Главная | стр 1
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Руководитель МО зам. Директора по УВР Директор __________Л.В.Ларкина ___________Л.Ю. Каплина ____________Г.В.Березина Протокол № ______ «____»__________20_____г. Приказ № _____ от «____»_________20___г от «____» _________20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Экология» «Экология человека» (1 полугодие) «Ландшафтная экология» (2 полугодие) 8 класс Базовый уровень учителя Березина Ильи Олеговича Принято на заседании педагогического совета школы протокол № ____от «__»_____20__г. Пояснительная записка Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. В современный период биологические аспекты экологии всё больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье людей – основное право человека и главную цель развития цивилизации. Государственный стандарт школьного экологического образования включает следующие основные научные области экологии: введение в экологию, экологию растений, экологию животных, экологию человека, общую экологию, социальную экологию, глобальную экологию. Немаловажное значение для формирования у подрастающего поколения экологических и природоохранных понятий, экологического сознания имеет данная рабочая программа. Программа адресована учащимся 5-11 классов общеобразовательной средней школы. Основная концепция: наряду с теоретическими вопросами она предусматривает множество практических работ, предусматривает не только знакомство с проблемами охраны природы в мире, в Саратовской области, но и творческую работу учащихся в решении этих проблем. Единство программы обеспечивает координацию поэтапного изучения основ экологических знаний и воспитания экологической культуры у учащихся. Истинный интерес к учебному предмету возникает у ученика тогда, когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области. Данный учебный предмет входит в естественнонаучную образовательную область. Срок реализации программы – 7 лет (с 5-11 класс). По окончанию реализации программы учащиеся будут иметь представление о физических и биологических компонентах окружающей среды; смогут оценить социально-экономическую обстановку и проблемы развития общества; усвоят экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки. Рабочая программа составлена на основе региональной программы - Экология.Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.
(авторы учебника: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина) ( 1 час в неделю, всего – 17)
Настоящая программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей социальной и природной среды. Программа рассчитана на учащихся, знакомых с иерархической и структурной организацией органического мира. «Ландшафтная экология» (2 полугодие) 1 час в неделю, всего – 17, автор учебника: Н.А. Чумаченко Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки. Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений, навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу. В первом разделе рассматриваются основы анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта. Второй раздел посвящён типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии – природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния. В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике. Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона. Содержание тем учебного курса. Практические работы. Природная среда – как фактор здоровья. Функции ландшафта. Лабораторные работы. Иммунитет и здоровье. Вредные привычки. Исследование. Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы. Питание – фактор, влияющий на состояние здоровья. Ответственное поведение как социальный фактор. Ландшафтный мониторинг. Современное состояние и проблемы природопользования в Саратовской области. Виды самостоятельной работы учащихся Презентации. Влияет ли природная среда на здоровье человека? Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Какое должно быть поведение у социально здорового человека. Как человек воздействует на ландшафт. Загрязнение ландшафта. Формы контроля. Тестирование. Взаимосвязь человека с окружающей средой. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гендерные роли. Классификация ландшафтов. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафты Саратовской области.. Устный зачёт. Факторы, влияющие на развитие нервной системы. Факторы риска внутриутробного развития. Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 8 класса Учащиеся должны знать: - понятия «здоровье» и «болезнь»; - факторы здоровья и факторы риска болезни; - связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - место человека в системе животных; - понятие о наследственных болезнях и их предупреждение; - понятие о природноочаговых болезнях; - понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта; - многоаспектную ценность ландшафта; - последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты; - характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов; - экологические проблемы ландшафтов Саратовской области; - влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;
- оценивать среду жизнедеятельности человека; - объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека; - составлять свою родословную и карту здоровья; - анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный; - подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения; - обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека; - определять тип ландшафта; - выявлять формы воздействия на него человека; - давать оценку состояния ландшафта; - формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране;
«Задачи по экологии человека», «Всё о здоровом образе жизни», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др.; Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, видеозаписи; Дидактический материал: практические и лабораторные работы на печатной основе, карточки, тесты, раздаточный материал; Список (основной и дополнительной) литературы Литература, использованная при подготовке программы: Арнольди И.А., Кондратьева И.И. Труд и здоровье подростка. М.: Медицина. 1982. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука, 1987. «Гигиена города». Г.П. Зарубин. М.: Медицина. 1990 г. «Гигиеническое обучение и воспитание школьников». Е.И. Кальченко. М.: Просвещение. 1999г. «Здоровье человека – социальная ценность». Ю.П. Лисицын. М.: Мысль. 1999 г. «Как правильно питаться». И.М. Скурихин. М.: Агропромиздат. 1999 г. «Проблемы жизни в окружающей среде». Учеб. пособие. Саратов. 1995 г. «Человек и ландшафты». Ф.Н. Мильков. М. 1999 г.
«Раздумья о здоровье». Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт. 1987 г. «Окружающая среда и здоровье». Г.П. Зарубин. М.: Знание. 1999 г. «Проблемы экологии человека». С.М. Оплавин. М.: Наука. 1998 г. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы. М.: Просвещение. 1989. «Экология города: урбоэкология». Г.С. Камерилова. М.: Просвещение. 1998 г. Образовательные диски: «Экология» . 2004 г. Дрофа. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г. Компьютерные презентации. Календарно – тематическое планирование курса «Экология человека» 8 класс (1 полугодие) Всего – 17 часов
Календарно – тематическое планирование курса «Введение в ландшафтную экологию» (2 полугодие) Всего – 17 часов
Смотрите также: Рабочая программа по учебному предмету «Экология» «Экология человека»
168.5kb.
Рабочая программа по учебному предмету экология «Биосфера и человек»
205.9kb.
Экология Мира экология Духа
83.55kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Экология» ориентирована на обучающихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
69.71kb.
Урока биологии «Влияние человека на окружающую среду. Экологическое право»
96.97kb.
Примерная программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края»
60.44kb.
Рабочая программа педагога Кутырева Владимира Викторовича по предмету «Экология» для 5-6 классов
219.05kb.
Проект программы экологического воспитания «Экология души, экология здоровья, экология природы»
286.36kb.
Основы экологии. М.: Дрофа, 2012 Региональная программа курса Общая экология
258.3kb.
2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая среда. Экология человека. Экология в целом 20. 18
108.83kb.
Экология и культура будущее России
144.23kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 05 «Гигиена и экология человека» Специальность 060301. 51 314.98kb.
|