb.