Главная стр 1
скачать
Комитет администрации Заринского района

по образованию и делам молодежи

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор МКОУ «Новодраченинская

средняя общеобразовательная школа»

________________ Зыбина Л. А.

Приказ № ___ от _____________

Рабочая программа по элективному курсу по биологии

«Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству»

11 класс


2012 – 2013 учебный год

Разработана на основе авторской программы

В.Е. Алеевской «Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству»

10-11 классы 34ч

Программы, элективные курсы по биологии М. Дрофа 2012 год

сборник 4

Учитель: Гавшин А.Е.

Пояснительная записка

Данный элективный курс разработан на основе авторской программы В.Е. Алеевской «Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству» 10-11 классы 34ч Программы, элективные курсы по биологии М. Дрофа 2012 год сборник 4

Задачи курса:

Основной функцией семьи является продолжение рода человеческого, т. е. рождение и воспитание детей. Родители, их духовное и моральное здоровье определяют будущее своих детей и в конечном итоге будущее общества в целом.

Сексуальная революция, начатая на Западе в 70_е годы ХХ века, продолжается до сих пор. Секс и насилие захлестнули экраны телевизоров и страницы изданий. Как подрастающему поколению справиться с этим, не имея в своем арсенале соответствующих знаний? Принятая программа «Этика и психология семейной жизни» не прижилась. На смену ей в современной школе пока ничего не пришло. Следует отметить, что в журнале «Духовно_нравственное воспитание» № 2 за 2001 год опубликована хорошая программа Т. А. Флоренской «Духовно_нравственные основы семьи: психология, культуры, традиции». Однако, как пишет сам автор: «Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса», хотя даже церковь на данный момент признает необходимость полового (гендерного) воспитания школьников. Патриарх Алексий II на Архиерейском соборе Русской православной церкви в феврале 1987 г. сказал: «Особое внимание надо уделить се

мейному и половому воспитанию школьников. Такое воспитание должно быть бережным, умеренным. Совершенно необходимо его соединить с нравственным формированием личности, с ответственной подготовкой юного человека к семейной жизни».

Острая необходимость говорить с детьми (особенно с девочками) на эту тему, постоянные вопросы привели автора к мысли о необходимости создания определенного курса. Программа курса «Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству» родилась по необходимости. Ее ведущей целью стало формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье.

Курс имеет следующую структуру.

Во введении учащиеся знакомятся с историей семьи у разных народов.

В разделе 1 «Педагогика здоровья» раскрывается сущность здорового образа жизни, его компоненты и их связь между собой. Задачей этого раздела является вооружение подростков знаниями, которые помогут им выбрать для себя правила жизни: здоровье или болезнь, свободу или рабство, радость или невзгоды; самому научиться делать то, что способствует здоровью, свободе. Они приобретают навыки здорового образа жизни.

Раздел 2 «Валеология семьи» начинается с раскрытия взаимоотношений юношей и девушек, нравственных основ этих взаимоотношений, разговора о дружбе, влюбленности, любви. Раскрывается понятие «готовность к браку», дается характеристика основных функций семьи, особенности молодой семьи. Особо выделяется вопрос о рождении ребенка, заботе о нем, о его желанности. Задачами этого раздела являются формирование представлений о будущей семье, обладающей высокими моральными качествами, знаний особенностей анатомо-физиологических и психологических нюансов пола, серьезного подхода к спутнику жизни, уважения к потребностям своих близких. В завершающих темах раздела рассматриваются вопросы регуляции деторождения, контрацептивной культуры, а также незаменимости семьи в воспитании детей.

Необходимо отметить, что подготовка школьников к будущей семейной жизни не ограничивается рамками данного курса, а является общей педагогической задачей и каждый педагог решает ее специфическими средствами своего курса. Задача педагога, преподающего этот курс, состоит не только в том, чтобы познакомить школьника с данными темами, но и пробудить осознание необходимости создания прочной семьи как ячейки общества, на которой строится будущее нашей страны.

Курс рассчитан на 34 часа в 10—11 классах средней школы.

Основные требования к знаниям и умениям:

• аспекты, характеризующие здоровый образ жизни (ЗОЖ);

• взаимосвязи среды и организма, влияние экологических факторов на состояние здоровья человека;

• законы, правила и психологию питания;

• особенности физиологического и психологического формирования подростка;

• биологические, психологические и социальные основы любовного поведения;

•возможные последствия внебрачных половых связей;

• симптомы и профилактику венерических заболеваний и СПИДа;

• духовную природу и мудрость любви;

• мотивы создания семьи;

• о наследственных болезнях;

• об особенностях адаптации молодых супругов, правилах бесконфликтных взаимоотношений;

• о гигиене семьи и ее жилища, семейных традициях;

• о регуляции деторождения и контрацептивной культуре;

• о проблемах, связанных с рождением ребенка.

• формировать и корректировать образ жизни;

• устранять влияние неблагоприятных экологических факторов на организм;

• формировать индивидуальный стиль пищевого поведения;

• пользоваться резервами своего организма;

• различать чувства— любовь, симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение;

• проектировать семейную жизнь;

• делать валеологический анализ семьи.



Поурочное планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Семья в разных культурах

1







Раздел 1. Педагогика здоровья







2

Формирование здорового образа жизни

1




3

Взаимосвязь окружающей среды и организма. Влияние окружающей среды на здоровье человека

1




4

Законы питания. Азбука (основные правила) питания

1




5

Психология питания

1




6

Формирование индивидуального пищевого поведения

1




7

Резервы здоровья

1




8

Семинар на тему «Педагогика здоровья»

1







Раздел 2. Валеология семьи







9

Мальчик— подросток— юноша

1




10

Девочка — подросток— девушка

1




11

Влюбленность

1




12

Внебрачные половые связи (мотивы, поступки, последствия)

1




13

Венерические заболевания и СПИД

1




14

Первая любовь

1




15

Любовь как основа брака

1




16

Мотивы создания семьи

1




17

Сексуальный опыт или девственность (добрачное зачатие, вынужденные браки)


1




18

Здоровье вступающих в брак. Наследственность и болезни

1




19

Супружество — новый этап отношений

1




20

Особенности молодой семьи

1




21

Семейное благополучие: миф или реальность?

1




22

Проектирование семейной жизни

1




23

Семейные разногласия и их последствия. Правила бесконфликтных взаимоотношений

1




24

Гигиена семьи и ее жилища

1




25

Нравственный климат семьи. Семейные традиции

1




26

Регуляция деторождения. Контрацептивная культура

1




27

Аборт (просмотр фильма «Безмолвный крик»)

1




28

Зачатие, беременность. Пусть он родится желанным

1




29

Ребенок в семье

1




30

Круглый стол

1




31-34

Создание проекта «Моя семья»

4





УМК

1. Афанасьева Т. М. Семья. — М.: Просвещение, 1985.

2. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье.—М.: Физкультура и спорт, 1990.

3. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. — М.: Знание,1991.

4. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья.— М.: Медицина, 1990.

5. Воробьев Р. И. Питание и здоровье.— М.: Медицина, 1992.

6. Грегор О. Жить не старея.— М.: Физкультура и спорт, 1991.

7. Зайцев Г. К. Школьная валеология.— СПб.: Детство_пресс, 2001.

8. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Регуляция психики. — СПб.: Детство_пресс, 2001.

9. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. — СПб.: Детство_пресс, 2001.

10. Каралис Д. Н. Мы строим дом. — М.: Молодая гвардия, 1981.

11. Каталымов Л. Л. Словарь по сексологии. — М.: Дрофа, 2007.

12. Козлов Н. И. Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста. — М.: Аст_Пресс, 1998.

13. Козлов Н. И. Философские сказки. — М.: Аст_Пресс, 1998.

14. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1989.

15. Леви В. Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2003.

16. Майская А. Между нами, девочками. — СПб.: Нева, 1999.

17. Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. — М.: Просвещение, 1989.

18. Махов Ф. С. Давайте поговорим об этом.— СПб.: Каро, 2003.

19. Михайлов В. С. Культура питания и здоровье семьи. — М.: Профиздат, 1987.

20. Прутченков А. С. Наедине с собой. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

21. Ременник Л. И. Наука быть вдвоем.— Ставрополь: Кавказская библиотека, 1990.

22. Скурихин И. М., Шатерников В. А. Как правильно питаться. — М.: Агропромиздат, 1987.

23. Сухова Т. С., Кучменко В. С. Вопросы пола.—М.: Вентана_Граф, 2001.

24. Сытин Г. Н. Животворящая сила.— СПб.: Лейла, 2000.

25. Туницина Л. П. Путь к здоровью и успеху.— М.: Прометей, 2002.

26. Формирование здорового образа жизни российских подростков / авт._сост. Л. В. Баль. — М.: Владос, 2002.

27. Ходоков Н. М. Молодым супругам.— М.: Медицина, 1989.

28. Ходоков Н. М. Наедине с сексопатологом.— М.: Медицина, 1992.

29. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько.— М.: Просвещение, 1987.

30. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь.— М.: Просвещение, 1985.

31. Чумаков Б. Н. Валеология.— М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

32. Энциклопедия молодой женщины. — М.: Прогресс, 1989.

33. Этика и психология семейной жизни. — М.: Просвещение, 1984.



34. Якушкявичюс Р. В. Основы нравственности.—М.: Про_Пресс, 2000.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по элективному курсу по биологии «Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству»
86.96kb.
Рабочая программа по элективному учебному курсу Подготовка к егэ по информатике и икт
501.84kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
121.31kb.
Программа по элективному курсу «Физика в биологии и медицине» в 9
104.12kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Технология заготовки овощей»
165.73kb.
Рабочая программа фроловой Риммы Михайловны, учителя первой категории по элективному курсу
65.45kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса разработана на основе: программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера»
198.72kb.
Рабочая учебная программа по элективному курсу «Как стать успешным» основное общее образование
68.15kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена на основании следующих нормативно правовых документов
79kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Рабочая программа по элективному курсу для учащихся 10 класса "Загадки живой клетки" Учебный год 2011-2012
246.72kb.
Подготовка подростков к семейной жизни
518.08kb.