ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЕКАТЕРИНОВКА
ДОБРОВСКОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор школы
Кирсанова И.А. Попова Л.М.
_______________________ ________________________
«1_» СЕНТЯБРЯ 2010 г. «1_»СЕНТЯБРЯ 2010г.
Рабочая программа по химии
8 класс
Учитель: Попова Людмила Михайловна
Количество часов в неделю – 2, всего 68
Контрольных работ - 5 , практических работ - 5
Резервное время - 1 час
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №1 от 30.08.2010 года
2010-2011 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений, Программы курса химии для 8 – 11 классов / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006.
Учебник: О.С. Габриелян. Химия 8. – М.: Дрофа, 2007.
Пояснительная записка
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
для учителя:
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2007.
для учащихся:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2007.
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
8 класс
Учащиеся должны знать:
основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и позиции окисления – восстановления.
Учащиеся должны уметь:
а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, валентность, окислительно – восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
б) разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;
в) обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Предисловие, §1 (стр.5), упр.1.
2
Вещества.
Урок формирования новых знаний.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества - металлы, и неметаллы. Сложные вещества (органические и неорганические).
Знатьопределение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».
§ 1, упр.З, 8, 9.
Демонстрации. Образцы простых и сложных веществ.
§ 1, упр. 6, 7.
3
Превращения веществ/Роль химии в жизни человека.
Комбинированный урок.
Химическая реакция.
Уметьотличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
§ 2, упр.2,4,5.
Демонстрации. Горение магния.
§ 2, 3, упр.4, 5.
4
Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.
Комбинированный урок.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Язык химии. Знаки химических элементов.
Уметьопределять положение химического элемента в периодической системе. Уметьназывать химические элементы. Знатьзнаки первых 20 химических элементов.
§ 4, упр.4, выучить знаки 20 первых элементов периодической системы.
1
2
3
4
5
6
7
5
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Комбинированный урок.
Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомнаяединицамассы.
Знатьопределение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.
§5, упр. 1,2,3. Определить качественный и количественный состав, тип вещества по формуле: СО2, Н2, С6Н12О6
§ 5, упр-3, 4.
6
Расчеты по химической формуле вещества.
Комбинированный урок.
Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Уметьвычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Уметьобъяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.
§6, упр .З, 5.
§6, упр.1, 5.
8
Ядерные реакции. Изотопы.
Комбинированный урок.
Изотопы.
Знатьопределение понятия «химический элемент».
§7.
9
Строение электронных оболочек атомов.
Урок объяснения нового материала.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Уметьобъяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
§8, упр.1,2.
§8, упр. 1,2.
10
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
ЗнатьФормулировкупериоди-ческого закона. Уметьобъяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
§9, упр.1. Дать характеристику Р, Na, CI и т.д., исходя из их положения в периодической системе.
§ 9 (стр.53-55), упр.1. Дать характеристику серы, исходя из её положения в периодической
1
2
3
4
5
6
7
Комбинированный урок.
Уметьхарактеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.
системе.
11
Ионная связь.
Комбинированный урок.
Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь.
Знатьопределение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметьопределять тип химической связи (ионная) в соединениях.
Выберите формулы веществ с ионной связью: NaCI, О2, CaS, HF.
§ 9 (стр.56-58), упр.2.
12
Ковалентная неполярная связь.
Комбинированный урок.
Ковалентная неполярная связь.
Уметьопределять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях.
§ 10, упр.5.
§10, упр.2, 3.
13
Ковалентная полярная связь.
Комбинированный урок.
Ковалентная полярная связь.
Уметьопределять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях.
§11, упр.2.
§11, упр. 2 6.
14
Металлическая связь.
Комбинированный урок.
Металлическая связь.
Знатьопределение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с кова-лентной и ионной связью.
§12, упр. 1.
§ 12, упр.З.
15
Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.
Повторить §4-12. Подготовиться к контрольной работе.
16
*
Контрольная работа по темам 1, 2.
Урок контроля.
ТЕМА 3. ПРОСТЫЕВЕЩЕСТВА (7 часов)
17
Простые вещества -металлы.
Простые вещества - металлы.
Знатьобщие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строени-
Перечислить общие свойства металлов. На чем основаны
Демонстрации. Образцы ТИПИЧНЫХ металлов.
§13.
1
2
3
4
5
6
7
Урок объяснения нового материала.
-
ем и свойствами металлов.
общие свойства металлов?
18
Простые вещества -неметаллы.
Урок изучения нового материала.
Простые вещества - неметаллы.
Уметьхарактеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.
Охарактеризовать физические свойства неметаллов.
Демонстрации. Образцы типичных неметаллов.
§ 14, упр.З.
19
Количество вещества. Молярная масса.
Комбинированный урок.
Количество вещества Моль. Молярная масса.
Знатьопределение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи).
§ 15, упр. 2а, За.
Демонстрации. Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
§15, упр.2.
20
Молярный объем газов. Закон Авогадро.
Комбинированный урок.
Молярный объем газов.
Знатьопределение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи).
§16, упр. 1,2.
Демонстрации. Модель молярного объема газов.
§ 16, упр,5.
21
Решение задач с использованием ПОНЯТИЙ «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».
Урок-соревнование.
Повторить §15-16, упр.З на стр.82, упр.4 на стр.85.
22
Повторение.
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме.
Повторить § 13-16.
.23
Контрольная работа по теме «Простые вещества».
Урок контроля.
1
2
3
А
5
6
7
ТЕМА 4. СОЕДИНЕНИЯХИМИЧЕСКИХЭЛЕМЕНТОВ (14 часов)
24
Степень окисления и валентность.
Урок объяснения нового материала.
Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления.
Уметьопределять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения.
§17, упр.1, 2.
-
§17, упр.1, 2.
25
Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения.
Комбинированный урок.
Основные классы неорганических соединений - оксиды и летучие водородные соединения.
Уметьопределять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.
§17, упр.1. §18, упр.1. §21, упр.З а.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов.
§ 18, упр.4, 5.
26
Основания.
Комбинированный урок.
Основные классы неорганических соединений - основания.
Уметьопределять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей.
§ 19, упр.2. §21, упр.З в.
Демонстрации. Знакомство с образцами оснований.
§ 19, упр.4, 5.
27
Кислоты.
Комбинированный урок.
Основные классы неорганических соединений - кислоты.
Уметьопределять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот.
Уметьопределять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их.
§21, упр.1,2,3.г.
Демонстрации. Знакомство с образцами солей.
§21, упр.2, 3. Выучить названия солей (таблица 5 стр.109).
29
Кристаллические решетки.
Урок изучения нового материала.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типыкристаллическихрешеток (атомная, молекулярная, ионнаяиметаллическая).
Уметьхарактеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.
Охарактеризовать и объяснить свойства NaCI, алмаза, кислорода, воды, алюминия на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток кова-лентных и ионных соединений.
§22.
1
2
3
4
5
е
7
30
Чистые вещества и смеси.
Урок объяснения нового материала.
Чистые вещества и смеси. Природныесмеси: воздух, природныйгаз, нефть, природныеводы. Химический анализ, разделение смесей.
§23, упр. 1-4.
31
Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).
Комбинированный урок.
Массовая И объемная доли компонентов Смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Уметьвычислять массовую долю вещества в растворе.
§24,упр.1.
§ 24, упр.2-4.
32
Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.
Урок-упражнение с элементами соревнования.
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
§ 24, упр.5, 6.
33
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Практическая работа.
Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства.
Уметьобращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Стр. 175-180.
Стр. 175-180.
34
Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Практическая работа.
Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Проведениехимическихреакцийпринагревании.
Знатьправила техники безопасности при работе в школьной лаборатории.
Стр. 174-175.
Стр. 174-175, 185.
35
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенною вещества.
Практическая работа.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Уметь готовить растворы заданной концентрации.
Приготовить 120 г 15%-ного раствора сахара.
Повт. § 24 упр.7.
36
*
Повторение.
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.
Уметьобращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли.
Очистить загрязненную поваренную соль.
Повт. §25.
40
Химическиереакции.
Комбинированный урок.
Химическаяреакция. Условия ипризнакихимическихреакций. Классификацияхимическихреакцийпо поглощению иливыделению тепла.
Знатьопределение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.
Дать определение понятию «химическая реакция», перечислить признаки и условия течения химических реакций, дать определение экзо- и эндотермическим реакциям, привести примеры.
Демонстрации. Горение магния. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций. Лабораторные опыты. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
§ 26, вопр. 1-6.
41
Химическиеуравне-
ния комбинированный
урок
Знатьопределениепонятия «химическаяреакция». Уметьсоставлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.
§27, упр. 1,2,3.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы веществ.
§ 27, упр.З, 4.
1
2
3
4
5
6
7
42-43
Расчеты по химическим уравнениям.
Комбинированный урок; урок-соревнование.
Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
Уметьвычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
§28,упр.1,2,3.
§ 28, упр.3,4. § 28, упр.2, 5.
44
Реакции разложения.
Комбинированный урок.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ - реакции разложения. Понятиескоростихимической реакции, Катализаторы.
Уметьотличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.
§29, упр.1,4.
Демонстрации. Разложение пер-манганата калия. Разложение перок-сида водорода. Электролиз воды.
§ 29, упр. 2, 5.
45
Реакции соединения.
Комбинированный урок.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции соединения). Каталитическиереакции.
Уметьотличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.
§30, упр.1,2.
Демонстрации. Горение фосфора. Взаимодействие образовавшегося Р2О5 с водой.
§30, упр.1,8.
46
Реакции замещения.
Комбинированный урок.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ - реакции замещения. Химические свойства металлов - взаимодействие с растворами кислот и солей.
Уметьотличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов.
§31, упр.1,2.
Демонстрации. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
§31, упр. 1,2. 3.
47
Реакции обмена.
Комбинированный урок.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции обмена).
Уметьотличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
§32,упр.1,3,4.
Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
§ 32, упр. 3, 5.
48
Типы химических реакций на примере свойств воды.
Комбинированный урок.
Химические свойства воды. Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Уметьсоставлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций.
§33,упр.1.
§ 33, упр. 3, 4.
49
Повторение. Урок обобщения, сис
Повт. §25-33.
1
2
3
4
5
6
7
тематизации и коррекции знаний по изученным темам.
50
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами».
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
§ 35, вопр.2-5.
53
Основные положения теории электролитической диссоциации.
Комбинированный урок.
Ионы. Катионы и анионы.
Знатьосновные положения теории электролитической диссоциации.
§36.
-
§36 (стр. 198-200), упр. 1.
54
Диссоциация кислот, оснований, солей.
Комбинированный урок.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах.
Понимать сущность и уметьсоставлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знатьопределения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации.
§ 36, упр. 3,4,5.
§ 36 (стр. 200-202), упр.5,6.
55
Ионные уравнения.
Комбинированный урок.
Реакции ионного обмена.
Уметьсоставлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять
возможность протекания реакций ионного обмена.
§ 37, упр. 1-3.
Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в
присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты.
§ 37, упр. 3,4.
56
Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.
Урок-упражнение с элементами соревнования.
Реакции ионного обмена.
Уметьсоставлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.
§37,упр.4,5.
§ 37, упр.5.
57
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Комбинированный урок.
Классификация кислот, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Знатьклассификацию и химические свойства кислот. Уметьсоставлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.
§38, упр. 2, 4.
Лабораторные опыты. Взаимодействие оксида магния с кислотами.
§ 38, упр. 4, 5.
58
Основания в свете теории электролитической диссоциации.
Комбинированный урок.
Классификация оснований, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. .
Знатьклассификацию и химические свойства оснований. Уметьсоставлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде.
§ 39, упр.2,3.
Лабораторные опыты. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
§ 39, упр.3,4.
59
Оксиды в свете теории электролитической диссоциации.
Комбинированный урок.
Классификация оксидов, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Знатьклассификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде.
§40, упр.1, 2, 3.
Лабораторные опыты. Взаимодействие углекислого газа с известковой кислотой.
§ 40, упр. 2, 5.
60
Соли в свете теории электролитической диссоциации.
Комбинированный урок.
Классификация солей, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. -
Знатьклассификацию и химические свойства средних солей. Уметьсоставлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде.
§41,упр.1,2.
ч
§41, упр. 2,3.
61
Генетическая связь между основными
классами неорганических соединений.
Комбинированный урок.
Химические свойства основных классов неорганических соеди-
нений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Уметьсоставлять уравнения химических реакций, характери-
зующих химические свойства и генетическую связь Основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.
§ 42, упр.2,3,4,5.
§ 42, упр.3,4.
62
Окислительно-восстановительные реакции.
Урок объяснения нового материала.
Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.
Знатьопределения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметьопределять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.
§43, упр. 1,2,3,4,7.
§43, упр. 7.
63
Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.
Урок-упражнение.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.
Уметьрасставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.
§ 43, упр.7.
§ 43, упр.4, 5, 6.
64
Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций.
Комбинированный урок.
Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Уметьсоставлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях.
Подготовиться к практической работе № 9 стр.242-243.
65
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. Практическая работа.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Уметьобращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.