Главная стр 1
скачать

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По спецкурсу "Современный урок информатики"



Факультет: Математический

Специальность: Информатика


Курс 4, Отделение: Очное

Семестры: 7


Лекции: – 28 ч.

Лабораторные занятия: – 28 ч.

СРС: – 10 ч.

Форма контроля: 7 семестр – зачет

Программа разработана

д.п.н. Огородниковым Е.В.

___________________________

Утверждена на заседании кафедры ИПМ

“ ____ “ “ _______ “ 2006 г. Протокол №
Зав. кафедрой ИПМ, д.т.н.,

профессор Григорьев С.Г.


___________________
Москва 2006 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель спецкурса «Современный урок информатики» (СУИ) – подготовка студентов к планированию и организации уроков информатики, отличающихся четкой организацией учебной деятельности, нетрадиционной формой и активным использованием информационных технологий. Соответственно, задачами курса являются:



  • формирование знаний об общих принципах, методах, технологиях и средствах создания эффективного урока информатики;

  • формирование умений проектировать и создавать СУИ, с учетом полученных знаний;

  • формирование представлений о возможностях использования полученных знаний и умений в преподавании школьного курса информатики и в работе по информатизации образования.

Курс ИС не нормирован существующим стандартом. Данная программа использует элементы стандарта других дисциплин: информационные технологии в образовании, образовательные ресурсы Интернет и др. Вместе с тем она имеет особенность, заключающуюся в акцентации внимания на проектирование, создание и использование средств обучения, основанных на информационных технологиях. Программа предполагает углубление знаний и умений, их конкретизацию в области методики преподавания информатики.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, концентрируются вокруг следующих основных тем: теоретические основы современного урока информатики, основные направления использования информационных технологий на уроке, различные типы современных уроков информатики. Лабораторные работы спецкурса предлагается сориентировать на создание информационного обеспечения современного урока по одному из разделов информатики.




СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


7 семестр
Модуль 1. Теоретические основы современного урока информатики.

  1. Понятие современного урока. Его свойства. Теория деятельности. Виды деятельности. Компоненты деятельности. Типология уроков. Организация деятельности на уроке. Психологические основы эффективных средств обучения на уроке. Структурированность, динамика, интерактивность и наличие собственной стратегии – свойства эффективных средств обучения. Приемы организации деятельности с различными видами объектов: итекст, графика, числа, данные. Метод параллельных циклов деятельности.

6 ч.
Модуль 2. Основные направления использования ИТ на уроке.

Основные направления использования компьютеров на уроках: моделирование, контроль, тренаж, коммуникации, поддержка учебного процесса. Обеспечение основных видов деятельности на уроке: изучение нового, формирование умений, обобщение и систематизация, контроль и учет. Информационные системы в образовании. Электронные учебники. Виртуальные библиотеки. Дистанционны курсы. Виртуальные школы. Информационно-предметные среды. Системы тестирования. Моделирование и поддержка эксперимента.

10 ч.
Модуль 3. Основные типы современных уроков информатики.

Уроки, соответствующие основным типам деятельности: игровые, общения, учения, вузовского типа. Проекты в обучении. Практикумы. Практикумы-проекты. Различные системы оценки результатов и процесса учебной деятельности. Модульно-рейтинговая система. Средства обеспечения учебного модуля: лекции-презентации, электронные рабочие тетради, практикумы-проекты, тесты и др.

12 ч.


Итого 28 ч.


СОДЕРЖАНИЕ

ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


7 семестр

Практическое задание – подготовить комплекс компьютерных средств обеспечения учебного модуля по одному из разделов информатики: архитектура ЭВМ и ОС, логические основы ЭВМ, кодирование информации и системы счисления, технология работы с текстом, технология работы с графикой, технология работы с числами, технология работы с данными, коммуникационные технологии, моделирование, программирование.

В рамках выбранного раздела приготовить (используя готовые формы или свои наработки):

- лекции-презентации по основному материалу раздела;

- руководство по практикуму-проекту;

- рабочую электронную тетрадь, включающую проверяемый конспект теории и отчет о практикуме;

- тесты 3-х видов (выбор ответа, ввод ответа, проверка определений).

Лабораторная работа № 1. Лекции-презентации по разделу.


8 ч.
Лабораторная работа № 2. Создание руководства к практикуму-проекту.

8 ч.


Лабораторная работа № 3. Создание рабочей тетради по разделу.

6 ч.


Лабораторная работа № 4. Создание системы тестов по разделу.

6 ч.


Итого 28 ч.

C Р C

I. Работа с отстающими студентами


II. Текущая тематическая проверка знаний и умений студентов

III. Выполнение самостоятельных заданий по темам:





  1. Архитектура ЭВМ и ОС.

  2. Логические основы ЭВМ.

  3. Кодирование информации и системы счисления.

  4. Технология работы с текстом.

  5. Технология работы с графикой.

  6. Технология работы с числами.

  7. Технология работы с данными.

  8. Коммуникационные технологии.

  9. Моделирование.

  10. Программирование.



КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ




Текущий контроль. Сдача выполненных лабораторных работ на ПЭВМ (7 семестр). Проверка домашних заданий.

Семестровый контроль (7 семестр – зачет)



ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ НА ЗАЧЕТ

  1. Понятие современного урока. Его свойства.

  2. Теория деятельности. Виды деятельности. Компоненты деятельности.

  3. Типология уроков.

  4. Организация деятельности на уроке.

  5. Психологические основы эффективных средств обучения на уроке.

  6. Структурированность, динамика, интерактивность и наличие собственной стратегии – свойства эффективных средств обучения.

  7. Приемы организации деятельности с различными видами объектов: текст, графика, числа, данные.

  8. Метод параллельных циклов деятельности.

  9. Основные направления использования компьютеров на уроках: моделирование, контроль, тренаж, коммуникации, поддержка учебного процесса.

  10. Обеспечение основных видов деятельности на уроке: изучение нового, формирование умений, обобщение и систематизация, контроль и учет.

  11. Информационные системы в образовании. Электронные учебники. Виртуальные библиотеки. Дистанционны курсы. Виртуальные школы.

  12. Информационно-предметные среды. Системы тестирования. Моделирование и поддержка эксперимента.

  13. Уроки, соответствующие основным типам деятельности: игровые, общения, учения, вузовского типа.

  14. Проекты в обучении. Практикумы. Практикумы-проекты.

  15. Различные системы оценки результатов и процесса учебной деятельности. Модульно-рейтинговая система.

  16. Средства обеспечения учебного модуля: лекции-презентации, электронные рабочие тетради, практикумы-проекты, тесты и др.

  17. Типовые информационно-программные структуры: базовая и специализированные.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I. Компьютерные классы ПЭВМ с программным обеспечением

II. Список рекомендуемой литеpатуpы


  1. Современный урок информатики в профильной школе/Под ред. С.Г. Григорьева, Е.В. Огородникова. -М.: ИСМО РАО, 2004. – 112 с.

  2. Практикумы-проекты в профильной школе/Под ред. Е.В. Огородникова. -М.: ИСМО РАО, 2004. – 158 с.

  3. Материалы сайта evogor.narod.ru

  4. Методика преподавания информатики: Учеб. пособ. для студ. вузов/М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. А.П. Лапчика. -М.: Изд.центр "Академия", 2001.- 624 с.




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по спецкурсу "Современный урок информатики" Факультет: Математический Специальность: Информатика
57.52kb.
Граф научных интересов
32.54kb.
Рабочая программа дисциплины ен. Информатика специальность 060301 Фармация Чебоксары 2012 одобрена
185.22kb.
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета курс IV, дневной формы обучения, специальность 020700 История
118.22kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Информатика» 10 11 класс, базовый уровень Рассмотрено на заседании
358.02kb.
Рабочая программа учебного курса «Информатики и икт»
131.92kb.
Рабочая программа учебного курса «Информатики и икт»
113.45kb.
Рабочая программа Информатика
132.03kb.
Рабочая программа по предмету: информатика и икт 8 11 класс на 2013 2014 уч год учитель информатики и икт
810.96kb.
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» для 8 класса общей школы
232.13kb.
Учитель Мишин Алексей Сергеевич, рабочая программа
315.77kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» 10 «А», 10
454.49kb.