Главная стр 1
скачать

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 65»

Рассмотрено Согласовано

на заседании МО зам. директора по УВР

протокол №______от «____»_____2012г. _________________________

Руководитель МО:__________________ «___»_______________2012г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2012 – 2013 учебный год

Класс: 2 «Б»

Образовательная система «Гармония»

Составитель: Абдульманова Татьяна Юсуповна

учитель начальных классов

г. Оренбург
пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XX! век»).
Основные цели изучения курса «Русский язык»:

- создание условий для воспитания ученика как языковой личности, для становления интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

- формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и, в целом, умения учиться средствами предмета «Русский язык»;
- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становления их коммуникативной компетенции.
В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам наше­го языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвисти­ческого образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определён­ным этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необ­ходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых, - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них УУД, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содер­жания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребно­сти и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными слова­рями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с приви­тием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических по­нятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе является коммуникативная направленность, т.к. язык — это основное средство общения людей. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического контроля младших школьников.

Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

- формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных УУД осуществляется при освоении всех разделов курса.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2-м классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2. Тетрадь-задачник к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – В 3-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. :

3. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1 и 2 / Т.Е. Корешкова; под ред. проф. М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Учебно-тематический план


  1. Знаем — повторим, не знаем — узнаем – 21 ч.

  2. Главные опасности письма. Как писать без ошибок? – 24 ч.

  3. Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) – 12 ч.

  4. Хочу сказать больше (Понятие о тексте) – 12 ч.

  5. Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем) – 10 ч.

  6. Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) – 8 ч.

  7. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова – 46 ч.

  8. Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) – 29 ч.

Резерв – 8 ч.

Итого: 170 часов.

График проведения контрольно-измерительных работ


Период обучения

Кол-во часов


Диагностический материал


1 четверть

45 часов


Стартовая диагностика (диктант) – 1.

Проверочная работа – 1.

Диктант – 1.


2 четверть

34 часа


Контрольное списывание – 1.

Диктант – 1.




3 четверть

53 часа


Контрольное списывание – 1.

Диктант – 2.




4 четверть

38 часов


Контрольное списывание – 1.

Диктант – 1.

Проверочная работа – 1.


Итого:

170 часов

(5 часов в неделю)


Диктантов – 6.

Контрольных списываний – 3.

Проверочных работ – 2.



Содержание программы (170 часов)


Тема

Содержание

программного материала

УУД

Контрольные и творческие работы


Знаем – повторим,

не знаем – узнаем (21 ч.)

Поговорим об ушедшем ле­те... О нашей речи. Что ты знаешь о словах? Будем го­ворить понятно! Может ли быть непонятной письмен­ная речь? Всегда ли нужно обозначать мягкость соглас­ного звука перед согласным? За какими буквами прячется звук [й]? Обобщение.


Анализировать рече­вые ситуации, сравни­вать средства языка, выбирать их. Оцени­вать речь как понятную и непонятную, вы­являть средства оформления предло­жений в письменной речи, соотносить их со способами оформле­ния в устной речи. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков.


Стартовая диагностика (диктант)

Проверочная работа



Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (24 ч.)

Новое научное слово - ор­фограмма. Орфограммы безударных и ударных глас­ных. Орфограммы парных по глухости и звонкости соглас­ных. Когда согласным можно доверять? Учимся записы­вать орфографические за­дачи. Обращаемся в орфо­графическое «справочное бюро». Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко ре­шать. Знаю или не знаю? Пишу или...? Бывает ли бук­ва одна, а орфограмм две? Проверяем себя. Научим друг друга. Попробуем сочи­нять загадки.


Понимать информа­цию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её. Обнаруживать в запи­си орфограммы. Соз­давать речевые про­изведения определен­ных жанров.

Контрольный диктант.

Творческая работа «Сочи­няем загадки, составляем рецепты».



Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) (12 ч.)


Как мы строим предложе­ния? Какие бывают предло­жения? Как спросишь - так и отвечу. Отвечаем на вопрос «Почему?» Предлагаем, просим, желаем.

Выявлять слова, зна­чения которых требуют уточнения; обращать­ся к словарю, находить в нём нужное слово. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, груп­пировать их, аргумен­тировать решение.


Контрольное списывание.


Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (12 ч.)


А если одного предложения мало? Как в детской пира­мидке. Как сделать текст хо­рошим? От слов к тексту. Составляем и пишем дик­танты. Учимся письменному пересказу. Рассказываем сами и обобщаем.


Анализировать мо­дель речи, с опорой на неё строить сообще­ния. Отличать текст от группы предложе­ний, объяснять разли­чие. Определять гра­ницы предложений при зрительном воспри­ятии текста, переда­вать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме.


Творческая работа «Со­ставляем и пишем диктанты».

Творческий пересказ.

Сочиняем сказку.


Размышляем о словах (Знакомство с родст­венными словами и корнем) (10ч.)


Что в слове главное? Соби­раем родственников. Скоро Новый год!

Делать вывод о нали­чии в языке групп слов, обобщать сведения. Подбирать родствен­ные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов.


Контрольный диктант.

Продолжаем размыш­лять о словах (Знакомство с измене­ниями слов, с оконча­нием) (8 ч.)


Вспомним и узнаем новое. Наблюдаем за изменениями слов. Чему учиться дальше?

Планировать процесс списывания и действо­вать по плану. Осоз­нанно действовать, проводя полный и час­тичный морфемный анализ слов (на основе памятки). Читать со­общения, находить нужные сведения.


Контрольное списывание.

Учимся решать глав­ные орфографические задачи в корне слова (46ч.)


Слова-подсказки - какие они? Подбираем провероч­ные слова для названий предметов. От значения слова к правильной букве. Как узнать буквы корня в на­званиях действий? Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. Снова о значении слова. Уточняем, как решать орфографиче­ские задачи в корне слова. Обобщаем и стараемся пи­сать без ошибок. Буква на месте звука, которого нет. Когда командует словарь. Звук один, а буквы две. Под­ведём итоги. Сочиняем, пересказываем, рассказываем.


Обнаруживать орфо­граммы по изученным опознавательным при­знакам, выделять те, способы решения ко­торых известны. Пользоваться орфо­графическим словарем учебника. Применять полученные знания, выявлять их возмож­ную недостаточность, запрашивать и исполь­зовать дополнитель­ную информацию.


Контрольный диктант.

Итоговый диктант.

Творческая работа «Сло­весные зари­совки», «Сочи­няем, расска­зываем, пере­сказываем».


Как устроены слова? Продолжение знакомства с составом слова) (29ч.)


Что я знаю о словах? Зна­комься: другие части слов! Словесный конструктор. Как узнать строение слова? Но­вое об известных опасностях письма. Ь или Ъ? Повторе­ние. Теперь я знаю и умею... Как сказать лучше? Я раз­мышляю о словах своего языка.


Правильно образовы­вать слова с задан­ными морфемами, вы­бирать их в соответст­вии с указанным зна­чением или с учетом контекста. Сравнивать слова с одинаково зву­чащими приставками и предлогами, по опор­ной схеме формулиро­вать способ их раз­граничения и применять его при письме.

Контрольное списывание.

Проверочная работа.

Итоговый диктант.



требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса «Русский язык» второклассники должны знать:

— пары согласных по глухости-звонкости;

— названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных слов);

— изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

— виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).
Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые умения

Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четко­стью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значе­ниями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предло­жений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написан­ное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравле­ние, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и язы­ковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв (если оно есть).

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и пере­становок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [и1]), обнару­живать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать на­звания предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим сло­вам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что де­лает? что сделал? что делала? что сделала? и т.п.

Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на ос­нове памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окра­ске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

Орфографические умения

Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Исполь­зовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, запи­сывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква без­ударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм без­ударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осу­ществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безудар­ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе мор­фем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффик­сы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника. Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в при­менении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом пра­вила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, ва­гон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, ки­петь, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кро­вать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.



планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, ком­муникативные) универсальные учебные, действия как основа умения учиться.


Личностные результаты

У второклассника будут сформированы:

- первичное представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; жела­ние умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.



Второклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуника­тивного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

- принимать учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внут­ренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источ­никах информации: речь учителя, учебник и т.д.;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

- использовать речь для регуляции своих действий;

- оценивать свои достижения.

Второклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, пла­нировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.


Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, однокласс­ников), решая, её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ­ленную в явном виде;

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязатель­ной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Второклассник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных ис­точниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбо­ра языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или слова­ми нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.)

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуа­цию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выраже­ния мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро­желательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и кон­кретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. Второклассник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнооб­разные средства языка.
Предметные результаты

Общие результаты освоения программы:

- второклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве об­щения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о систе­ме средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразователь­ных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

- ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструиро­вать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

- обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.



Результаты освоения основных содержательных линий курса
В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенство­вания речевой деятельности второклассник научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуж­даемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речево­го этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавли­вать текст по его теме и (или) главной мысли;

- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложе­ний в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выра­жения своего отношения к чему-либо);

- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (напри­мер, записку, письмо, поздравление);

- проверять правильность своей письменной речи. Второклассник получит возможность научиться:

- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими рус­ским языком;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного ок­ружения;

- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, про­стые инструкции);

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улуч­шая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.


В области формирования языковых умений (фонетика и графика) второкласс­ник научится:

- различать понятия «звук» и «буква»;

- определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

- сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

- объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [и1] при письме;

- определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных кри­териев);

- определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их сло­говому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных слогов;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; ис­пользовать знание алфавита при работе со словарями;

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом меж­ду словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой).

Второклассник получит возможность научиться:

- обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

- сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым харак­теристикам;

- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по само­стоятельно определённым критериям;

- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования второклассник научится:

- владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; от­личать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омони­мичными корнями;

- выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, при­ставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

- конструировать слова из заданных частей слова. Второклассник получит возможность научиться:

- выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её час­тей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответ­ствующего значения;

- правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объ­ёме программы);

- самостоятельно подбирать слова к предложенной модели:

- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным спосо­бом действия), выделять в слове нулевое окончание.


В области лексики второклассник научится:

- осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого ис­пользования в устной и письменной речи;

- спрашивать о значении слов или обращаться к толковому словарю учебника;

- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов. Второклассник получит возможность научиться:

- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в тол­ковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к пред­ложенным словам 1-2 синонима, антоним;

• - понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.


В области синтаксиса и пунктуации второклассник научится:

- различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побу­дительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предло­жения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

- пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союза­ми а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): харак­теризовать его по цели, интонации.



Второклассник получит возможность научиться:

- строить вопросы со словом «почему» и ответы на них;

- строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

- создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания.


В области формирования орфографических умений второклассник научится:

- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зритель­но воспринимаемом тексте и на слух);

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правила­ми (в освоенных пределах);

- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (пись­мом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфогра­фической рефлексии по ходу письма;

- применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

- списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45-55 слов;

- проверять написанное и вносить коррективы. Второклассник получит возможность научиться:

- обнаруживать изученные орфограммы в предъявленной и собственной записи;

- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфо­грамм;

- применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответст­вии с программой);

- эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.



система оценки достижения

планируемых результатов освоения предмета
В основе системы оценивания образовательной программы «Гармония» лежат принципы:

- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов на­чального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка лич­ностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и кон­фиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;

- взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;

- единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя -самой школой: учениками, педагогами, администрацией);

- участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предостав­ляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельно­стью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаи­вать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, приня­тию ответственности за их результаты.

В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагности­ка, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной дея­тельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

- при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

В методическом оснащении курса такие задания представлены в виде контрольных работ и тестов. Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выяв­лена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых резуль­татов по предмету «Русский язык». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обуче­ния, и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выпол­няемые учащимися с предметным содержанием.

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме пись­менных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографиче­ских и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также прове­ряется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить грани­цы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка "5" ("отлично") ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

Отметка "4" ("хорошо") ставится, если уровень выполнения требований выше удов­летворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность рас­крытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету об­суждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не бо­лее 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения ло­гики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной за­дачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройден­ному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: нали­чие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недо­четов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состо­ит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнитель­ная, в журнал не вносится.



материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методические средства обучения:

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для 2 класса. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего зыка» для 2 класса. В 3 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

3. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

4. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

5. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др. Демонстрационные материалы:

Кузьменко Н.С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Для учителя:

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2. Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». 2 класс: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Специфическое оборудование:

1) алфавит;

2) таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

3) наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе;

4) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

5) интерактивная доска;

6) наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

7) настольные развивающие игры;

8) аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

9) слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).


Электронно-программное обеспечение:

1) компьютер;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет ко для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

5) цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/)



.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
401.6kb.
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс)
245.9kb.
Рабочая программа по технологии на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
216.83kb.
Рабочая программа по риторике на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
142.71kb.
Рабочая программа по окружающему миру на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
394.57kb.
Рабочая программа по литературному чтению на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
303.08kb.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А., учитель русского языка и литературы, 1 категория
695.33kb.
Рабочая программа по русскому языку на 2013-2014 учебный год составлена на основе: Примерной программы по русскому языку
677.03kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 в класса на 2011 2012 учебный год
373.17kb.
Баннова Елена Владимировна, учитель высшей категории Ф. И. О., категория по русскому языку, 5-9 класс. 2010 2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
1106.23kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русская словесность» 5 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
176.26kb.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2011/2012 учебный год разработчик программы
651.97kb.