Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии, 2004 г., соответствующей федеральному компоненту ГОС.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, соответствуют целям и задачам, представленным в Примерной программе основного общего образования по технологии.
Содержание образовательной области Технология в 5 классе представлено в виде 4 тематических блоков. В 1-м блоке рассматриваются дидактические единицы, отражающие технологические сведения о кулинарии, обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстетических, социально-трудовых компетенций. Во 2-м и 3-м – «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» – содержатся сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине. Учащиеся знакомятся с процессом конструирования, моделирования и технологии изготовления рабочей одежды, которые обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. В 4 блоке учащиеся включаются в проектно-исследовательскую деятельность и выполняют творческий проект по данному алгоритму.
В соответствии с учебным планом гимназии на 2010-2011 учебный год рабочая программа для 5-х классов (с углубленным изучением иностранного языка) рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю).
В Примерную программу основного общего образования по технологии внесены следующие изменения:
1. Приведено в соответствие количество часов, отведенных на изучение предмета (68 часов вместо 70 часов, предлагаемых Примерной программой) за счет часов резервного времени.
2. Изменено количество часов на изучение разделов:
Разделы примерной программы
часы примерной программы
часы рабочей программы
1
Кулинария
16
10
- Санитария и гигиена
2
1
- Физиология питания
2
1
- Технология приготовления пищи
8
6
- Сервировка стола
2
1
- заготовка продуктов
2
1
2
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
32
42
-Рукоделие
8
8
- Элементы материаловедения
2
4
- Элементы машиноведения
4
8
- Конструирование и моделирование швейных изделий
6
8
- Технология изготовления швейных изделий
12
14
3
Технологии ведения дома
4
4
-Эстетика и экология жилища
4
4
4
Творческие проектные работы
10
6
5
Вводное занятие
-
2
6
Резерв
8
4
ИТОГО
70
68
Введено вводное занятие в объеме 2 часа за счет часов резервного времени с целью ознакомления учащихся с курсом технологии и правилами ТБ работы
в кабинете обслуживающего труда. Учитывая материально-техническое обеспечение школы, был сокращен раздел кулинарии, за счет этих часов увеличены разделы материаловедения и машиноведения. Увеличены разделы конструирования, моделирования и технологии изготовления рабочей одежды в связи со сложностью выполнения практических работ, связанных с навыком работы на швейной машине. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, который входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2010-2011 учебном году (приказ по гимназии №310 от 03.05.2010г.):
1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин и др. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 192
Материально-техническое оснащение:
Кабинет технологии оснащен для изучения следующих разделов: создание изделий из текстильных и поделочных материалов; технологии ведения дома и творческие проектные работы.
Также в кабинете имеется компьютер с выходом в сеть Интернет
Цифровые образовательные ресурсы:
Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
Начала экономики // www.besh.websib.ru
Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
www.sneg.by.ru
Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного контроля: практические работы, тесты, игры, обобщающие уроки, защита творческого проекта.
Содержание курса (68 часов)
Разделы
часы
1
Вводное занятие
2
2
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
42
Рукоделие. Вышивка.
8
Элементы материаловедения
4
Элементы машиноведения
8
Конструирование и моделирование рабочей одежды
8
Технология и изготовление рабочей одежды
14
3
Кулинария
10
Санитария и гигиена
1
Физиология питания
1
Технология приготовления пищи
6
Сервировка стола
1
Заготовка продуктов
1
4
Технологии ведения дома.
4
Эстетика и экология жилища
4
5
Творческие проектные работы
6
6
Резерв
4
Всего:
68
Список литературы
Основная:
Синица Н.В., под редакцией В.Д.Симоненко Методические рекомендации 5кл. - М.: Просвещение 2007г.
Программа «Технология» 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
Марченко А.В. Программно- методические материалы. Технология 5-11кл. - М.: Просвещение, 2005г.
Дополнительная:
1. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. - Спб.: ТОО Лейла, 2005г.
2. МироноваТ.В. Энциклопедия вышивания. Вышиваем крестом. - М.: Мир книги, 2006г.
3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек 5кл. - М.: Школьная Пресса, 2005г
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов
Должны знать:
негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;
культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;
правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;
понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
технологию выполнения следующих машинных швов: стачного, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;
Должны уметь:
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;
переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;
читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.
календарно-тематическое планирование
5 класс
№
п/п
Наименование
раздела
программы
Тема урока
(этап проектной
или исследовательской
деятельности)
Кол-во часов
Тип урока (форма
и вид деятельности)
Элементы
содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
(результат)
Вид
контроля,
измерители
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
1–2
Вводный урок
(2 часа)
Вводный инструктаж
и первичный инструктаж на рабочем месте. Вводное занятие
2
Объяснение нового материала
Правила ТБ работы
в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии
Знать правила ТБ.
Уметь использовать их
на практике
Опрос
Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов
(42 час)
3-4
Рукоделие Вышивка
(8 часов)
Выполнение простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «назад иголку». Способы безузелкового закрепления рабочей нити
2
Практическая работа
Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов «вперед иголку», «назад иголку»
Уметь:
– закреплять нити разными способами;
– выполнять швы «вперед иголку», «назад иголку»
Качество образца
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
5-6
Вышивка
Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный. Заправка ткани в пяльцы
2
Практическая работа
Правила заправки ткани в пяльцы. Техника выполнения стебельчатых и тамбурных швов
Уметь:
– выполнять стебельчатый и тамбурный швы;
– закреплять ткань в пяльцы
Качество образца
7-8
Выполнение простейших вышивальных швов «козлик» и петельный
2
Практическая работа
Техника выполнения швов «козлик» и петельный
Уметь выполнять швы: «козлик» (крестообразные стежки) и петельный
Качество образца
9-10
Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка по рисованному контуру
2
Практическая работа
Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка по рисованному контуру
Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.
Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку
Качество образца
11-12
Элементы материаловедения
(4 часа)
Натуральные растительные волокна. Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент
2
Комбинированный. Лабораторная работа
Натуральные растительные волокна
и процесс изготовления тканей из них. Основная и уточная нить. Виды переплетений. Свойства тканей
из растительных волокон и их ассортимент
Иметь представление
о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них
Опрос. Проверка лабораторной работы
13-14
Производство ткани.
Нить основы, нить утка.
2
Комбинированный
Процесс изготовления тканей .Основная и уточная нить. Виды переплетений.
Лицевая и изнаночные стороны ткани.
Иметь представление
о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них
Опрос.
15-16
Элементы
машиноведения
(8 часа)
Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Детали швейной машины. Организация рабочего места для машинных
работ и ТБ работы
на швейной машине
2
Объяснение нового материала
Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Детали швейной машины. Технические характеристики и устройство бытовой швейной машины. Безопасные приемы работы
Иметь представление
О видах и технических характеристиках швейных машин
Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ
17
Подготовка швейной машины к работе: заправка нитей
1
Практическая работа
Подготовка швейной машины к работе. Заправка нитей
Уметь готовить швейную машину к работе
18
Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка
1
Практическая работа
Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.
Регулировка длины стежка
Уметь:
– управлять швейной машиной;
– строчить по прямой
и кривой линиям;
– делать закрепки и поворачивать шов
19-20
Машинные швы. Условные обозначения и технология выполнения
стачного шва.
2
Практическая работа
Конструкция машинного шва. Длина и ширина, назначение и условное графическое обозначение. Технология выполнения соединительных швов
Знать Применение стачного шва.
Уметь выполнять
стачной шов вразутюжку и взаутюжку.
21-22
Машинные швы.
Технология выполнения краевых швов.
Шов вподгибку.
2
Практическая работа
Технология выполнения краевых швов. Выполнение шва вподгибку с открытым и закрытым срезом.
Знать Применение шва вподгибку.
Уметь выполнят шов
вподгибку с открытым и закрытым срезом
23
Конструирование и моделирование швейных изделий
(8час)
Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней.
1
Объяснение нового материала
Назначение рабочей одежды и ее ассортимент. Фартук в национальном костюме
Иметь представление
о рабочей одежде и требованиях к ней
24
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок
1
Комбинированный
Особенности строения фигуры человека. Правила снятия мерок и их условные обозначения
Знать правила снятия мерок.
Уметь их использовать
25
Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Типы линий. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе
1
Комбинированный
Особенности строения фигуры человека. Правила снятия мерок и их условные обозначения
Построение чертежа выкройки фартука
в натуральную величину по своим меркам
2
Практическая работа
Построение чертежа выкройки фартука
в натуральную величину по своим меркам
Уметь читать чертеж
29-30
Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование. Подготовка выкройки к раскрою
2
Обобщающий урок
Виды отделки швейных изделий (комбинирование тканей, оборки, тесьма, аппликация, вышивка). Особенности и способы моделирования. Понятие
о контрасте и форме одежды
Иметь представление
о видах отделки швейных изделий, способах моделирования.
Уметь вносить модельные изменения в выкройку
1
2
3
4
5
6
7
8
31-32
Технология изготовления рабочей одежды
(14 часов)
Инструктаж по ТБ работы с тканями. Раскладка выкройки
на ткани. Способы рациональной раскладки. Подготовка ткани
к раскрою
2
Комбинированный. Практическая работа
Правила ТБ работы
с тканями. Способы подготовки выкройки
и ткани к раскрою, рациональные раскладки выкройки на ткани
в зависимости от ширины ткани и рисунка
Иметь представление
о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки.
Знать правила ТБ.
Уметь находить лицевую сторону ткани
Контроль выполнения
33-34
Подготовка изделия к обработке. Перенос контурных
и контрольных линий
и точек на ткани
2
Практическая работа
Способы переноса контрольных и контурных линий и точек на ткани
Иметь представление
о способах переноса линий и точек на ткани.
Уметь ими пользоваться
Контроль качества
35-
Обработка накладных карманов.
1
Практическая работа
Способы обработки верхнего среза кармана.
Обработка остальных срезов швом вподгибку.
Знать уметь
Способы обработки верхнего среза кармана.
Обрабатывать карман.
Контроль качества
обработки
кармана.
36
Соединение кармана с фартуком.
1
Практическая работа
Последовательность соединения кармана с фартуком.
ВТО кармана.
Знать уметь
Пришить карман к изделию.
Контроль качества
обработки
37-38
Обработка нагрудника.
Соединение нагрудника с фартуком.
2
Практическая работа
Способы обработки нагрудника и нижней части фартука, их зависимость от ткани и фасона
Иметь представление
о способах обработки нагрудника
Контроль качества
39-40
Обработка бокового и нижнего срезов фартука.
2
Практическая работа
Способы обработки боковых и нижней части фартука, их зависимость от ткани и фасона
Уметь
Выбрать способ обработки срезов фартука
Контроль качества
41-42
Обработка бретелей
и пояса.
Соединение деталей с изделием.
2
Практическая работа
Методы обработки карманов, бретелей
и пояса
Иметь представление
о методах обработки карманов, бретелей, пояса.
Уметь их использовать при обработке
Контроль качества
43-44
Сборка и отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия
и ТБ утюжильных
работ
2
Обобщающий урок
Последовательность сборки изделия. Правила ТБ утюжильных работ. Критерии оценки качества изделия
Знать:
–последовательность сборки фартука;
– правила ТБ утюжильных работ;
– критерии оценки качества изделия
Опрос
и контроль
выполнения
Творческие проектные работы
(6 час.)
45-46
Творческие проектные работы
(6 часа)
Тематика творческих проектов. Этапы выполнения.
2
Объяснение нового материала
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование. Моделирование, изготовление изделия)
Уметь:
– выбирать посильную
и необходимую работу;
– аргументировано защищать свой выбор;
– делать эскизы и подбирать материалы для выполнения.
Контроль выполнения.
47-48
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование. Моделирование, изготовление изделия)
Уметь конструировать
и моделировать, выполнять намеченные работы
Контроль выполнения
49-50
Оформление творческого проекта.
Защита проекта.
2
Комбинированный
Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия
Уметь:
– пользоваться необходимой литературой;
– подбирать все необходимое для выполнения идеи;
- оценивать выполненную работу и защищать ее.
Защита проекта
Технология
ведения дома
(4 часа)
51-52
Эстетика и экология жилища
(4 час.)
Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни, оборудование, отделка и украшение
2
Комбинированный
История и национальные традиции в архитектуре. Современные стили в интерьере. Требования к кухне и столовой. Кухонное оборудование, его размещение и уход за ним. Деление кухни на зоны
Иметь представление:
– о требованиях, предъявляемых к интерьеру кухни и столовой;
– оборудовании и его влиянии на человека
Опрос
53-54
Интерьер кухни, украшение её изделиями собственного изготовления.
Оформление кухонного окна.
2
Комбинированный. Практическое
задание
Виды отделки интерьера (роспись ткани, резьба по дереву). Варианты декоративного украшения кухни изделиями собственного изготовления
Иметь представление
о возможностях отделки
и декоративного убранства кухни.
Уметь выполнять эскизы изделий
Оценка эскиза
Кулинария
(10 час)
55
Санитария и гигиена
(1 час)
Правила ТБ при кулинарных работах и оказание первой помощи при ожогах.
1
Объяснение нового материала
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Правила ТБ при кулинарных работах, оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Знать правила санитарии
и гигиены, ТБ на кухне
и оказание первой помощи
Опрос
56
Физиология питания
(1 час)
Общие сведения о питании. Витамины.
1
Комбинированный
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах, суточная потребность в них
Иметь представление
о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии
на здоровье человек
Тест
57-58
Технология приготовления пищи
(6час)
Классификация овощей.
Правила первичной обработки овощей.
Приготовление блюд из сырых и варёных овощей
2
Комбинированный
Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Опреде-
ление качества овощей
Правила первичной обработки овощей и сохранения в них полезных веществ при обработке экологии.
Блюда из яиц, приспособления и оборудование для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения
2
Комбинированный
Строение яйца. Способы определения его свежести. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для этого
Знать технологию приготовления блюд из яиц.
Уметь определять свежесть яиц
Опрос
61-62
Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку
2
Комбинированный
Продукты, используемые для бутербродов. Виды бутербродов, способы их оформления, условия и сроки хранения. Виды горячих напитков и способы их приготовления
Иметь представление
о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях
Опрос
63
Сервировка стола
(1 час)
Составление меню
на завтрак и правила подачи горячих напитков. Сервировка стола и этикет за столом
1
Комбинированный
Составление меню
на завтрак. Правила подачи горячих напитков. столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола
и правила поведения
за столом
Иметь представление
о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета
и пользования ими.
Соблюдать правила
за столом.
Уметь накрывать стол
Опрос. Эскиз накрытого стола
64
Заготовка
продуктов
(1 часа)
Способы заготовки продуктов. Правила сбора урожая и его хранения
1
Комбинированный
Роль продовольственных запасов в экономном ведении хозяйства. Способы заготовки продуктов. Правила сбора и хранения
урожая