Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

-основная общеобразовательная школа с.Грачевка

Аркадакского района Саратовской области

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор МОУ-ООШ с.Грачевка

____________________ _________/Капкина Т.В./

Протокол № от приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 8 класса
Шова Ольги Валентиновны

Учителя русского языка и литературы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20 г.

2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка.
Программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.



Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 105 часов (3 часа в неделю).



В итоге к концу 8 класса должны быть сформированы следующие знания и умения:
- определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор.
- определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты. Писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы.

Тематическое распределение часов


№№ п.п

Тема (раздел)

Количество часов

1.

2.


3.

4.

5.



6.

7.

8.



9.

10.


11.

12.


13.

Введение.

Повторение изученного в 5 – 7 классах.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
Словосочетание

Предложение. Простое предложение.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

Односоставные предложения.

Неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Обращения, вводные слова и междометия.

Прямая и косвенная речь.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.


1 ч.

8 ч.
88 ч.


2 ч.

4 ч.


9 ч.

11 ч.


11 ч.

3 ч.


11 ч.

21 ч.


9 ч.

10 ч.


5 ч.




Итого

105 ч.


Учебно– тематическое планирование

по русскому языку



Класс ________8_________

Учитель __Шова О.В.___

Количество часов

Всего __105___ часов; в неделю 3 часа

Контрольных диктантов - 8ч.

Уроков развития речи – 21ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по направлению «Русский язык 8 класс», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2010г.

Учебник Русский язык. 8 класс./ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.: «Просвещение», 2008

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Дата

Содержание

Корректировка

Уроки с

ИКТ



Практикум

контрольные мероприятия



Домашнее

задание


1.




Функции русского языка в современном мире










Повторение.Упр. 4, 5

2.




Повторение изученного в 5-7 классах




презентация




Повторение. Фонетика Упр. 6

3.




Повторение. Фонетика




презентация

тест

Повторение. Морфемика Упр. 12(у),13

4.




Повторение. Морфемика и словообразование




презентация

тест

Повторение. Лексика Упр.18,20,23

5.




Повторение. Лексика и фразеология




презентация

тест

Повторение. Морфология Упр.28,33

6.




Повторение. Морфология




презентация

тест

Повторение. Стили речи Упр. 40,43,44 (на выбор)

7.




Повторение. Стили речи




презентация

тест

Упр. 53, сообщение о стилях речи

8.




Рр. Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»







сочинение

Сочинение, Упр.57-59 (устно)

9.




Рр. Устное сочинение










Упр. 52, повторить о словосочетании

10.




Строение и грамматическое значение словосочетаний




презентация

тест

&7 Упр.65,67

11.




Связь слов в словосочетании







тест

&7 Упр.72,74,80

12.




Строение и грамматическое значение предложений










&8 Упр.88(у),89 (1-3)

13.




Интонация предложений







тест

&9 Сочинение-характеристика по Упр.95

14.




Порядок слов в предложении. Логическое ударение










&10 Упр.105,107

15.




Рр. Описание памятника архитектуры







сочинение

Описание памятника, Упр.114

16.




Подлежащее




презентация

тест

&11 Упр.116

17.




Сказуемое. Простое глагольное сказуемое (ПГС)




презентация

тест

&12 Упр.124,126 (2)

18.




Составное глагольное сказуемое (СГС)




презентация

тест

&13 Упр.137

19.




Составное именное сказуемое (СИС)




презентация

тест

&14 Упр.142 (2),143 (1,2)

20.




Выражение именной части СИС










&14 Упр.149, 151

21.




Тире между подлежащим и сказуемым







тест

&11-15 Упр.154, вопросы

22.




Закрепление темы «Сказуемое»










Упр.159, подготов.к к/д

23.




К/д по теме «Сказуемое»







к/д

Повт.второстепенные чл.предложения

24.




Анализ к/д










Повт.о дополнении

25.




Дополнение




презентация

тест

&16 Упр.166,170 (у)

26.




Трудные случаи выражения дополнений










&16 Сост.предложения (п.4)

27.




Определение




презентация




&17 Упр.177,178(подготовка к изложению)

28.




Рр. Изложение







изложение

Дописать изложение

29.




Рр. Изложение







изложение

&18 Упр.179

30.




Приложение




презентация

тест

&18 Упр.184

31.




Обстоятельство. Основные виды обстоятельств




презентация

тест

&19 Упр.187

32.




Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами







тест

&19 Упр.195

33.




Рр. Риторика







тест

Упр.200-202

34.




Рр. Риторика










Повторить второст.чл.предл-я

35.




К/р Второстепенные члены предложения







к/р

Повторить односоставные предл-я

36.




Основная группа односоставных предложений. Предложения определенно-личные




презентация

тест

&21 Упр.206

37.




Предложения неопределенно-личные




презентация

тест

&22 Упр.216

38.




Предложения неопределенно-личные (продолжение)







тест

&21-22 Упр.220

39.




Безличные предложения




презентация




&23Упр.224(у),226,227

40.




Безличные предложения (продолжение)







тест

&21-23 Упр.234

41.




Односоставные предложения с главным членом-сказуемым (закркпление)




презентация




Упр.236

42.




Рр. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»







сочинение

Дописать сочинение

43.




Рр. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»







сочинение

Упр.240

44.




Назывные предложения




презентация

тест

&24 Упр.245

45.




Обобщение по теме «Односоставные предложения»







тест

Подготов.к изложению по Упр.249

46.




Рр. Изложение по Упр.249







изложение

Упр.250

47.




Понятие о неполных предложениях




презентация




Упр.256(2),257 (по выбору)

48.




К/д по теме «Односоставные предложения»







к/д

Вопросы с.114

49.




Анализ контрольного диктанта










Карточки

50.




Понятие об однородных членах




презентация

тест

&26 Упр.262

51.




Однородные и неоднородные определения




презентация




&26 Упр.268,269(по вариантам)

52.




Однородные члены, связанные сочинительными союзами




презентация




&27 Упр.275

53.




Однородные члены, связанные сочинительными союзами (продолжение)







тест

&27 Упр.279

54.




Обобщающие слова при однородных членах




презентация




&28 Упр.286

55.




Знаки препинания при обобщающих словах с однородными членами







тест

Упр.290,291

56.




Рр. Рассуждение










Вопросы с.132,повторить & 26-28

57.




К/р. Однородные члены предложения







к/р

Упр.293

58.




Анализ контрольной работы










Карточки

59.




Рр. Сочинение по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»







сочинение

Дописать сочинение

60.




Рр. Сочинение по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг» (продолжение)







сочинение

Упр.294

61.




Обособленные определения и приложения




презентация

тест

&29 Упр.298

62.




Практикум по теме «Обособленные определения и приложения»







практикум

&29 Упр.305

63.




Обособленные определения, выраженные причастными оборотами




презентация

тест

&29Упр.311

64.




Особенности обособления приложений







тест

&29 Упр.310,320

65.




Особенности обособления приложений (закрепление)




презентация




Упр.321

66.




К/д по теме «Особенности обособления приложений»







к/д

Повторить об обстоятельствах

67.




Обособленные обстоятельства




презентация

тест

&30 Упр.332

68.




Обособленные обстоятельства (продолжение)










&30 Упр.334

69.




Практикум по теме «Обособленные обстоятельства»







практикум

&30 Упр.338

70.




Синтаксический разбор предложений с обособленными членами










Выписать из др.учеб.5 предл-й и раз-ть

71.




Рр. Изложение «Открытие пристани»







изложение

Работа с текстом излож

72.




Рр. Написание изложения







изложение

Повторить знаки препинания

73.




Понятие об обособлении уточняющих членов предложения




презентация

тест

&31 Упр.343

74.




Разделительные и выделительные знаки препинания







тест

&31 Упр.348

75.




Практикум по теме «Обособление уточняющих членов предложения»










Повт.вопросы с.159 (примеры письменно)

76.




К/д по теме «Обособление уточняющих членов предложения»







к/д

Упр. 353

77.




Анализ контрольного диктанта










Карточки

78.




Рр. Применение публицистического стиля










Упр.77-78

79.




Рр. Диспут










Подготов.к изложению

80.




Рр. Изложение по Упр.352







изложение

Работа с текстом изложения

81.




Рр.Написание изложения







изложение

Повторить обращение

82.




Обращение и знаки препинания при нем




презентация




&32 Упр.358

83.




Обращение и знаки препинания при нем (продолжение)







тест

&32 Упр.361

84.




Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них




презентация




&33 Упр.365 (3,4),366

85.




Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями







тест

&33 Упр.369

86.




Вставные конструкции




презентация




&34 Упр.378,380

87.




Вставные конструкции (продолжение)







тест

&34 Упр.385

88.




Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (закрепление)







тест

Упр.386,вопр.с.175

89.




К/р по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»







к/р

Упр.389

90.




Анализ к/р










Работа над ошибками

91.




Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них




презентация




&35 Упр.393 (2)

92.




Диалог




презентация




&35 Упр.396

93.




Предложения с косвенной речью




презентация

тест

&36 Упр.402

94.




Практикум по теме «Предложения с косвенной речью»







практикум

&36 Выпис.из худ.текста предл-я по теме

95.




Цитаты и знаки препинания при них




презентация




&37 Упр.407,ответить на вопросы с.189

96.




Способы передачи чужой речи в художественном произведении




презентация




Ответить на вопросы с.189

97.




Способы передачи чужой речи в художественном произведении (закрепление)










Упр.410,подготов.к изложению

98.




Рр. Изложение по Упр.410







изложение

Упр.411

99.




Рр. Сравнительная характеристика героев










Упр.413-415 (у)

100.




Рр. Сравнительная характеристика героев










Упр.417

101.




Повторение. Словосочетания. Односоставные и двусоставные предложения.




презентация

тест

Упр.419 (у),письм.разбор,420

102.




Повторение. Однородные члены предложения с обособленными членами. Предложения с уточняющими обособленными членами.




презентация

тест

Упр.426,427

103.




Повторение. Обращение. Вводные слова и предложения. Способы передачи чужой речи.




презентация

тест

Упр.433

104.




К/д на повторение изученного в 8 классе.







к/д

Работа над ошибками

105.




Подведение итогов года. Задание на лето.














Учебно-методическое обеспечение:
1. Русский язык.5-11 классы. Диктанты. /Г.П.Попова, Волгоград «Учитель», 2011
2 .Тесты по русскому языку 8 класс./ И.В.Текучева. М.: «ЭКЗАМЕН»,2007
3. Русский язык. Контрольно-измерительный материал.8 класс./ Н.В.Егорова. М.: «ВАКО»
4.Поурочные разработки по русскому языку 8 класс./ Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. М.: «ВАКО»,2011
5.Русский язык. Учебник для 8 класса./С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.М.: «Просвещение», 2008
6.Русский язык в таблицах./А.А.Штоль. Новосибирск: сиб.унив.изд-во, 2007
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса Шова Ольги Валентиновны Учителя русского языка и литературы Рассмотрено на заседании
243.44kb.
Программа по русскому языку 8 класс учитель русского языка и литературы: Процык С. В. Рассмотрено на заседании
278.92kb.
Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы Учитель русского языка и литературы: Клинкова Ирина Викторовна Тамбов
295.49kb.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А., учитель русского языка и литературы, 1 категория
695.33kb.
Рабочая программа по литературе, 8 класс (VIII вида) учителя русского языка и литературы Каюмовой Риммы Шамильевны Рассмотрено на заседании
161.88kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013
571.71kb.
Приказ № от 2012 г. Рабочая программа педагога ждановой Ольги Сергеевны по русскому языку в 7 классе
338.18kb.
Программа кружка «Лингвист» по русскому языку для учащихся 8 класса
81.27kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса Алексеевой Е. М., 1-я категория «Рассмотрено» На заседании педсовета
562.81kb.
Программа учителя по русскому языку в 8 классе Рассмотрено на заседании
616.12kb.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2013-2014 учебный год создана учителем русского языка и литературы Чернобаевой Жанной Владимировной на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 11 классы под редакцией
187.1kb.
Рабочая программа по русскому языку 7 класс Разработана: Бычковой М. И., учителем русского языка и литературы
688.55kb.