Главная стр 1
скачать





Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», автор А.Я.Данилюк. - М.: Просвещение, 2012.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомству с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 14», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» готовит обучающихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, способствует развитию и воспитанию личности, способствует формированию гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта.



Общая характеристика учебного предмета

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ)формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс способствует расширению образовательного кругозора обучающегося, формированию порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам. Требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечивать образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей обучающихся.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы Основы светской этики»

Описание места учебного предмета в учебном плане

На основе изучения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) определен модуль учебного курса – «Основы светской этики».



В соответствии с Учебным планом МБОУ «Школа №14» на 2012/2013 учебный год на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного курса

Учебный модуль «Основы светской этики»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1. (14 часов).

Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (13 часов)

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



Итоговые, обобщающие уроки предусматривают подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Тематическое планирование


№ п/п


Темы


Количество часов

Контроль знаний

По программе

Фактически






Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.


1

1






Основы светской этики. Часть 1.

17

14

презентация творческих проектов



Основы светской этики. Часть 2.


13

13

презентация творческих проектов



Итого:

34

28






Календарно - тематическое планирование





урока

Дата

Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся







Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-1ч.







1

07.09

Россия – наша Родина

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали










Основы светской этики (часть I) -14ч.




2

14.09

Что такое светская этика




3

21.09

Культура и мораль

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности




4

28.09

Особенности морали




5

05.10

Добро и зло

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали




6

12.10

Добро и зло




7

19.10

Добродетель и порок




8

26.10

Добродетель и порок




9

09.12

Свобода и моральный выбор человека

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей




10

16.12

Свобода и ответственность




11

23.12

Моральный долг

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе, религиозных традициях

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Учатся слушать собеседника и излагать свое мнение





12

18.01

Справедливость




13

25.01

Альтруизм и эгоизм




14

01.02

Дружба




15

08.02

Что значит быть моральным

Итоговая презентация творческих проектов обучающихся












Основы светской этики (часть II) -13ч.







16

15.02

Род и семья – исток нравственных отношений

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции




17

22.02

Нравственный поступок




18

01.03

Золотое правило нравственности

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества




19

15.03

Стыд, вина и извинения




20

22.03

Честь




21

05.04

Совесть

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства




22

12.04

Образцы нравственности




23

19.04

Образцы нравственности




24

26.04

Образцы нравственности в культуре Отечества




25

03.05

Этикет




26

10.05

Семейные праздники

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций




27

17.05

Жизнь человека – высшая нравственная ценность




28

24.05

Любовь и уважение к Отечеству

Итоговая презентация творческих проектов обучающихся



Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.



Учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.





Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


  1. Данилюк Александр Ярославович. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – Издательство «Просвещение», 2012.

  2. А.Я.Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Основы религиозных культур и светской этики. [Электронный ресурс]

  4. Компьютер, мультимедийный диапроектор, экспозиционный экран.

  5. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет – ресурсы, слайды, мультимедийные презентации.

  6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, О. Е. Казьмина и др.]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (система «Перспектива») 4 а класс
173.34kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
288.82kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
146.02kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
178.23kb.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики разработана на основе программы А. Я. Данилюка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
133.45kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
46.08kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.