Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Муниципальное казенное учреждение «Худоеланская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на методическом объединении

Протокол от _________№         




Утверждено

Директор школы В.М.Дударь

Приказ от ________ № ____




Рабочая учебная программа

_____по физике___________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса/)

_____7,8,9 класс,



2 ступень образования_______________________________

(уровень, ступень образования)

____три года______________________________________________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений.___ Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа___ 2008.Физика. 7-9 классы. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин._

Москва. Дрофа. 2008________________________________________________

(наименование программы) (автор программы)



учителем физики_Дударь Ниной Михайловной__________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)

__село Худоеланское, 2013 год________________________________________

(название населенного пункта, год разработки)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит по 2 ч в неделю в каждом из трех классов. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;

  • Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2007;

  • Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.



  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго­гических технологий, учета местных условий.



В результате изучения физики 7 класса обучающийся должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

В результате изучения физики 8 класса обучающийся должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения элек­трического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распро­странения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробы­товых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;


В результате изучения физики обучающийся 9 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.

  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
содержание образования

7 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.


II. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.


III. Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.



Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.



Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.

Измерение скорости тела.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема твердого тела.

6. Определение плотности вещества твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 час)
Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

9. Измерение давления твердого тела на опору.

10. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

11.Выяснение условий плавания тела в жидкости.


V. Работа и мощность. Энергия (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

12.Выяснение условия равновесия рычага.

13.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Обобщение и повторение (4 час)


8 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

I.Тепловые явления (13 часов)
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии тела: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

3.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.


II. Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов)
Плавление и отвердевание тел. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.

Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния

вещества.

Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха.

Тепловые двигатели. Преобразование энергии в тепловых двигателях.

КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Измерение влажности воздуха.


III.Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7.Регулирование силы тока реостатом.

8.Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

9.Измерение работы и мощности электрического тока.


IV.Электромагнитные явления (7 час)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.



Фронтальная лабораторная работа.
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели).


IV.Световые явления. (11 часов)
Источники света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.



Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

12.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13.Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения.




    1. класс

(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Законы взаимодействия и движения тел. (26 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.



Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.



Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.
II.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

III. Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле.

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электрогенератор.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Свет – электромагнитная волна.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Преломление света. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.



Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение явления электромагнитной индукции.

6.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.
IV. Строение атома и атомного ядра (15 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.



Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.



Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8.Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

9.Изучение естественного радиационного фона дозиметром.

Обобщение и повторение (2 час)

Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов


в т.ч. на лабораторные и практические занятия




7 класс

70

13

I

Введение

4

1

1

Что изучает физика. Физические явления.

1




2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

1




3

Точность и погрешность измерений. Л/р №1 Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

1

1

4

Физика и техника.

1




II

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

5

Строение вещества.

1




6

Молекулы. Л/р № 2 Измерение размеров малых тел.

1

1

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

1




8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1




9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых, жидкостей и газов.

1




III

Взаимодействие тел

21

6

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1




11

Скорость. Единицы скорости.

1




12

Расчет пути и времени движения. Л/р № 3 Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

1

1

13

Инерция.

1




14

Взаимодействие тел.

1




15

Масса тела. Единицы массы.

1




16

Л/р 4 Измерение массы тела на рычажных весах.

1

1

17

Плотность вещества.

1




18

Л/р 5 Измерение объема твердого тела.

1

1

19

Л/р 6 Определение плотности вещества твердого тела.

1

1

20

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1




21

Решение задач.

1




22

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1




23

Сила упругости. Закон Гука.

1




24

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1




25

Динамометр. Л/р 7 Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

1

1

26

Графическое изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сил.

1




27

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1




28

Л/р № 8 Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

1

1

29

Решение задач по теме: "Взаимодействие тел ".

1




30

Контрольная работа по теме: "Взаимодействие тел".

1




IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

3

31

Давление. Единицы давления.

1




32

Способы уменьшения и увеличения давления.

Л/р № 9 Измерение давления твердого тела на опору.



1

1

33

Решение задач по теме: «Давление твердых тел».

1




34

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1




35

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1




36

Решение задач.

1




37

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

1




38

Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

1




39

Решение задач по теме: «Вес воздуха. Атмосферное давление».

1




40

Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1




41

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1




42

Гидравлический пресс.

1




43

Решение задач.

1




44

Обобщающий урок по теме: "Давление твердых тел, жидкостей и газов. "

1




45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1




46

Архимедова сила.

1




47

Решение задач на тему: «Архимедова сила».

1




48

Л/р 10 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

1

1

49

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

1




50

Л/р 11 Выяснение условий плавания тел в жидкости. Решение задач.

1

1

51

Повторение темы: "Архимедова сила". Решение задач.

1




52

Повторение и обобщение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1




53

Контрольная работа по теме: "Давление твердых тел, жидкостей и газов".

1




V

Работа и мощность. Энергия.

13

2

54

Механическая работа. Единицы работы.

1




55

Мощность. Единицы мощности. Решение задач.

1




56

Решение задач на расчет работы и мощности.

1




57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1




58

Момент силы.

1




59

Решение задач на расчет момента сил.

1




60

Л/р 12 Выяснение условия равновесия рычага. Рычаги в природе, технике, быту.

1

1

61

Блоки. "Золотое правило механики."

1




62

Кпд механизма. Л/р 13 Определение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости.

1

1

63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1




64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1




65

Решение задач по теме: "Работа. Мощность. Энергия."

1




66

Контрольная работа по теме: "Работа. Мощность. Энергия."

1




V

Обобщение и повторение

4




67

Повторение и обобщение .Тестирование.

1




68

Повторение и обобщение .Тестирование.

1




69.

Повторение и обобщение .Тестирование.

1




70.

Повторение и обобщение .Тестирование.

1






№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов


в т.ч. на лабораторные и практические занятия




8 класс

70

14

I

Тепловые явления

13

3

1

Тепловое движение. Температура.

1




2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1




3

Теплопроводность.

1




4

Конвекция.

1




5

Излучение.

1




6

Примеры теплопередачи в природе и технике. Л/р № 1 Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

1

1

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1




8

Удельная теплоемкость.

1




9

Расчет количества теплоты, для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1




10

Л/р 2 Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

1

1

11

Решение задач.

1




12

Л/р 3 Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

1

1

13

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии.

1




II

Изменение агрегатных состояний вещества

12

1

14

Агрегатные состояния вещества.

1




15

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

1




16

Удельная теплота плавления. Решение задач.

1




17

Решение задач по теме: "Плавление и отвердевание"

1




18

Испарение и конденсация.

1




19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1




20

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1




21

Л/р 4 Измерение влажности воздуха.

1

1

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1




23

Паровая турбина. Реактивный двигатель.

1




24

Повторение и обобщение по теме: "Тепловые явления".

1




25

Контрольная работа по теме: "Тепловые явления".

1




III

Электрические явления

27



5

26

Электризация тел. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов.

1




27

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1




28

Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

1




29

Делимость электрического заряда. Электрон.

1




30

Строение атомов.

1




31

Объяснение электрических явлений.

1




32

Решение задач по теме: "Электризация тел".

1




33

Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока.

1




34

Электрическая цепь. Направление тока.

1




35

Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1




36

Сила тока. Единицы силы тока.

1




37

Решение задач на тему: «Сила тока».

1




38

Амперметр. Измерение силы тока. Л/р 5 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

1

1

39

Электрическое напряжение. Вольтметр. Л/р 6 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

1

1

40

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников.

1




41

Закон Ома для участка цепи.

1




42

Решение задач на тему: «Закон Ома для участка цепи».

1




43

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1




44

Реостат. Л/р 7 Регулирование силы тока реостатом.

1

1

45

Л/р 8 Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

1

1

46

Последовательное соединение проводников.

1




47

Параллельное соединение проводников.

1




48

Работа и мощность электрического тока.

1




49

Расчет электроэнергии, потребляемой электробытовыми приборами.

1




50

Л/р 9 Измерение работы и мощности электрического тока.

1

1

51

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

1




52

Контрольная работа по теме: "Электрические явления".

1




IV

Электромагнитные явления

7

2

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

1




54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

1




55

Л/р 10 Сборка электромагнита и испытание его действия.

1

1

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1




57

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель. Применение электродвигателей постоянного тока. Устройство электроизмерительных приборов



1




58

Л/р № 11 Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели).

1

1

59

Контрольная работа по теме: "Электромагнитные явления".

1




V

Световые явления

11

3

60

Источники света. Распространение света.

1




61

Отражение света. Законы отражения света.

Л/р № 12 Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.



1

1

62

Плоское зеркало.

1




63

Преломление света. Л/р № 13 Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

1

1

64

Линзы. Оптическая сила линзы.

1




65

Изображения, даваемые линзой.

1




66

Решение задач на построение изображения предметов, даваемых линзой.

1




67

Л/р 14 Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

1

1

68

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1




69

Решение задач на построение изображений в тонких линзах

1




70

Контрольная работа по теме: "Геометрическая оптика".

1







№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов


в т.ч. на лабораторные и практические занятия




9 класс

70

9

I

Законы взаимодействия и движения тел


26

2

1

Материальная точка. Система отсчета.

1




2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

1




3

Определение координаты движущегося тела.

1




4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1




5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1




6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1




7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1




8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1




9

Л/р № 1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

1

1

10

Решение задач.

1




11

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1




12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1




13

Второй закон Ньютона.

1




14

Третий закон Ньютона.

1




15

Свободное падение тел. Невесомость.

1




16

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1




17

Л/р № 2 Измерение ускорения свободного падения.

1

1

18

Закон всемирного тяготения.

1




19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1




20

Прямолинейное и криволинейное движение.

1




21

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1




22

Искусственные спутники Земли.

1




23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1




24

Реактивное движение. Ракеты.

1




25

Решение задач.

1




26

Контрольная работа по теме: "Законы взаимодействия и движения тел".

1




II

Механические колебания и волны. Звук.

10

2

27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1




28

Величины, характеризующие колебательное движение.

1




29

Гармонические колебания. Затухающие колебания.

1




30

Вынужденные колебания. Резонанс.

1




31

Л/р № 3 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

1

1

32

Л/р № 4 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

1

1

33

Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны. Длина и скорость волн.

1




34

Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука. Скорость звука.

1




35

Звуковой резонанс. Интерференция звука. Решение задач.

1




36

Контрольная работа по теме: "Механические колебания и волны. Звук".

1




III

Электромагнитное поле

17

2

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1




38

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1




39

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Самоиндукция.

1




40

Л/р № 5 Изучение явления электромагнитной индукции.

1

1

41

Получение переменного электрического тока.

1




42

Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

1




43

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1




44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Скорость распространения электромагнитных волн.



1




45

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1




46

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1




47

Принципы радиосвязи и телевидения.

1




48

Электромагнитная природа света. Интерференция света.

1




49

Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

1




50

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1




51

Л/р № 6 Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

1

1

52

Решение задач.

1




53

Контрольная работа по теме: "Электромагнитное поле".

1




IV

Строение атома и атомного ядра

15

3

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомного ядра. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

1




55

Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер

1




56

Экспериментальные методы исследования частиц.

1




57

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1




58

Изотопы. Альфа- и бета-распад. Правило смещения.

1




59

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

1




60

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1




61

Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Термоядерная реакция. Источники энергий солнца и звезд.

1




62

Биологическое действие радиации. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

1




63

Элементарные частицы. Античастицы.

1




64

Л/р № 7 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

1

1

65

Л/р № 8 Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

1

1

66

Л/р № 9 Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

1

1

67

Решение задач.

1




68

Контрольная работа по теме: "Строение атома и атомного ядра".

1




V

Повторение и обобщение

2




69

Повторение и обобщение. Тестирование.

1




70

Повторение и обобщение. Тестирование.

1





Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.



Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.



Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Список литературы для учителя
1.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008.

Физика. 7-9 классы. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.

Москва. Дрофа. 2008

2.Учебник Физика 7 класс А.В. Перышкин Издательский дом «Дрофа» 2005

Физика 8 класс А.В.Перышкин Издательский дом «Дрофа» 2007

Физика 9 класс А.В.Перышкин, Е.М. Гутник Дрофа Москва 2009

3.Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

4.Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

5.Сборник задач по физике Г.Н. Степанова

Москва «Просвещение» 1996 г

6. Сборник задач по физике А.П.Рымкевич

Москва «Просвещение»2003


Список литературы для обучающихся
1. Учебник Физика 7 класс А.В. Перышкин Издательский дом «Дрофа» 2005

Физика 8 класс А.В.Перышкин Издательский дом «Дрофа» 2007

Физика 9 класс А.В.Перышкин, Е.М. Гутник Дрофа Москва 2009

2. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002.

3 .Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение,

2002.


4. Сборник задач по физике Г.Н. Степанова

Москва «Просвещение» 1996 г

5. Сборник задач по физике А.П.Рымкевич

Москва «Просвещение»2003

Муниципальное казенное учреждение «Худоеланская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на методическом объединении

Протокол от _________№        




Утверждено

Директор школы В.М.Дударь

Приказ от ________ № ____



Рабочая учебная программа

_____по физике___________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса/)

_____10, 11 класс, 3 ступень образования_____________________________

(уровень, ступень образования)

____два года______________________________________________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Физика 10-11 классы_Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) Авторы программы _________ В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова. Москва «Просвещение» 2007__________

(наименование программы) (автор программы)



учителем физики_Дударь Ниной Михайловной__________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)

__село Худоеланское, 2013 год________________________________________

(название населенного пункта, год разработки)




Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений Физика 10-11 классы Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова. Москва «Просвещение» 2007, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312); в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни.

Курс рассчитан на 140 часов- 70 ч – в 10 классе, 70ч – в 11 классе, по 2 часа в неделю.



Цели изучения физики

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен



Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Основное содержание (140 ч)

Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (23 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Фронтальная лабораторная работа

1.Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2.Изучения закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.

Фронтальная лабораторная работа

3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.


Электродинамика (33 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах.

Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Фронтальная лабораторная работа

4.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

5.Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника.

6.Наблюдение действия магнитного поля на ток.

7.Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны (14ч)
Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа

8.Определение ускорение свободного падения с помощью нитяного маятника.



Оптика (16 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Шкала электромагнитных волн. Основы специальной теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

Фронтальная лабораторная работа

9.Измерение показателя преломления стекла.

10.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

11.Измерение длины световой волны.

12.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров.
Квантовая физика (23 ч)
Световые кванты. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика: строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция.



Фронтальная лабораторная работа

13.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

14.Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.
Обобщающее повторение (9 ч)


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта
1319.74kb.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена: на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
1223kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
242.1kb.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования
313.09kb.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования
293.3kb.
Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
171.58kb.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений
292.79kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы по литературе для 5-11 классов»
117.99kb.
Данная рабочая программа по физике в 10-11 классах составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05. 03
246.48kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе
381.05kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
119.82kb.
Рабочая программа по физике для 11 класса социально- гуманитарного профиля Курс рассчитан на 34 часа Учитель Макиевская О. Е
86.58kb.