Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области


«Рассмотрено»

на заседании МС


протокол № 5 от

28.06.2013 г.





«Утверждаю»

Директор МОУ «Уколовская ООШ»

__________ Уколова Е.Н.

приказ №102 от 02.09. 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Православная культура»

для 8 класса
учителя православной культуры

Рыжовой Ольги Алексеевны
Базовый уровень

2013-2014 учебный год




Пояснительная записка

к Рабочей программе по предмету «Православная культура»

Рабочая программа составлена на основе программы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006; Т. В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с. ISBN 5903101070.

Основная цель рабочей программы— развитие у школьников интереса к изучению России, понимания роли православия в истории Родины и восприятие ими основ православной нравственности и духовности, как необходимого и первоочередного элемента российской морали и нравственности, без понимания которого нельзя считаться настоящим гражданином России.

В процессе изучения предмета «Православная культура» в 8 классе решаются следующие задачи:

- ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры,

- изучение православной литературы,

- изучение устроения православного храма,

- ознакомление с православным образом жизни,

-ознакомление с духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики,

- формирование культуры общения на основе уважения к внутреннему миру каждого человека в традициях православной культуры Отечества,

- воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры,

- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа

- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций православной культуры Отечества,

- формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.

Дидактические принципы:


  • Принцип исторического соответствия религиозным традициям России;

  • Принцип культуросообразности;

  • Принцип личностно-ценностного соответствия;

  • Принцип содержательных обобщений;

Общая тема 8го года обучения: «Многообразие жанров древнерусской литературы»

В 8–м классе учащиеся завершают знакомство с произведениями древнерусской литературы различных жанров, которые являются частью православного культурного наследия России. Они знакомятся с повестями, сказаниями и поучительными произведениями. В отдельную главу выделено изучение «Слова о полку Игореве». Это связано с тем, что смысл этого уникального шедевра древнерусской мысли, отражающего православное мировосприятие и уклад жизни Киевской Руси, обычно плохо понимается уч-ся при изучении на уроках литературы из – за незнания основ православного учения.

В 8 классе учащиеся подробно и детально изучают письменную культуру православия, изучают жанры древнерусской литературы и знакомятся с основными древнерусскими книгами различных жанров.

Изучение произведений древнерусской литературы способствует более глубинному (с точки зрения православия как государствообразующей религии и основы русской нравственности и патриотизма) пониманию смысла изучаемых исторических событий. Произведения, воспринимаемые учащимися как художественная литература, существенно расширяют и дополняют материал, изучаемый ими на уроках истории России.



Изменения: По программе на изучение предмета « Православная культура» отводится 32 учебных часа. В связи с тем, что в учебном плане согласно Типовому положению 35 учебных недель на изучение предмета отводится 35 часов. Внесён дополнительный урок на изучении параграфа «Древнерусская литература». На изучение темы « Об установлении духовных устоев на Руси»» отводится 4 часа вместо 3 предложенных, в программе для организации изучения регионального компонента материал подбирается учителем самостоятельно, поэтому в календарно-тематическом планировании отражена тема «Экскурсии в храмы, беседы со священнослужителями» - 2 часа.

Преподавание предмета строится на основе учебно-методического комплекса:

В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7—8 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 300 с.: цвет. ил. ISBN 5903101038.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7—8 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 128 с.: илл. ISBN 5903101089.

Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Количество учебных часов на которое рассчитана программа - Общий объем: 35 часа в год, контрольных работ- 5

Формы организации учебного процесса :


  • Письменная контрольная работа;

  • Письменная самостоятельная работа;

  • Письменная творческая работа- реферат обобщения по теме изученного материала;

  • Устный опрос учащихся во время урока;

  • Компьютерный контроль знаний учащихся по окончании изучения главы

Критерии оценивания рефератов учащихся

1. Оформление рефератов учащимися:

- реферат должен быть представлен в печатном варианте;

- реферат должен содержать иллюстративный материал с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно:

http://www.enc.mail.ru

http://www.icon-art.info

http://www.school.edu.ru

http://slovari.yandex.ru
2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов. поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов :

- при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»;

- при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо»

- при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично»


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
1. Учащийся должен ЗНАТЬ (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия):

2. Учащийся должен УМЕТЬ сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

3.Учащийся должен ИМЕТЬ НАВЫК проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов.


Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Православная культура» способствует:

- формированию у учащихся представлений о целостной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач;



- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому явлению, вести диалог с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым явлениям;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Учащийся основной школы должен: называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная христианская картина мира. Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Духовно-мировоззренческие основы морали. Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Православная нравственная культура. Православное христианское понимание художественного творчества и его задач; содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Совершенствовать умения и навыки самообразования.



Календарно - тематическое планирование по предмету

«Православная культура» 8 класс. Общий объем: 35 часов в год.



Содержание


Кол-во часов по теме

дата

примечания

план

факт

Многообразие жанров древнерусской литературы (22ч.)

1

Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра повести. Стояние на угре: историческое событие и чудо, с ним связанное. Отражение событий в «Повести о стоянии на Угре».

1

04.09.13







2

Изучение «Повести о стоянии на Угре»

1

11.09.13







3

«Повесть о битве на реке Калке»

1

18.09.13







4

«Повесть о Темир-Асаке»

1

25.09.13







5

Куликовская битва: историческое событие и его отражение в летописной повести о Куликовской битве

1

02.10.13







6

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Повесть как жанр древнерусской литературы»

1

09.10.13







7

Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра сказания. История создания «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора.

1

16.10.13







8

«Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора.»

1

23.10.13







9

«Сказание о чудесах Владимира иконы Божией Матери.

1

30.10.13







10

Нашествие Едыгея и оборона Москвы: историческое событие и чудо Владимирской иконы Богородицы, связанное с ним. Разбор текста «Сказания о нашествии Едыгея»

1

13.11.13







11

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сказание как жанр древнерусской литературы»

1

20.11.13







12

Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра «Поучение Владимира Мономаха»

1

27.11.13







13

Домострой и его роль в установлении православных нравственных устоев

1

04.12.13







14

«Изборник» Святослава 1076 года, его роль в установлении православных нравственных устоев

1

11.12.13







15

Урок обобщения и систематизации знаний материалов параграфа «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси»

1

18.12.13







16

Урок защиты рефератов по теме «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси»

1

25.12.13







17

Урок контроля знаний за первое полугодие 8 класса

1

15.01.134







18

Защита рефератов по произведениям древнерусской литературы жанров «Слова» и жития

1

22.01.14







19

Контроль знаний по произведениям древнерусской литературы жанров «Слово» и жития

1

29.01.14







20

Защита рефератов по произведениям древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения

1

05.02.14







21

Контроль знаний по произведениям древнерусской литературы жанров повести и поучения

1

12.02.14







22

Компьютерный контроль знаний по главе «Многообразие жанров древнерусской литературы»

1

19.02.14







«Слово о полку Игореве»- памятник древнерусской литературы (11ч.)

23

Исторические события о которых повествует автор «Слова о полку Игореве»

1

26.02.14







24

«Слово о полку Игореве»

1

05.03.14







25

«Слово о полку Игореве». Систематизация и обобщение знаний учащихся.

1

12.03.14







26

«Слово о полку Игореве». Самоконтроль и коррекция знаний учащихся.

1

19.03.14







27

Контроль знаний учащихся по материалам параграфа 6.1

1

02.04.14







28

Воспевание образа Русской земли и яркое обличение губительности княжеских раздоров для целостности русского государства автором «Слова»




09.04.14







29

Воспевание русской земли автором «Слова о полку Игореве» и обязательные для этого жанра древнерусской литературы фольклорные традиции песен и плачей в «Слове»

1

16.04.14







30

Высокое ораторское искусство и патриотическое воззвание автора «Слова о полку Игореве»

1

23.04.14







31

Контроль знаний уч-ся по материалам параграфа «Воспевание образа Русской земли и яркое обличение губительности княжеских раздоров для целостности русского государства автором «Слова»

1

30.04.14







32

Урок компьютерного контроля знаний по главе «Слово о полку Игореве- памятник древнерусской литературы»




07.05.14







33

Урок контроля знаний за курс 8 класса




14.05.14







Духовное краеведение (2ч)

34

Беседы со священнослужителем Встреча с настоятелем храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери

1

21.05.14







35

Экскурсия в храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

1

28.05.14








Содержание учебного курса

Раздел 1. «Многообразие жанров древнерусской литературы». (22часа)

Определение места Киевской Руси среди народов мира, происхождение славянской письменности в «Повести временных лет». Выделение Божьего благословения и помощи в летописных повестях. Православные традиции в повествовательном жанре. Описание чудесной помощи Божией Матери и Небесного воинства в борьбе русских православных людей против Орды. Отражение исторических событий и поиск смысла нашествия на Русь татаро-монголов в «Повести о битве на реке Калке», «Повести о Темир-Аксаке» и «Стоянии на реке Угре». «Повесть о Куликовской битве»: сравнительный анализ ее содержания и выразительных средств повести с «Задонщиной»

Описание божественной природы описываемых в сказаниях событий и чудес, являемых при событии «Сказание о Борисе и Глебе». Особое почитание на Руси Владимирской иконы Божией Матери, рассказы о чудотворности иконы в «Сказании о чудесах Владимирской иконы». Рассказ о покровительстве Руси Божией Матери через чудо Владимирской иконы в «Сказании о нашествии Едыгея». Новый для русского религиозного сознания идеал мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» - памятник древнерусской литературы о новых русских мучениках за православную веру.

Значение поучительной литературы для установления православного уклада жизни на Руси и воспитания новых нравственных начал в русском человеке на основе христианских заповедей. Домострой о воспитании детей на христианских заповедях уважения к родителям. Наставление детям о праведной жизни в «Изборнике» Святослава 1076 г. как основа христианского воспитания. Владимир Мономах и его «Поучение».



Раздел 2. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. (11ч.)

Изложение в «Слове о полку Игореве» исторических событий и отражение православной культуры, духовности и быта русского народа. Православные традиции отношений между братьями, между мужем и женой, между отцом и сыном, православные традиции отношения к родной земле в «Слове». Превращение автором «Слова» незначительного в русской истории воинского поражения князя в огромную духовную победу православного русского народа.

История нахождения рукописи «Слова» графом Мусиным-Пушкиным А.И. Исследование подлинности «Слова» Упоминание «Слова» в других древнерусских произведениях в связи с другими историческими событиями. Связь «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».

Отражение православных традиций отношения к родной земле, осознание необходимости единства Руси как целостного государства для защиты православной веры, призыв о недопустимости ведения распрей между православным русским народом, необходимость спасения единой православной Руси как мирового оплота православной веры в «Слове».



Духовное краеведение (2часа)

Беседы со священнослужителем Встреча с настоятелем храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери Экскурсия в храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери



Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература:
1. Учебник В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н. Кобец «Православная культура», 7-8 класс, Ульяновск, Инфофонд, 2006 г.»,

2. Т.В.Рыжова, Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура»

3. Т.В.Рыжова, Методические рекомендации при организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура»

4. Учебно-методические комплексы с мультимедийными приложениями, издаваемые АНО «ИНФОФОНД» для отдельных классов средней общеобразовательной школы. (7 – 8 класс)



Оборудование

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

Примечания

Музыкальный центр «Samsung»

1




DVD - проигрыватель

1




Компьютерное оборудование




На занятиях в компьютерном классе

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)







скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
158.39kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
176.41kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
302.9kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
150.39kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
185.54kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
288.85kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 9 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
309.59kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 6 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
292.88kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 11 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
283.43kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.