Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности,
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику изготовления изделий ручного труда;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место предмета «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю - 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа. Всего 135 часов.
Результаты освоения курса «Технология» с 1-4 год обучения Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
знать основные моральные нормы поведения;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку
Коммуникативные УУД:
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
контролировать свои действия при совместной работе;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметными результатами изучения предмета «Технология»
является формирование следующих знаний и умений.
Знать:
виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Уметь:
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Иметь представление:
о роли и месте человека в окружающем мире;
о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
об основных источниках информации;
о назначении основных устройств компьютера;
о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
Часов
Планируемые результаты обучения
Дата
1
Чему мы научимся на уроке?
1
Научатся: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, работать с учебником и рабочей тетрадью.
2
Идем на экскурсию за материалом.
1
Научатся: распознавать природные материалы.
3
Урок-экскурсия «Что нам дарит природа»
1
Научатся: распознавать деревья и кустарники ближайшего уголка природы.
4
Приемы приклеивания деталей без разметки.
1
Научатся: изготавливать изделия из доступных материалов.
5
Работа с природным материалом, объемные работы из шишек.
1
Научатся: осуществлять декоративные оформления и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки.
6-7
Приемы приклеивания листьев. Правила сушки изделия из природного материала под прессом.
1
Научатся: осуществлять декоративные оформления и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки.
8
Приемы приклеивания листьев. Правила сушки изделия из природного материала под прессом.
1
Научатся: осуществлять декоративные оформления и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки.
9
Работа с пластилином и природным материалом. Изделие – аппликация из пластилина «Ромашковая поляна»
1
Научатся приемам работы с пластилином.
10
Растения в жизни человека. Изделия «Получение и сушка семян»
1
Научатся: ухаживать за растениями.
11
Работа с бумагой. Изделия «Волшебные фигуры», «Закладка для бумаги».
1
Научатся: организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблонам, усвоят безопасные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги ножницами.
12
Насекомые. Изделия «Пчелы и соты».
1
Научатся: приемам работы с пластилином, соединять детали при помощи пластилина; познакомятся с профессиями.
13
Дикие животные. Изделие «Коллаж».
1
Научатся: различать диких животных; новым приемам лепки из пластилина.
14
Домашние животные. Изделие «Котенок».
1
Научатся: различать домашних животных, познакомятся с профессиями, связанными с животными.
15
Такие разные дома. Изделие «Домик из веток».
1
Научатся: делать макет дома из картона.
16
Посуда. Сервировка стола для чаепития. Изделия «Чашка», «Чайник», «Сахарница».
1
Научатся новым приемам лепки (из целого куска пластилина).
17
Свет в доме. Изделие «Торшер».
1
Научатся: вырезать детали круглой формы.
18
Мебель. Изделие «Стул».
1
Научатся новому способу разметки детали из бумаги.
19
Новый год. Изделия «Украшения на елку»
1
Научатся: новым приемам работы с бумагой и, применяя этот прием, изготовят новогодние украшения.
20
Одежда. Ткань. Нитки. Изделие «Кукла из ниток».
1
Научатся: выполнять поделку из ниток.
21
Учимся шить. Изделия «Закладка с вышивкой», «Медвежонок».
1
Научатся: выполнять простейшие швы, пришивать пуговицы.
22
Передвижение по земле. Изделие «Тачка».
1
Научатся: сгибать и разрезать заготовки деталей точно по разметке.
23
Конструктор.
1
Научатся: приемам работы с конструктором, выполнять изделия из деталей конструктора.
24
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Практическая работа «Проращивание семян».
1
Научатся: производить посадку семян
25
Питьевая вода. Изделие «Колодец».
1
Научатся: делать макет колодца.
26
Передвижение по воде. Изделие «Кораблик из бумаги».
1
Научатся: различать виды водного транспорта, проводить эксперименты, новым приемам работы с бумагой, выполнять изделия из бумаги.
27
Использование ветра. Изделие «Вертушка».
1
Научатся выполнять изделия.
28
Полеты птиц. Изделие «Попугай».
1
Научатся: выполнять мозаику в новой технике.
29
Полеты человека. Изделие «Самолет».
1
Научатся: проводить эксперимент с бумагой и делать выводы.
30
Способы общения. Изделие «Письмо на глиняной дощечке».
1
Узнают: способы общения людей друг с другом, способы получения и передачи информации, о развитии письменности, использовании различных материалов для передачи всевозможной информации.
31
Важные телефонные номера. Правила движения. Практическая работа «Важные телефонные номера».
1
Научатся: ориентироваться в информации различного вида.
32
Компьютер.
1
Научатся: находить источники информации в Интернете, отбирать нужную информацию для презентации.
33
Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.
1
Обобщают и систематизируют знания по всем темам курса, проверят степень усвоения знаний, выделив то, что подлежит усвоению.