Главная стр 1стр 2 ... стр 8стр 9
скачать
Рабочие программы по учебным предметам

«Русский язык» и «Литература»

на 2013 – 2014 учебный год

Учитель: Буркова Т. В.

Рабочая программа по русскому языку

9 класс

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), учебник: авторы – Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская.

Программа использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя и речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения русского языка ученик должен:



знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

говорение:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану) , наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания; соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы или конспект небольшой статьи (или фрагмент большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты, грамматические ошибки;

текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа –лог, -поли, -фон и др.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно определять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как5 средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уроку подготовки учащихся

Дата план.

Дата пров.

1

Р./р. Общие сведения о языке. Международное значение русского языка.

1

Урок усвоения новых знаний.

Роль языка в мировом пространстве.

Знать: почему русский язык является мировым языком.







2

Понятие о литературном языке.

1

Урок усвоения новых знаний.

Литературный язык как основа национального русского языка

Знать: отличия литературного языка от языка художественной литературы.







3

Повторение пройденного в 5-8 классах. Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

Урок развития речи

Разновидности речевого общения, их особенности.

Знать: особенности речевого общения.







4

Р. / р. Стили речи.

1

Урок развития речи

Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребления.

Знать: названия стилей. Уметь различать стили, определять их жанры.







5

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Повторение и обобщение изученного.

Синтаксис и пунктуация простого предложения, способы выражения главных членов предложения

Знать: определения простого предложения







6-7

Предложения с обособленными членами.

2

Повторение и обобщение изученного.

Обособленные второстепенные члены предложения.

Знать: определения второстепенных членов предложения, уметь опознавать предложения с обособленными членами







8-9

Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями

2

Повторение и обобщение изученного.

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями

Знать определение предложений с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями







10-11

Р. / р. Подготовка к написанию сжатого изложения. Сжатое изложение

2

Урок развития речи

Пересказать текст, написать свой.

Знать композиционные особенности форм сочинения.







12

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.

1

Урок усвоения нового материала

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Знать классификацию сложных предложений.







13

Сложносочиненное предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в ССП.

1

Урок усвоения материала

Понятие о ССП. Строение сложносочиненного предложения, средства связи частей ССП

Знать грамматические признаки ССП.







14

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем.

1

Урок усвоения нового материала

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем.

Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.







15

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем.

1

Урок закрепления изученного

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем.

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.







16

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом.

1

Урок закрепления изученного

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Уметь опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.







17

Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

1

Повторение и обобщение изученного

План синтаксического и пунктуационного разбора сложносочиненного предложения.

Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора сложносочиненного предложения.







18-19

Повторение пройденного

2

Повторение и обобщение изученного













20

Контрольный диктант

1

Контроль знаний.













21-22

Р. / р. Сочинение на лингвистическую тему

2

Урок развития речи

Что такое рецензия?

Знать композиционные особенности сочинения – рецензии.







23

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей.

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей.

Знать структуру СПП, средства связи его частей.







24

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

1

Урок усвоения нового материала

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений.







25

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

Урок усвоения нового материала

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Уметь опознавать указательные слова главной части СПП.







26

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

Урок закрепления изученного

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Уметь правильно ставить знаки препинания.







27-28

Р./р. Изложение и сочинение

2

Урок развития речи

Изложение и сочинение

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное







29

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными

1

Урок усвоения нового материала

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении

Знать определения понятий, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями.







30

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Урок усвоения нового материала

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или сообщения

Знать определения придаточных изъяснительных







31

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Урок закрепления изученного

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или сообщения

Уметь находить придаточные изъяснительные в тексте







32-33

Р. / р. Сжатое изложение с элементами сочинения

2

Урок развития речи

Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности.

Знать основные элементы композиции текста.







34

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

1

Урок усвоения нового материала

Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении

Знать виды придаточных обстоятельственных







35

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

1

Урок усвоения нового материала

СПП указывают на время протекания действия.

Знать определения придаточных времени и места.







36

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, цели и следствия

1

Урок усвоения нового материала

СПП с придаточными причины, условия, цели и следствия имеют общее значение обусловленности

Знать определения придаточных причины, условия, цели и следствия, уметь правильно расставлять знаки препинания







37-38

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

2

Урок усвоения нового материала

Придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные придаточные

Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте







39

Повторение пройденного

1

Урок закрепления изученного













40

Контрольный диктант

1

Контроль знаний.













41

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

1

Урок усвоения материала

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Знать классификацию сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.







42

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

1

Урок закрепления изученного

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Уметь составлять схемы СПП с несколькими придаточными







43

Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения.

1

Повторительно-обобщающий урок

Средства связи с СПП, виды придаточных предложений

Знать определение ССП и СПП, уметь их отличать, уметь определять значение придаточных







44

Повторение и закрепление пройденного



















45

Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненные предложения»

1

Урок контроля

Строение СПП, средства связи с СПП, виды придаточных предложений

Знать определение ССП и СПП, уметь их отличать, определять значение придаточных







46

Р./р. Сочинение

1

Урок развития речи

Способен ли современный человек на подвиг?

Понимать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения







47-48

Р. / р. Изложение с элементами сочинения

2

Урок развития речи




Знать структуру изложения, уметь на слух понимать содержание текста, определять основную мысль







49

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о БСП. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП

1

Урок усвоения материала

Понятие о БСП. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП

Знать синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП







50

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

1

Урок усвоения материала

Двоеточие в БСП

Знать условия постановки двоеточия в БСП







51

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок усвоения материала

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать условия постановки тире в БСП.







52-53

Р./ р. Сочинение на художественную тему

2

Урок развития речи




Знать структуру сочинения







54

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

Урок усвоения материала

Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная

Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи







55-56

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

2

Урок закрепления изученного

Урок закрепления изученного

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова.







57

Р. / р. изложение

1

Урок развития речи




Знать структуру изложения, уметь на слух понимать содержание текста, определять основную мысль







58

Публичная речь

1

Урок усвоения материала

Речь доктора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции

Знать, что такое публичная речь, особенности публичной речи.







59-60

Р./р. Научный и официально-деловой стили речи. Разговорный стиль речи.

2

Урок развития речи. Повторение изученного.

Особенности стилей. Сфера использования стилей речи.

Знать основные признаки стилей, уметь различать стили, опреде5лять особенности разных стилей.







61-62

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

2

Урок усвоения материала

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной.

Знать основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью.







63

Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании

1

Урок усвоения материала

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Знать способы цитирования, уметь использовать цитаты в собственной речи.







64

Контрольный диктант

1

Урок контроля













67-68

Повторение изученного в 5-9 классах. Подготовка к сдаче экзамена

4



















Резерв

2


















Рабочая программа по литературе

9 класс

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5 – 9 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной), учебник авторы – составители: В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин.



Виды контроля;

- промежуточный; пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы;

- итоговый анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (начальные понятия), реализм в художественной литературе, трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений).



Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стихах поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


№ п/п




Кол-во час.

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения материала

Внутрипредметные и межпреметные связи

Виды контроля

Сроки пров

план


Сроки

пров.


факт.

1

Литература как искусство слова

1

Место художествен

ной литературы в обществен ной жизни и культуре России



Чтение вступитель

ной статьи учебника, устное сочинение «Литература – составная часть истории»



Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни .

Понимать: историю литературы как совокупность народа.

Уметь: аргументирован

но отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание



Обществознание: понимать, что такое национальные традиции, ценности, гуманизм.

История:


отражение в литературе основных исторических событий России.

Литература:

понятие «образ», «мировая литература».


Чтение и анализ высказыва

ния историка В. О. Ключевско

го








2

Особенности развития древнерусской литературы

1




Чтение статьи учебника, конспект

Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни .

Понимать: историю литературы как совокупность народа.

Уметь: аргументирован

но отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание



Обществознание: понимать, что такое национальные традиции, ценности, гуманизм.

История:


отражение в литературе основных исторических событий России.

Литература:

понятие «образ», «мировая литература».











3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и изучения. Историчес

кая основа памятника, его сюжет.



Пересказ статьи учебника «Древнерус

ская литература» по самостоятельно составленному плану. Сопоставле

ние «Слова» с летописны

ми источниками



Знать: историческую основу памятника, содержание произведения.

Понимать: жанровые особенности «Слова…».

Уметь: строить монологическое высказывание, выделять смысловые части.


История: феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев.

Изо: иллюстрации В. Серова, живопись В. Васнецова



Составление плана «Слова…». Сопоставле

ние с летопис

ными источни

ками








4-5

Языковые особенности памятника древнерусской литературы. Осмысление текста памятника.

2

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова …»

Чтение и полноценное восприятие художественного текста. Осмысление сюжета произведе

ния.


Знать: жанр и композицию произведения.

Понимать: в чем заключается патриотизм произведения.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста


Литература: какие фольклорные образы встречаются в «Слове…»?

Изо: какие части текста вы взяли бы для подписи под иллюстрациями

В. Васнецова,

В. Серова,

И. Билибина


Аналити

ческое чтение и ответы на вопросы









6

Вн./чт. «Слово о полку Игореве» и его влияние на дальнейшую русскую культуру и культуру других народов

1

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

Чтение и полноценное восприятие произведе

ния, поиск ответа на проблемные вопросы.

Анализ текста по вопросам и заданиям.


Знать: приемы создания характеров героев.

Понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны.

Уметь: характеризовать героя произведения


История: русские князья, упоминаемые в «Слове…».

Русский язык: средства выразительности художественного текста.

Литература: художественный образ


Составление характе

ристик героев. Запись художественных средств вырази

тельнос

ти и опреде



ление их роли в тексте







7

Литература 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

1

Классицизм как литератур

ное направле

ние


Чтение высказыва

ния о литературе 18 века, ответы на вопросы учебника.



Знать: признаки классицизма, историческую обстановку.

Понимать: роль литературы 18 в. в последующем развитии культурных традиций



История, обществознание: уточнение значения общественно-политической лексики. Литература: классицизм. Изо, архитектура: портретная живопись, архитектура 18 в.

Составление хроноло

гической таблицы.









7

Вн. чт.Ж. Б. Мольер-представитель французского классицизма 17 века.

1




Чтение высказыва

ния о литературе 18 века,

ответы на вопросы учебника.

















8

Вн. чт. Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянсве»

1




Ответы на вопросы
















9

Д. И. Фонвизин Комедия «Недоросль»

1






















10

М. В. Ломоносов. «Живое единство наук и художеств»

1

Жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышле

ние о Божием величестве при случае великого северного сияния»



Чтение высказыва

ний о Ломоносове, пересказ статьи учебника., выразитель

ное чтение оды


Знать: факты жизни и творчества Ломоносова.

Понимать: идейно-художественный смысл оды.

Уметь: выразительно читать.


Русский язык: стили языка, устаревшие слова.

Беседа по вопро

сам








10

«Ода на день восшествия…» - типичное произедение русского классицизма

1

Прославле

ние Родины, мира. науки и просвеще

ния в одах Ломоносова


Чтение и восприятие оды. Анализ текста оды. Устные высказыва

ния с опорой на литературо

ведческий текст


Знать: характерные особенности оды как жанра лирической поэзии. Понимать: идейно-художественный смысл оды.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст



Русский язык: стили языка, устаревшие слова.










11

Г. Р. Державин: поэт и гражданин.

1

Традиции и новаторство в поэзии Державина.Жанры лирики.

Чтение и восприятие стихотворе

ния «Памятник». Пересказ статьи учебника. Анализ поэтического текста.



Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма. Понимать: особенности поэзии Державина. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Литература: ранее изученные стихотворения поэта.

В чем видит

назначе


ние поэта и поэзии Держа

вин?








12

Особенности классицизма в поэзии Державина

1

Отражение в стихотворе

ниях представле

ний о подлинных жизненных ценностях


Чтение и восприятие стихотворе

ний, развернутые ответы на вопросы, выразитель

ное чтение стихотворе

ний


Знать: новаторство поэзии Державина. Понимать: особенности поэзии Державина. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.





В чем Держа

вин продол

жает тради

ции Ломоно

сова и в чем их разрушает, создавая новые.








13

Вн./чт. «Не раб, но человек». Жизненный подвиг А. Н. Радищева

1

Жанр путешествия как форма панорамно

го изображе

ния русской жизни


Чтение фрагментов книги Радищева «Путешест

вие из Петербурга в Москву»



Знать: особенности жанра путешествия. Понимать: особенности стиля Радищева. Уметь: строить высказывание, определять тему, идею.

История: что такое крепостное право? Обществознание: что подразумевается под социально-нравст

венными пороками?



Ответы на вопросы







14-15

Р./р. Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любань».

2

Быт и нравы крепостнической Руси в главе «Любань».

Письменный сжатый пересказ главы «Любань», построение рассуждения

Знать: приемы сжатия текста. Понимать: особенности сентиментализма Уметь: письменно строить высказывание.

Русский язык: приемы сжатия текста.

Сжатое изложение и письменный ответ на вопрос







16

Он имел душу, он имел сердце!»

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»



1

Слово о писателе. Сентиментализм как литератур

ное направле

ние


Чтение статьи учебника, пересказ статьи, ответы на вопросы.

Знать: основные факты жизни писателя. Понимать: проблематику произведения. Уметь: строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения.

Изо: портрет писа

теля.


Русский язык: эмоционально-экспрессивная лексика.

Беседа по вопросам.








17

«Призрак счастья» в повести Карамзина. Главные герои повести.

1

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

Осмысление изображен

ных характеров. Характеристика главных героев. Анализ текста по вопросам и заданиям.



Знать: сюжет произведения. Понимать: противоречивые характеры героев и способы их психологической характеристики. Уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментально

го произведения



Русский язык: строение развернутого высказывания по плану.

Характерис

тика героев по плану, беседа.









18

Итоговый урок

1




Проверка знаний учащихся
















19

Золотой век русской литературы

1

Новое понимание человека в его связях с националь

ной историей



Чтение вступитель

ной статьи учебника, ответы на вопросы, сопоставле

ние основных историчес

кий событий и явлений литературы



Знать: общую характеристику развития русской литературы. Понимать: национальную самобытность русской литературы. Уметь: развернуто обосновывать суждения.

История: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов. Русский язык: формирование русского литературного языка.

Ответить на вопросы.







20

«Его стихов пленительная сладость».

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество.



1

Черты романтизма в лирике Жуковского.

Чтение и восприятие стихотворе

ний, ответы на вопросы, анализ стихотворно

го текста


Знать: факты жизни и творчества В. А. Жуковского. Понимать: поэтический текст. Уметь: выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст.

Изо: сопоставление картины

И. Айвазовского «Девятый вал» и текста стихотворения «Море». Русский язык: прямое и переносное значение слова.



Выразительное чтение стихотворе

ний «Море» и «Невырази

мое». Беседа.








21

«Лучший друг нам жизни сей – вера в Провиденье». Нравственный мир героев баллады «Светлана» как средоточие народного духа и христианской веры.

1

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Нравствен

ный мир героини



Осмысление сюжета баллады, характера героини, ответы на вопросы.

Знать: сюжет произведения. Понимать: романтический характер баллады. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст.




Ответить на вопросы.







22

«Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова

1

Жизнь и творчество драматурга. История создания комедии «Горе от ума».

Чтение отрывка из 2 главы «Путешест

вия в Арзрум» А. С. Пушкина, ответы на вопросы.



Знать: основные факты жизни и творчества А. С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума». Уметь: работать с разными источниками.

Изо: портреты А. С. Грибоедова. История: русско-персидская война, Туркманчайский мирный договор. Русский язык: словарная работа. Литература: драматическое произведение, интрига, комедия.

Комментированный пересказ на тему «Грибоедов в воспомина

ниях соврпменников»









23

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии

1

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги.

Чтение монологов 1 действия, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

Знать: текст комедии, действующих лиц Понимать: природу общественной комедии. Уметь: выразительно читать монологи, воспринимать и анализировать текст комедии

Русский язык: строение рассуждения.

Ответить на вопросы







24

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия

1

Чацкий и фамусовская Москва

Чтение и восприятие текста, осмысление характеров персонажей.

Знать: значение понятий. Понимать термины: экспозиция, завязка. Уметь: обнаруживать связи и противоречия между персонажами.

Русский язык: толкование слов, прямое и переносное значение слова, просторечная лексика.

Сопостави

тельный анализ монологов









25

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Проблема ума

Чтение и восприятие текста, ответы на вопросы, характеристика персонажа

Знать: понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи Понимать: значение сцены бала в развитии конфликта Уметь: анализировать эпизод произведения

Русский язык: описание – ха

рактеристика персонажа через речь, авторские ремарки; оценочные эпитеты



Устные сочинения, составлен

ные на основе кратких характерис

тик персонажей








26

«Не образумлюсь… виноват…» Анализ 4 действия

1

«Откры

тость» фина

ла пьесы, его нравст

венно-фило

софское звучание


Чтение и восприятие текста, ос

мысление финала пье

сы, коммен

тирование текста, ана

лиз моно

лога Чацкого



Знать:

текст комедии, определение развязки действия. Понимать: смысл названия Уметь:

определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения


Литература: открытый финал, драматический конфликт. История: декабристское движение

Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Разверну

тый ответ на вопрос: «Как понимают ум предста

вители барской Москвы и Чацкий?»








27

Жанр высокой комедии

1

Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористич

ность её языка



Самостоя

тельный поиск ответов на вопросы, устное сочинение



Знать:

текст и специфику комедии, традиционные и новаторские черты. Понимать: историческую истину конфликта Уметь: находить черты романтизма и классицизма в комедии



Литература: классицизм, романтизм. История: взгляды декабристов

Ответы на вопросы







28


«Горе от ума» в оценке

И. А. Гончарова



1

Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

Чтение статьи Гончарова, ответы на вопросы, запись основных положений статьи

Знать:

текст статьи Гончарова. Понимать: концепцию критической статьи. Уметь: работать с текстом критической статьи, составлять тезисный план и конспект статьи



Русский язык: конспект, приемы конспектирования

Составление конспекта статьи







29-30

Р./р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А. С. Гончарова «Горе от ума»

2

Разноречи

вые оценки образа Чацкого



Осмысление характера персонажа, написание сочинения, комментирование художественного произведе

ния, анализ текста



Знать: особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы. Понимать:

личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. Уметь:строить письменное высказывание по заданной теме




Русский язык: построение сочинения – рассуждения

Составление тезисного плана сочинения, вариантов вступления и заключе

ния








31

Золотой век русской поэзии

1






















32


А. С. Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный мир»

1

Основные этапы жиз

ненного и творческого пути А. С.

Пушкина


Ответы на вопросы, пе

ресказ статьи учебника



Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина. Понимать: значение Пушкина для русской культуры Уметь: строить высказывание, пересказывать текст


Изо: портреты А. С. Пушкина

Выбороч

ный пере


сказ статьи учебника, составление летописи жизни и творчества поэта







33

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Основные мотивы лирики Пушкина

1

Поэтическое новаторство Пушкина. Основные мотивы поэзии Пушкина.

Выразитель

ное чтение, восприятие, комментирование,анализ и осмысле

ние стихот

ворений, ответы на вопросы



Знать: понятия: мотив, лирика, лирический герой; этапы творческого пути Пушкина; жанровое своеобразие стихотворений. Понимать: идейно-художественное своеобразие стихотворений Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения.




Формулировка и запись основных мотивов и тем лирики Пушкина,







34

«Пока свободою горим…». Развитие темы свободы в лирике Пушкина

1

«Чувства добрые» как нравствен

ная основа пушкинской лирики. Воплощение темы свобо

ды на раз

ных этапах творчества.



Ответы на вопросы, пе

ресказ статьи учебника, выразитель

ное чтение и анализ сти

хотворений,



Знать: какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы Понимать: идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики Пушкина. Уметь: вырази тельно читать и анализировать стихотворения.

История: движение декабристов, конституционная монархия. Русский язык: какие изобразительные средства языка делают стихи Пушкина запоминающими

ся?


Ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть







35

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» дружба и друзья в лирике Пушкина

1

Дружба и друзья в лирике Пушкина разных лет

Выразитель

ное чтение и анализ сти

хотворений, ответы на вопросы


Знать: как развивалась тема дружбы в лирике. Понимать: образную природу стихотворений о дружбе. Уметь: воспринимать и анализировать стихотворения

Литература: ранее изученные стихи Пушкина

Ответы на вопросы.







36

«Я вас любил…». Любовная лирика поэта

1

Одухотво ренность, чистота, чувство любви в стихотворе ниях

Ответы на вопросы, сообщения учащихся об адресатах пушкинской лирики

Знать: адресатов любовной лирики. Понимать: образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь: выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания

Изо: работа художников

Сообщение учащихся об адресатах пушкинской лирики, ответы на вопросы







37

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика Пушкина

1

Раздумья Пушкина о смысле жизни в стихотворе

ниях


Выразитель

ное чтение и анализ сти

хотворений, ответы на вопросы


Знать: философские мотивы в лирике Пушкина. Понимать: образно-стилистическое богатство лирики, философские раздумья о смысле жизни и мире. Уметь: выразительно читать стихотворения

Литература: сопоставление стихотворений Державина и Пушкина

Ответы на вопросы.







38

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

Тема поэта и поэзии в лирике, чтение и анализ стихотворе

ний


Выразитель

ное чтение и анализ сти

хотворений, ответы на вопросы


Знать: время создания стихотворений Понимать: идейное содержание стихотворений о назначении поэта и поэзии, особенности жанра. Уметь: находить ключевые образы, отвечать на вопросы

Литература: проследить как развивается жанр оды

Ответы на вопросы







39

Р./р. Обучающее сочинение-рас

суждение по лирике Пушкина



1

Образно-стилистическое богатство лирики



















40

Вн./чт. Поэты 20 века о Пушкине

1






















41

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин»

1

Своеобра

зие жанра и композиции романа в стихах. Творческая основа произведе

ния


Чтение, восприятие и комментирование текста, осмысление вступления по вопросам

Знать: творческую историю романа, что такое роман в стихах. Понимать: жанровые особенности романа в стихах. . Уметь: выразительно читать

Литература: знакомство с понятиями «реализм», «тип лишнего человека»

Углубление понятий «композиция», «сюжет»



Ответы на вопросы







42

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство

1

Онегин как тип лишнего человека в литературе, проблематика произведе

ния


Выразитель

ное чтение, ответы на вопросы



Знать: содержание 1-5 глав романа, наизусть строфы 1,2 первой главы Понимать: что такое тип «лишнего человека», причины хандры героя. Уметь: выразительно читать, давать характеристику герою




Ответы на вопросы







43

«И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство

1

Типическое и индивиду

альное в судьбе Онегина



Выборочное чтение глав, комментирование 1-5 строф второй главы и 25-29 пятой

Знать: содержание глав. Уметь: давать характеристику, выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя

Русский язык: словарная работа

Ответы на вопросы







44

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский

1

Онегин и Ленский. Нравственно-философс

аая пробле

матика романа


Выборочное, выразитель

ное чтение строф 6-22 второй главы; 25-27, 50-51 главы 4; 42, 44-45 главы 5; полноценное восприятие текста, ответы на вопросы



Знать: содержание глав. Понимать: нравственно-философскую проблематику романа. Уметь: давать характеристику литературному герою




Ответы на вопросы







45

«Татьяна, русская душою». Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга.

1

Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В. Г. Белинского

Полноцен

ное восприятие текста романа: выборочное чтение 2 главы; 4-10 строфы 5 главы; ответы на вопросы



Знать: авторское отношение к Татьяне, Ольге; оценку образа Татьяны В. Г. Белинским. Понимать: почему Татьяна является «милым идеалом» Пушкина. Уметь: давать характеристику героям произведения; строить устные и письменные высказывания.




Ответы на вопросы







46

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин.

1

Тема любви и долга в романе. Нравственно-философс

кая пробле

матика романа. Проблема финала.


Чтение главы 4 строфы 12-24; главы 7 строфы 12-13, 17-25, 27-38; главы 8 строфы 14-16, 19-20, 28, 33-344 ответы на вопросы; чтение наизусть письма Татьяны и письма Онегина

Знать: текст произведения, нравственно-фи

лософскую проб

лематику рома

на. Понимать: смысл финала романа, смысл сопоставления героев. Уметь: сопоставлять героев, дававть характеристику, выявлять авторское отношение к героям, строить высказывание.






Ответы на вопросы







47

«…Мы неугомонно хлопочем, судим обо всем…». Образ автора в романе

1

Образ автора в романе. Реализм и энциклопе

дизм рома

на .Оценка открытий Пушкина в статьях В. Г. Белинского


Определе

ние тематики лирических отступлений; ответы на вопросы; сообщения учащихся; устные рассуждения.



Знать: лирические отступления, тематику лирических отступлений; оценку романа В. Г. Белинским. Понимать: в чем заключается реализм и энциклопедизм романа. Уметь: различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа.




Ответы на вопросы







48-50

Р./р. Классное сочинение по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

2




Написание сочинения на литератур

ную тему, комментирование художественного произведе ния, анализ текста



Знать: текст романа, художественные особенности; нравственно-фи

лософскую проб

лематику рома

на. Понимать: тему и основную мысль сочинения Уметь: строить сочинение-рас суждение на выбранную тему, приводить доказательства, писать вступление.



Русский язык: построение сочинения – рассуждения

Выделение ключевых слов в теме сочинения и её анализ. Составление рабочих планов. Написание сочинения.







51

«Он хочет жить ценою муки…». Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

1

Жизнь и творчество поэта. Стихотворе

ние «Смерть Поэта» как гражданс

кий подвиг Лермонтова


Чтение стихотворе

ния Брюсова «К портрету Лермонтова» викторина по ранее изученным произведе

ниям, выразитель

ное чтение



Знать: основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики. Понимать: идейный смысл стихотворения, его художественные особенности. Уметь: выразительно читать стихотворение, строить высказывание, отвечать на вопросы

Изо: портреты Лермонтова

Ответы на вопросы







52

Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

1

Основные мотивы лирики.

Чтение и вомприятие стихотворе

ний Лермонтова, ответы на вопросы, анализ текста стихотворе

ний


Знать: понятия: мотив, лирический герой, романтизм, скеп

тицизм. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: анализировать стихотворения по вопросам, строить высказывания



История: осмысление 30-ых годов 19столетия как эпохи «безвременья».

Ответы на вопросы







53

«Печально я гляжу на наше поколенье…» (раздумья о судьбе «людей 30-х гг.» в лирике Лермонтова)

1

Поэт и его поколение. Раздумья о поколении в стихотворе

ниях «Дума», «Предсказа

ние»


Чтение и вомприятие текстов стихотворе

ний, анализ текста стихотворе

ний


Знать: время создания, художественное своеобразие, жанровые особенности стихотворений. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: анализировать стихотворения по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта

Русский язык: толкование слов. Изо: портреты женщин- адресатов любовной лирики

Ответы на вопросы







54

Образ России в лирике Лермонтова

1

Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина»

Выразитель

ное чтение, комментирование и анализ стихотворе

ния


Знать: его построение. Понимать: идейно-художественное построение стихотворения.




Письмен

ный анализ стихотворе

ния.








55

«Всякий плакал, кто любил…». Тема любви в лирике Лермонтова

1

Тема любви в лирике Лермонтова

Чтение и восприятие стихотворе

ний Лермонтова, ответы на вопросы,



Знать: тексты стихотворений, адресатов любовной лирики. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения, обосновывать суждения, искать нужную информацию в источниках различного типа.

Русский язык: толкование слов.

Ответы на вопросы







56

«Из пламя и света рожденное слово». Тема поэта и поэзии в лирике.

1

Тема поэта и поэзии в лирике. Чтение и изучение стихотворе

ний


Чтение и восприятие текстов стихотворе

ний, их комментирование, ответы на вопросы.



Знать: тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи.

Русский язык: осмысление роли архаизмов в стихотворении. Литература: «Пророк» А. С. Пушкина

Ответы на вопросы







57

«Лермонтов-прозаик-это чудо» (Л. Н. Толстой). «Герой нашего времени-первый психологический роман».

1

Обзор содержания. Главные и второстепенные герои

Чтение предисловия ответы на вопросы

Знать: теоретические понятия: роман, психологический роман; проблематику и особенности композиции романа. Уметь: выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.




Ответы на вопросы







58

«Печорин и горцы»

1

Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Противоречивая сущность любви героя

Выборочный пересказ эпизодов повести, выразитель

ное чтение портрета Бэлы, анализ текста.



Знать: текст повести. Понимать: художественное своеобразие повести. Уметь: различать героя, повествователя и автора в повести

Русский язык: способы передачи текста в зависимости от цели пересказа.

Ответы на вопросы







59

Печорин и Максим Максимыч

1

Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутренне го человека»

Чтение и восприятие текста повести «Максим Максимыч» ответы на вопросы, выборочный пересказ описания портрета Печорина, сцены свидания

Знать: текст повести. Понимать: художественные особенности повести. Уметь: выборочно пересказывать текст, анализировать повесть

Русский язык: способы передачи текста.

Ответы на вопросы







60

Печорин в обществе «честных контрабандистов»

1

Углубление образа главного героя в повести «Тамань». Печорин и «ундина».

Чтение предисловия к «/Журналу Печорина», описание портретов; рассказ о _лоключения х Печорина в Тамани

Знать: художественные особенности повести, текст повести. Понимать: способы создания образа главного героя через самооценку. Уметь: различать героя, повествователя и автора в повести «Тамань», давать характеристику герою

Русский язык: повествование как тип речи

Ответы на вопросы







61

Печорин и «водяное общество»

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Чтение размышле

ний Печорина от 3 июня, записей от 11 июня, 3 июля; пересказ сцены дуэли; составление характеристики Грушницкого



Знать: понятие «двойник», содержание повести. Понимать: способы создания образа главного героя через самооценку. Уметь: составлять характеристику героя на основе по плану; раскрывать историю «души человеческой».

Русский язык: словарная работа

Ответы на вопросы







62

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

Повесть «Фаталист» и её философско-композици

онное значение



Чтение отрывка-размышления о людях; подробный пересказ с изменением лица; выразитель ное чтение; анализ повести

Знать: текст повести, проблематику и художественные особенности. Понимать: философскую концепцию повести. Уметь: создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения

Русский язык: словарная работа

Ответы на вопросы







63

Художественные особенности романа. Жанр и композиция.

1

Художест

венное значение романа. «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Особеннос

ти компози ции


Чтение фрагментов критической статьи

Знать: художест

венное своеобразие романа. Понимать: значение романа в истории русской литературы. Уметь: находить необходимый материал в тексте статьи



Русский язык: составление конспекта фрагмента статьи

Ответы на вопросы







64-65

Р./р. Сочинение по роману «Герой нашего времени»

2




Написание сочинения на литератур

ную тему, комментирование художественного произведе ния, анализ текста



Знать: текст романа, художественные особенности; нравственно-фи

лософскую проб

лематику рома

на. Понимать: тему и основную мысль сочинения Уметь: строить сочинение-рас суждение на выбранную тему, приводить доказательства, писать вступление.



Русский язык: построение сочинения – рассуждения










66

«На пользу Отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Гоголя

1

Жизнь и творчество Гоголя

Викторина по ранее изученным произведениям, составление хронологической таблицы

Знать: основные факты жизненного и творческого пути. Уметь: формулировать свою точку зрения

Изо: портреты Гоголя

Ответы на вопросы. Викторина по ранее изученным произведениям, составление хронологи

ческой таблицы









67

Вн. чт. Цикл «Петербургские повести»

1






















68

«Вся Русь явится в нем!» первоначальный замысел и идея Гоголя

1

«Мертвые души»-исто

рия создания. Смысл названия поэмы. Система образов.



Восприятие текста поэмы, сообщение об истории создания поэмы, ответы на вопросы.

Знать: историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя. Понимать: особенности жанра. Уметь: оценивать идей-художественные искания писателя.




Ответы на вопросы.







69-70

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка

2

Система образов помещиков.Авторская концепция омертвения мертвых душ. Образы Манилова и Коробочки

Восприятие текста произведе ния; ответы на вопросы по тексту поэмы; сопостави

тельная характеристика помещиков



Знать: текст поэмы. Понимать: способы создания образов помещиков. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; обосновывать суждения




Ответы на вопросы.







71-72

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрев

2

Чичиков у Собакевича и Ноздрева. Приемы создания образов помещиков

Чтение глав 4 и 5; ответы на вопросы по тексту поэмы; характеристика помещиков

Знать: текст поэмы. Понимать: способы создания образов помещиков. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; обосновывать суждения




Устные характерис

тики по плану. Ответы на вопросы.










73

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина

1

Эволюция Плюшкина в замысле поэмы

Ответы на вопросы по тексту поэмы; сопостави

тельная характеристика

помещиков


Знать: текст поэмы, типический характер. Понимать: способы создания образа Чичикова. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; обосновывать суждения




Ответы на вопросы.








74

«Город никак не уступал другим губернским городам»

1

Мертвые и живые души: городские чиновники

Чтение и восприятие текста произведе

ния; пересказ «Повести о капитане Копейкине»;характеристика чиновников губернского города




Знать: текст поэмы. Понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине». Уметь: пересказывать текст; давать обобщающую характеристику чиновникам; обосновывать суждения




Ответы на вопросы.








75

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме

1

Чичиков-

«приобрета

тель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой.


Пересказ «Отцовский завет и его исполнение»анализ 11 главы; поиск ответов на вопросы

Знать: текст поэмы, путь Чичикова- нового героя эпохи. Понимать: способы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы. Уметь: создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст.




Ответы на вопросы







76

«Здесь лине быть богатырю?» Образ России в поэме

1

Поэма о величии России. Приемы незавершенности поэмы. Поэма в оценке В. Г. Белинского

Осмысление тематики лирических отступлений; анализ худо жественного текста

Знать: текст поэмы, темы лирических отступлений. Понимать: как происходит эволюция автора-от сатирика к пророку. Уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст




Ответы на вопросы







77-78

Р./р. Сочинение по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя

2




Написание сочинения на литератур

ную тему, комментирование художественного произведе ния, анализ текста



Знать: текст поэмы, художественные особенности; нравственно-фи

лософскую проб



лематику поэмы. Понимать: тему и основную мысль сочинения Уметь: строить сочинение-рас суждение на выбранную тему, приводить доказательства, писать вступление.

Русский язык: построение сочинения – рассуждения










78

А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»

1






















80-81

Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

1





















82

А. П. Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый» в мире писатель.

1






















83-85

«Собаки-народ умный». М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

3






















86-87

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

2






















88

Произведения о Великой Отечественной войне

1






















89-90

Художественное своеобразие рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

2






















91

А. А. Блок. Трагический тенор эпохи

1






















92

В. В. Маяковский. «Он умел только любить и писать стихи»

1






















93

С. А. Есенин певец России

1






















94

А.Ахматова. Трагические интонации любовной лирики

1






















95

Б. Л. Пастернак. «И вся земля была его наследьем»

1






















96

Н. Заболоцкий. «Смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты человек!»

1






















97

А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом»

1






















101

Р./р. Анализ любимого стихотворения

1






















98

Вн./чт. Ю. Бондарев «Горячий снег»

1

«Горячий снег» СталинградаЖестокий лик войны на страницах романа.

Выразитель

ное чтение эпизодов и восприятие

эпизодов произведе

ния. Ответы на вопросы



Знать: текст произведения, особенности жанра; главных героев. Понимать: проблематику романа. Уметь: выразительно читать, пересказывать, выражать собственное мнение

История: что вы знаете о Сталинградской битве?

Ответы на вопросы







99

Вн./чт. «Чудики»

В. М. Шукшин



1

Нравствен

ная пробле

матика современ

ной литера

туры


Выразитель

ное чтение и восприятие рассказов; пересказ рассказов; сообщение учащихся



Знать: текст рассказов. Понимать: художественный мир произведений Шукшина. Уметь: выразительно читать рассказы, анализировать их обосновывать суждения.




Ответы на вопросы







100

Вн. чт. Герои «живой души» в рассказах Б. Екимова

1






















101

Вн. чт. Г. Тукай. Слово о поэте.

1




Беседа, работа с книгой

Знать и уметь видеть особенности стихотворений Тукая.




Владение монологической и диалогичес кой речью







102

Список литературы на лето

1























скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс)
245.9kb.
Рабочая программа по русскому языку на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
401.6kb.
Программа по русскому языку (7 класс)
141.27kb.
Программа по русскому языку 2 класс
791.74kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса 6 часов в неделю (всего 204 часа) Составитель
85.59kb.
Баннова Елена Владимировна, учитель высшей категории Ф. И. О., категория по русскому языку, 5-9 класс. 2010 2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
1106.23kb.
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения основное общее образование (6 класс) Количество часов 204ч.
689.65kb.
Рабочая программа учебного курса «Русский язык»
341.9kb.
Программа по русскому языку 10 класс (базовый уровень)
144.25kb.
Рабочая программа по русскому языку учителя Рыбкиной Наталии Ивановны составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-11 классы под редакцией М. М. Разумовской
159.23kb.
Рабочая программа по предмету «Русскому языку»
156.53kb.
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
2016.21kb.