Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Ершовка

Вятскополянского района Кировской области


Принята на педсовете Утверждаю.

Протокол № от .2011 г. Директор школы: _______ Бареева А.Г.

Приказ № _____ от ___________2011 г.


Рабочая программа по физике

8 класс


Составитель: Марголина М.А.,

учитель физики и математики

первая категория

Ершовка, 2011 год




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и примерной программы основного общего образования по физике МО РФ с использованием программы по физике 7-9 кл. (авторы С.В Громов, Н.А. Родина), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

      Предлагаемая программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне. Она рассчитана на 2 ч в неделю (69 ч за учебный год) и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определены опыты, демонстрируемые учителем в классе, лабораторные работы, выполняемые учащимися.

Программа ориентирована на использование учебника физики для 8 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованного Министерством образования Российской Федерации: «Громов, Физика-8». – М., Дрофа , 2007.

В обязательном минимуме содержания образовательной программы курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.     

        В календарно-тематическом планировании нумерация уроков в первом столбце соответствует порядковому номеру урока от начала учебного года, а во втором — номер урока от начала темы. В третьем столбце приводится тема урока, формулировка которой в основном взята из программы. В четвёртом столбце указаны элементы стандарта по теме. Задачи для решения на определенном уроке учитель выбирает из упражнений учебника и методических пособий в соответствии с уровнем подготовки своего класса. Уровень изучения учебного материала соответствует лицензии образовательного обучения.



Изучение физики на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Учебно-тематический план

Название разделов

Всего часов

из них всего

Л/р

К/р

Механические явления

37

4

4

Тепловые явления

26

2

2

Подготовка и проведение итогового контроля

6




Итоговая

Итого

69

6

7


Содержание тем учебного курса

Перечень разделов

Кол-во часов

Содержание в соответствии с ФГОС

Механические явления

37

Механическое движение. Относительность движения.  Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия Механические колебания и волны. Звук.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, плавания тел, механических колебаний и волн.

Объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника. 

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов  в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра. гидравлической машины, простых механизмов.

Тепловые явления

26

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.



Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха. 

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.


Подготовка и проведение итогового контроля

6





Требования к уровню подготовки

В результате изучения физики ученик 8 класса должен знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость.

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени.

  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях.

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;

  • сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Содержание урока в соответствии с ФГОС

Дата по

плану


Дата

Факт.


Механические явления (Кинематика 10 ч)

1/1

Механическое движение

Механическое движение

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы.

Формирование знаний о понятиях; материальная точка, система отсчета, относи­тельность движе­ния. Формирова­ние знаний о ве­личинах и их единицах: ско­рость, ускорение, путь при равно­ускоренном дви­жении;

величина и направление скорости и уско­рения при равно­мерном движении по окружности, период и частота обращения, связь между ними. Формирование умений приме­нять изученные формулы при решении задач; читать и строить графики; экспе­риментально оп­ределять ускоре­ние тела при рав­ноускоренном движении, изу­чать движение конического ма­ятника.








2/2

Ускорение







3/3

Скорость при равноускоренном движении







4/4

Путь при равноускоренном движении







5/5

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение







6/6

Л.Р. № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»







7/7

Равномерное движение по окружности







8/8

Период и частота обращения







9/9

Л.Р. 2 «Изучение движения конического маятника»







10/10

К.Р. № 1 по теме «Кинематика»







Механические явления (Динамика 8 ч)

11/1

Взаимодействие тел

Формирование знаний о законах Ньютона и их применениях. Формирование знаний о силе как причине измене­ния скорости, силе реакции опоры.

Формирование умений решать простейшие зада­чи на применение законов Ньютона и формул для нахождения сил; эксперименталь­но измерять силу трения скольже­ния и определять коэффициент трения скольжения









12/2

Первый закон Ньютона







13/3

Второй закон Ньютона







14/4

Решение задач на законы Ньютона







15/5

Третий закон ньютона







16/6

Л.Р. № 3 «Измерение силы трения скольжения»







177

Решение задач на законы Ньютона







18/8

К.Р. № 2 по теме «Законы Ньютона»







19/9

Импульс тела

Формирование знаний о поняти­ях, величинах и их единицах: им­пульс тела, замк­нутая система, механическая энергия, кинети­ческая и потенци­альная энергия, законы сохране­ния полной меха­нической энергии и импульса; прак­тическое приме­нение энергии воды и ветра







20/10

Закон сохранения импульса







21/11

Реактивное движение







22/12

Развитие ракетной техники







23/13

Механическая работа

Формирование знаний о системе двух взаимодей­ствующих тел, реактивном дви­жении и его осо­бенностях. Ознакомить уча­щихся с устрой­ством ракеты и историей разви­тия ракетной тех­ники.

Формирование умений приме­нять формулы работы, мощно­сти, импульса, законов сохране­ния энергии и импульса при решении задач.









24/14

Энергия







25/15

Закон сохранения энергии







26/16

Использование энергии движущейся воды и ветра







27/17

К.Р. № 3 по теме «Законы сохранения»







Механические явления ( Колебания и волны 10 ч)

28/1

Механические колебания

Формирование знаний о поняти­ях, величинах и их единицах: ко­лебания, виды колебаний, математический и пружинный маят­ники, характери­стики колебаний: амплитуда, пери­од, частота, график колебаний;







29/2

Превращение энергии при колебаниях







30/3

Виды колебаний







31/4

Л.р. № 4 «Изучение колебаний нитяного маятника»







32/5

Резонанс










33/6

Механические волны

Волны, виды волн, скорость и длина волны, график волны, звуковые волны. Ознакомить уча­щихся с явлением резонанса и его применением в технике. Формирование умений приме­нять изученные формулы при решении задач; эксперименталь­но изучать коле­бания нитяного маятника.

Механические колебания и волны. Звук








34/7

Скорость и длина волны. Сейсмические волны







35/8

Звуковые волны.

Звук в различных средах









36/9

Громкость и высота звука. Инфразвук и ультразвук.








37/10

К.Р. № 4 по теме «Колебания и волны»







Тепловые явления ( Внутренняя энергия 13 ч)

38/1

Строение вещества

Формирование понятий, величин и их единиц: температура, внутренняя энергия, теплопередача и ее виды, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества.

Уравнение теплового баланса, закона сохранения энергии, изменение внутренней энергии, способы изменения внутренней энергии.

Формирование знаний о приме­нениях видов теплопередачи в технике, быту, природе.








39/2

Температура







40/3

Внутренняя энергия







41/4

Способы изменения внутренней энергии







42/5

Виды теплообмена







43/6

Примеры теплообмена в природе и технике







44/7

Расчет изменения внутренней энергии

Формирование умений приме­нять формулу для расчета количест­ва теплоты необ­ходимого для нагревания и вы­деляемого при охлаждении тела и уравнение теп­лового баланса при решении за­дач.

Формирование умений экспери­ментально срав­нивать количест­ва теплоты при смешивании воды разной темпера­туры; пользовать­ся термометром и калориметром.









45/8

Удельная теплоемкость







46/9

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении







47/10

Решение задач на применение формулы количества теплоты,необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении







48/11

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса







49/12

Л.Р. № 5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры







50/13

К.Р. № 5 по теме «Внутренняя энергия»







Тепловые явления ( Агрегатные состояния вещества 13 ч)

51/1

Агрегатные состояния вещества

Формирование знаний о явлени­ях: плавление, отвердевание, испарение, кон­денсация, кипе­ние.







52/2

Плавление и отвердевание тел

Формирование знаний о величи­нах и их едини­цах: удельная теплота плавле­ния, количество теплоты, необхо­димое для плав­ления вещества или выделяемого при его отверде­вании, удельная теплота парооб­разования, коли­чество теплоты, необходимое для парообразования или выделяющее­ся при конденса­ции, удельная теплота сгорания топлива, количе­ство теплоты, выделяющееся при полном сго­рании топлива.

Формирование умений приме­нять формулы при решении за­дач, эксперимен­тально опреде­лять влажность воздуха.







53/3

Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации







54/4

Испарение и конденсация







55/5

Кипение







56/6

Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации







57/7

Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива







58/8

Решение задач







59/9

Тепловые двигатели

Ознакомить уча­щихся с работой тепловых двига­телей, их приме­нением, возник­новением авто­мобиля и парово­за и вопросами экологии, связан­ными с примене­нием тепловых двигателей.







60/10

Изобретение автомобиля и паровоза







61/11

Двигатель внутреннего сгорания







62/12

Решение задач. Подготовка к к.р.







63/13

К.Р. № 6 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»







Повторение всего курса  физики   

64/1

Повторение всего курса  физики   8   класса 










65/2

Повторение всего курса  физики   8   класса 










66/3

Итоговое тестирование










67/4

Итоговая контрольная работа










68/5

Анализ контрольной работы










Ресурсное обеспечение программы



Основная литература для учителя



1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007.

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Физика. 2004 г.

- Примерная программа основного общего образования

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — С. 37—43).


авторы программы Н. К. Мартынова, Н. Н. Иванова 

3. «Физика: книга для учителя: 7—9 классы» автора Н. К. Мартыновой.4. «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7—9 классы» авторов А. Е. Марона, Е. А. Марона.

4. «Контрольные работы по физике: 7—9 классы» авторов А. Е. Марона, Е. А. Марона.
5. Учебник «Физика. 8 класс» авторов С. В. Громова, Н. А. Родиной

6. В. И. Лукашик «Сборник задач по физике 7-8 класс» М, «Просвещение»1997-191с.

7. В.П. Демкович, Л.П. Демкович «Сборник задач по физике» М. «Просвещение» 1981

8. Блудов М. И. Беседы по физике. М «Просвещение» 1984 – 207с.

9. Кириллов И. Г. Книга для чтения по физике. М «Просвещение» 1986 – 207с.

10. Перельман Я. И. Занимательная физика. (1-3т) М. «Наука» 1983- 224с.

11. Кабардин О. Ф. Внеурочная работа по физике. М. «Просвещение» 1983-223с.

12. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М. «Просвещение» 1985-175с.

13. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. М. «Просвещение» 1987- 224с.

14. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М. «Просвещение» 1988- 119с.

15. Ехонович А. С. Справочник по физике» М. «Просвещение» 1989.

16. Тесты «Физика 7-9 классы» О. Ф. Кабардин М. «Дрофа», 1998г.




Дополнительная литература для учителя

(цифровые образовательные ресурсы)




Газета «1 сентября»: материалы по физике


Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 года


http://archive.1september.ru/fiz


Каталог ссылок на ресурсы по физике


Энциклопедии, библиотеки, методики проведения уроков, тестирование, СМИ, учебные планы, вузы, научные организации, конференции и др.


http://www.ivanovo.ac.ru/phys


Кабинет физики


Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по методике преподавания. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Новости науки


http://www.edu.delfa.net/


Физика 7-9 +


Для преподавателей физики 7-9-х классов школ России. Обзор учебников, обязательный минимум общего образования по физике. Компьютерные дидактические и методические материалы


http://www.kursk.ru/win/client/gimn
http://www.kursk.ru/


Физика.ru


Учебники физики для 7, 8 и 9-х классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Учителя найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы, методические разработки


http://www.fizika.ru/


Основная литература для учащихся


1.Учебник «Физика. 7 класс» авторов С. В. Громова, Н. А. Родиной

Н.К. 2. Мартынова, Н.Н. Иванова. « Рабочая тетрадь по физике, 9 класс». Москва. «Просвещение» 2003 г.





Дополнительная литература для учащихся (цифровые ресурсы)


Физикомп


Материалы для изучения физики: задачи, тесты, демонстрационные программы, справочники, игры


http://physicomp.lipetsk.ru/


Физическая энциклопедия


Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. Энциклопедия, включающая около 4 000 иллюстраций и 300 таблиц и снабженная предметным указателем


http://www.elmagn.chalmers.se/~igor


Российский общеобразовательный портал


Коллекция экспериментов по физике


experiment.edu.ru/catalog. asp?ob_no12370


Живая физика: обучающая программа


Создание моделей физических явлений средствами компьютерной анимации. Сборник задач и лабораторных работ. Демоверсия и галерея проектов


http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по физике Уровень: общеобразовательный (базовый) Класс: 10
342.46kb.
Рабочая программа по физике 7 класс на 2011 2012 учебный год
221.39kb.
Рабочая программа по физике 10 11 б класс
231.33kb.
Рабочая программа по физике 9 класс
344.53kb.
Рабочая программа по физике 7 класс
319.55kb.
Элективный курс по физике «Методы решения задач по физике»
600.98kb.
Рабочая программа по физике, 11 класс, углубленное изучение
218.29kb.
Рабочая программа по физике для 7 12 классов на 2013 2014 учебный год Учитель: Спирин Иван Михайлович Пояснительная записка к рабочей программе по физике 7 класс
1214.62kb.
Рабочая программа по физике для 11 класса Базовый уровень Количество часов в год 70 Количество часов в неделю 2
325.7kb.
Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
171.58kb.
Рабочая программа учителя по физике 8 класс
308.19kb.
Рабочая программа по физике 10 класс (профильный уровень) учителя i-й категории Трофимова Владимировича Рассмотрено на заседании
422.75kb.