Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ № 35»


УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована


Директор МБОУ «Лицей № 35 к работе педагогическим советом

МБОУ Лицея № 35

Протокол № ______

_____________И.А.Шибаев от «___»___________20__ г.

Программа обсуждена на методическом объединении учителей _________________

Протокол № ______

от «___»___________20__ г.

Рабочая программа

по элективному курсу

«Информационные системы и модели»

для 10 класса

Составлена на основе программы профильного курса «Информатика X-XI» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11 классы)

(Автор: И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер )

Составитель программы:

учитель МБОУ Лицея № 35

Лучникова О.В.

(ФИО)

Новокузнецк, 2012



Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой учебного курса «Информационные системы и модели», разработанной авторами Семакиным И.Г. и Хеннер Е.К.

Элективный курс «Информационные системы и модели» ориентирован на изучение в классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Курс является преемственным по отношению к базовому курсу информатики, обеспечивающему требования к ее изучению в основной школе. Раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы.

В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируются изучаемые системы модели, что позволит максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.

Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:



  1. Информационные системы;

  2. Компьютерное математическое моделирование.

Курс предусматривает изучение следующих разделов

(часы по рабочей программе/ часы по авторской программе):

  1. Моделирование информационных систем (35 часов/35 часов). Изучение данного раздела углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных – ядро любой информационной системы – рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Первая проблема – адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа. Вторая проблема – создание приложений, которые в совокупности с базой данных, составляют информационно – справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса. В конце раздела осваиваются элементы программирования приложений на языке VBA.

  2. Компьютерное математическое моделирование (35 часов/35 часов). Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования поможет учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также выбрать будущую профессию. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь также идет об информационном моделировании, но с позиции представления информации, в то время, как второй раздел посвящен в основном ее математической обработке.

Формы организации занятий – сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, так и частично – поисковый методы. При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод.

В ходе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором MS Excel, реляционной СУБД MS Access, а также познакомятся с элементами офисного программирования (VBA).
Составной частью курса является подготовка рефератов по темам:


  1. Программирование в среде СУБД.

  2. Инструментарий компьютерного математического моделирования.

  3. Моделирование процессов оптимального планирования.

А также их оформление в виде презентаций и выступление.
Контроль качества приобретаемых умений и знаний оценивается в виде:

  1. Текущего контроля в форме выполнения практических работ, тестирования, устных опросов, решения задач, защиты проектов.

  2. Итогового контроля в форме выполнения практической работы и тестирования.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И МОДЕЛИ

( 2 часа в неделю. Всего 70 часов)





п/п


Название раздела, темы


Всего

часов

Кол-во

часов

Требования к результатам обучения по темам

Форма контроля

теор

прак




Раздел 1. Моделирование информационных систем

35

18

17










Тема 1. Информационные системы и системология

9

5

4

ЗНАТЬ:

  • Назначение и состав информационных систем;

  • Этапы создания компьютерной информационной системы;

  • Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект;

  • В чем состоит задача системного анализа;

  • Что такое инфологическая модель предметной области;

УМЕТЬ:

  • Осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;

  • Строить граф - модели систем с иерархической и сетевой структурой;

  • Проектировать несложную информационно - справочную систему




лабораторные работы, защита рефератов




Тема 2. Реляционная модель данных и реляционная база данных

14

6

8

ЗНАТЬ:

  • Разновидности моделей системы;

  • Что такое графы;

  • Какие системы называются иерархическими;

  • Основные свойства дерева;

  • Что такое база данных, классификация БД;

  • Структуру реляционной БД;

  • Что такое избыточность и противоречивость данных;

  • С какой целью производится нормализация модели данных;

  • В чем заключаются требования первой, второй и третьей нормальной формы

  • Что такое СУБД;

  • Способ описания данных в СУБД с помощью конструктора;

  • Как организуются связи в многотабличной базе данных;

  • Что такое глобальная схема данных;

  • Чем отличается подсхема от глобальной схемы;

  • Какие существуют типы запросов к БД;

  • Какова структура команды запроса на выборку;

  • Способы сортировки данных;

  • Что такое вычисляемые поля в БД, как они используются в запросах;

  • Что такое итоговый запрос и как он создается;

УМЕТЬ:

  • Проектировать многотабличную БД;

  • Ориентироваться в среде СУБД MS Access;

  • Создавать структуру БД и заполнять ее данными;

  • Осуществлять в СУБД MS Access запросы на выборку с использованием конструктора запросов;

  • Работать с формами;

  • Осуществлять запросы с получением итоговых данных;

  • Получать отчеты

лабораторные работы, решение задач, защита проектов и рефератов




Тема 3. Базы данных на электронных таблицах

6

3

3

ЗНАТЬ:

  • Какими возможностями для работы с БД обладает MS Excel;

  • Как оформляется список данных;

  • Как с помощью формы производится поиск и сортировка данных в списке;

  • Что такое фильтрация данных; какими способами она производится;

  • Что такое сводная таблица;

УМЕТЬ:

  • Организовывать однотабличные БД (списки) в MS Excel;

  • Осуществлять выборку и сортировку данных в списках:

  • Осуществлять фильтрацию данных;

  • Создавать сводные таблицы;

лабораторные работы, решение задач, защита проектов и рефератов




Тема 4. Программирование приложений

5

3

2

ЗНАТЬ:

  • Что такое макрос;

  • Как можно создать и выполнить макрос в среде MS Excel;

  • Что такое объектно – ориентированное приложение;

  • Что такое «объект»; чем характеризуются объекты;

  • Что такое класс объектов;

  • Какие основные объекты используются в программах на VBA для MS Excel;

  • Какую структуру имеет программа на VBA;

  • Какие основные виды инструкций используются в языке VBA;

  • Какими средствами в VBA создаются диалоговые окна;

  • Что такое элементы управления;

  • Как можно установить реакцию на событие для элементов управления

УМЕТЬ:

  • Записывать макросы для MS Excel с помощью макрорекодера;

  • Просматривать макрокоманду на VBA в окне редактора;

  • Осуществлять несложное редактирование программы макроса;

  • Создавать диалоговые окна с элементами управления путем использования пользовательских форм;

  • Писать несложные программы обработки событий на VBA




лабораторные работы




Зачетное занятие

1

1

-










Раздел 2. Компьютерное математическое моделирование

35

27

8










Тема 5. Введение в технологию компьютерного математического моделирования

3

3

-

ЗНАТЬ:

  • Содержание понятий «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;

  • Виды абстрактных (информационных) моделей;

  • Этапы компьютерного математического моделирования, их содержание;

  • Цели математического моделирования;

  • Требования, предъявляемые к компьютерным математическим моделям;

  • Возможные подходы к классификации математических моделей;



УМЕТЬ:

  • Приводить примеры, иллюстрирующие понятие «модель», «компьютерная математическая модель»;

  • Приводить примеры содержательных задач, при решении которых применяются компьютерные математические модели, и при этом преследуются разные цели моделирования;

  • Применять схему компьютерного эксперимента при решении содержательных задач, где вознкает потребность в компьютерном математическом моделировании;

  • Приводить примеры задач разных классов при классификации моделей по целям моделирования;

  • Отбирать факторы, влияющие на поведение изучаемой системы, выполнять ранжирование этих факторов;

  • Строить модели изучаемых процессов




Защита рефератов




Тема 6. Инструментарий компьютерного математического моделирования

6

5

1

ЗНАТЬ:

  • Отличие натурного (лабораторного) эксперимента от компьютерного (численного);

  • Состав инструментария компьютерного математического моделирования;

  • Возможности табличного процессора MS Excel в реализации математического моделирования;

  • Графические возможности табличного процессора MS Excel;

  • Возможности системы MathCAD в реализации компьютерных математических моделей;

УМЕТЬ:

  • Выбирать программные средства для исследования построенных моделей;

  • Подбирать наборы тестовых данных для анализа правильности разработанных программ;

  • Анализировать полученные результаты и исследовать математическую модель при различных наборах параметров, в том числе граничных и критических




лабораторные работы, решение задач




Тема 7. Моделирование процессов оптимального планирования

20

15

5

ЗНАТЬ:

  • Математические формулировки изученных моделей;

  • Специфику компьютерного математического моделирования в экономическом планировании; примеры содержательных задач из области экономического планирования, решаемых методом компьютерного моделирования;

  • Постановку задач, решаемых методом линейного программирования;

УМЕТЬ:

  • Использовать простые оптимизационные экономические модели;

  • Строить простейшие модели систем массового обслуживания (СМО) и интерпретировать полученные результаты;

  • Реализовывать простые математические модели на ЭВМ, создавая алгоритмы и программы на языке Visual Basic

  • Пользоваться возможностями ТП MS Excel для проведения несложных математических расчетов и иллюстрирования результатов математического моделирования графиками и столбчатыми диаграммами;

  • Пользоваться средством «Поиск решения» ТП MS Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования;

  • Пользоваться системой MathCAD для проведения несложных математических расчетов, графического иллюстрирования результатов моделирования;

  • Пользоваться системой MathCAD для решения задач линейной и нелинейной оптимизации




лабораторные работы, решение задач, защита проектов и рефератов




Тема 8. Компьютерное имитационное моделирование

5

3

2

ЗНАТЬ:

  • Постановку задач, решаемых методом динамического программирования;

  • Основные понятия теории вероятности, необходимые для реализации имитационного моделирования: случайная величина, закон распределения случайной величины, плотность вероятности распределения, достоверность результата статистического исследования;

  • Способы получения последовательностей случайных чисел с заданным законом распределения;

  • Постановку задач, решаемых методом имитационного моделирования в теории массового обслуживания

УМЕТЬ:


лабораторные работы, решение задач, защита рефератов




Зачетное занятие

1

1

-










Всего

70

45

25







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И МОДЕЛИ

(10 класс)



урока

Дата

урока

Название раздела, тема урока

Примечания

планируемая

фактическая

Раздел 1. Моделирование информационных систем

Тема 1. Информационные системы и системология

1







Введение. Понятие информационной системы. Этапы разработки информационных систем




2







Основы системологии: понятия системы, структуры, системный эффект




3







Модели систем: модель черного ящика; модель состава системы




4







Модели систем: структурная модель. Графы (сети)




5







Иерархические структуры и деревья




6







Построение структурной модели системы




7







Построение семантической сети




8







Инфологическая модель предметной области




9







Итоговое занятие




Тема 2. Реляционная модель данных и реляционная база данных

10







Понятие базы данных и СУБД




11







Нормализация данных




12







СУБД MS ACCESS




13







Создание базы данных




14







Запросы на выборку. Использование конструктора запросов




15







Работа с запросами




16







Логические выражения. Сложные запросы на выборку




17







Реализация сложных запросов




18







Глобальная модель данных информационной системы




19







Подсхемы и приложения




20







Разработка индивидуального проекта




21







Итоговые запросы и отчеты




22







Разработка индивидуального проекта




23







Итоговое занятие




Тема 3. Базы данных на электронных таблицах

24







Электронные таблицы. MS EXCEL




25







Базы данных (списки) в MS EXCEL. Правила создания




26







Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка




27







Манипулирование данными в списках




28







Сводные таблицы




29







Работа со сводными таблицами




Тема 4. Программирование приложений

30







Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA




31







Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события




32







Создание диалогового окна (пользовательской формы)




33







Программирование на VBA




34







Программирование на VBA




35







Итоговое занятие




Раздел 2. Компьютерное математическое моделирование

Тема 5. Введение в технологию компьютерного математического моделирования

36







Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры




37







Компьютерное математическое моделирование, его этапы




38







Введение в моделирование




Тема 6. Инструментарий компьютерного математического моделирования

39







Инструментарий компьютерного математического моделирования. Решение математических задач с помощью ТП Excel




40







Решение математических задач с помощью ТП Excel




41







Построение графиков зависимостей между величинами в ТП Excel




42







Система математических расчетов MathCAD




43







Система математических расчетов MathCAD




44







Инструментарий компьютерного математического моделирования




Тема 7. Моделирование процессов оптимального планирования

45







Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование – введение




46







Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования




47







Геометрическое решение задач линейного программирования




48







Симплекс – метод




49







Симплекс – метод




50







Алгоритмическая реализация симплекс – метода




51







Алгоритмическая реализация симплекс – метода




52







Алгоритмическая реализация симплекс – метода




53







Понятие о нелинейном программировании




54







Оптимальное планирование




55







Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования




56







Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования




57







Использование системы MathCAD для решения задач линейного и нелинейного программирования




58







Программная реализация симплекс – метода в VBA




59







Решение задач линейного программирования в VBA




60







Динамическое программирование




61







Алгоритмическая реализация метода динамического программирования




62







Решение задач динамического программирования




63







Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Решение задач динамического программирования




64







Понятие о моделях многокритериальной оптимизации




Тема 8. Компьютерное имитационное моделирование

65







Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования




66







Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределение




67







Пример моделирования системы массового обслуживания с помощью VBA




68







Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA




69







Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA




70







Зачетное занятие




ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И МОДЕЛИ



п/п

Вид

Тема

Кол-во часов

1

Лабораторная работа

Модели систем: структурная модель. Графы

1

2

Лабораторная работа

Построение структурной модели системы

1

3

Лабораторная работа

Построение семантической сети

1

4

Лабораторная работа

Инфологическая модель предметной области

1

5

Лабораторная работа

СУБД MS Access

1

6

Лабораторная работа

Запросы на выборку. Использование конструктора запросов

1

7

Лабораторная работа

Работа с запросами

1

8

Лабораторная работа

Реализация сложных запросов

1

9

Лабораторная работа

Подсхемы и приложения

1

10

Лабораторная работа

Разработка индивидуального проекта

1

11

Лабораторная работа

Итоговые запросы и отчеты

1

12

Лабораторная работа

Разработка индивидуального проекта

1

13

Лабораторная работа

Базы данных (списки) в MS EXCEL. Правила создания

1

14

Лабораторная работа

Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка

1

15

Лабораторная работа

Работа со сводными таблицами

1

16

Лабораторная работа

Создание диалогового окна (пользовательской формы)

1

17

Лабораторная работа

Программирование на VBA

1

18

Лабораторная работа

Построение графиков зависимостей между величинами в ТП Excel

1

19

Лабораторная работа

Алгоритмическая реализация симплекс – метода

1

20

Лабораторная работа

Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования

1

21

Лабораторная работа

Использование системы MathCAD для решения задач линейного и нелинейного программирования

1

22

Лабораторная работа

Решение задач динамического программирования

1

23

Лабораторная работа

Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Решение задач динамического программирования

1

24

Лабораторная работа

Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA

1

25

Лабораторная работа

Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA

1

Учебно – методические средства курса:

Учебники

  1. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.

  2. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.

Учебные пособия для учителя

  1. Программы профильного курса «Информатика X-XI» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11 классы). – И.Г.Семакин.

  2. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс. Методическое пособие

  3. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.

  4. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели» для 10-11 классов
494.3kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели»
305.15kb.
Рабочая программа элективного учебного предмета Информационные системы и модели 10 класс Учитель: С. Р. Кононова Тутаев 2009 Пояснительная записка Учебный курс «Информационные системы и модели»
92.37kb.
Рабочая программа по информатике в 10-11 классах «Информационные системы и модели»
227.98kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в профессиональной деятельности для специальности
178.62kb.
Рабочая программа производственной практики 230401. 51 Информационные системы (по отраслям) Программа подготовки
388kb.
Рабочая программа по элективному учебному курсу Подготовка к егэ по информатике и икт
501.84kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Технология заготовки овощей»
165.73kb.
Рабочая программа фроловой Риммы Михайловны, учителя первой категории по элективному курсу
65.45kb.
Рабочая программа по элективному курсу по биологии «Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству»
86.96kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса разработана на основе: программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера»
198.72kb.
Рабочая учебная программа по элективному курсу «Как стать успешным» основное общее образование
68.15kb.