Главная стр 1
скачать
МБОУ – « Абагинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кралина»

Согласовано: _____________ Согласовано на заседании Утверждаю: _____________

Зам. дир. по УВР МО: _______________ директор Абаг. СОШ

Л.Н.Тритоновой « » _________ 20__ г. Л.К. Александрова

« » _________ 20__ г. « » _________ 20__ г.

Рабочая программа по элективному курсу

«Технология заготовки овощей»

для учащихся

6 класса (34часа)


по программе В.Д.Симоненко

/по учебнику В.Д.Симоненко «Технология» 5 - 7 классы./

Учитель изо, технологии

В.И. Эверстова



Пояснительная записка.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение 5-7 классы» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Элективный курс «Технология заготовки овощей» призвана познакомить обучащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства переработки и заготовки овощей, и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Изучение элективного курса «Техноология заготовки овощей», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также поможет умению планировать и проектировать собственную деятельность, приобрести навыки экономических, предпринимательских способностей. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено теоретическому, практическому, творческому, экономическому, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.



Цель учебного предмета

Главная цель элективного курса «Технология заготовки овощей» — подготовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I.. Формирование у обучащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей переработки и заготовки овощей, использования этих продукций в кулинарный продукт.


  1. Подготовку обучащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология заготовки овощей» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование технологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету расхода продуктов;

в) ознакомление с основными способами переработки и заготовки овощей;

г) развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие задачи;

д) обеспечение обучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями кулинарии и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии заготовки овощей» каждый обучащийся выполняет 2 проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки и технологии изготовления продукции, их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.



Охрана здоровья учащихся

На занятиях по образовательной области «Технология заготовки овощей» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе обучащихся с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучащимися правил санитарии и гигиены.

Обчащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучащихся культуру труда и делового общения.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.



чебно-методическое обеспечение рабочей программы

1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

Учебники

2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

3. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

4.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с.4.

5.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208

Учебные пособия

1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

2. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры

Методическое обеспечение

1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

2. Предметные недели в школе 5-11 класс

3. Журнал «Школа и производство»

4.Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

5.Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

6.Технология.8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

Литература для учителя

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.

Бойко Е.А. Соленья и маринады к праздничному столу / М.: РИПОЛ классик, 2007. – 256 с.: ил.

Домашние заготовки: отрывной календарь.: - ОАО «Кострома», 2012. – 278с.

Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.

Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по изучению полевых культур: Сельскохозяйственный труд: 5-9 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 120с.

Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.

Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2003.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2004.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2005.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2006.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2007.

Новак А. Варенья, компоты. – Спб.: ООО «Издательство «Тригон», - 2006.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.

Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.

Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.

Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 96с.

Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.

Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.

Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.

Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.

Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.

Литература для учащихся

Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.

Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.

Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.

Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.

Калюжная Т.В. Ежемесячник огородника. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 352с.

Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. – 143с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с.

Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детсткая литература, 1987. – 94с.

Сад.Огород.Усадьба.: энциклопедия для начинающих./Сост. Т.И.Голованова, Г.П.Рудаков – М.: Мол.гвардия, 1990. – 286с.

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.

Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.

Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с.

Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.

Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.

Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Технология заготовки овощей» для учащихся 6 класса





п/п

Тема учебной программы

Кол-во часов

Оснащение урока

Прогнозируемый результат.


Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

1

Понятие заготовки овощей

2

Учебник «Технология» 6, 7 классы, плакаты инструкционных карт, видеоматериал «Технология заготовки овощей» для показа, плакаты по технике безопасности; необходимые приспособления и продукты для закваски капусты


Знать: Значение заготовки овощей на зиму; условия сохранения в них витаминов; уметь выполнять первичную обработку овощей, продуктов; использовать необходимую для консервирования инвентарь и приспособления; основной способ квашения капусты.


Теоретическая часть: - обьяснение нового материала /Заготовка овощей; способы заготовки длительного хранения – консервирование( стерилизация, сушка, квашение( соление, мочение), замораживание; демонстрация необходимой тары и иструментов, приспособлений для консервирования; понятия о первичной обработке овощей и продуктов (сортировка, мойка, нарезка); подготовка тары. О правилах соблюдения санитарно – гигиенических требований, личной гигиене.

Практическая часть: - квашение капусты.








2

Понятие о технической спелости овощей

2

Учебник «Технология» 6, 7 классы, плакаты инструкционных карт, видеоматериал «Техническая спелость и сортировка овощей» для показа, плакаты по технике безопасности; необходимые приспособления и продукты для приготовления соленых огурцов.


Знать: Значение технической спелости при заготовке овощей на зиму; условия сохранения в них витаминов; Уметь: выполнять первичную обработку овощей, продуктов; использовать необходимую для консервирования инвентарь и приспособления; основной способ соления огурцов.


Теоретическая часть: - обьяснение значения о технической спелости овощей при заготовке; понятия о первичной обработке овощей и продуктов (сортировка, мойка, нарезка). Способы соления огурцов на длительный и недолгосрочный период. О правилах соблюдения санитарно – гигиенических требований, личной гигиене.

Практическая часть: - доступный способ соления огурцов.







3

Консервирование способом стерилизации

2

Учебник «Технология» 6, 7 классы, плакаты инструкционных карт, видеоматериал « Консервирование способом стерилизации» для показа, плакаты по технике безопасности; необходимые приспособления и продукты для приготовления компота из кабачков с курагой и изюмом.


Знать: приемы заготовки продуктов на зиму; воспитывать эстетический вкус, внимательность; навыки культуры труда и аккуратности.

Уметь: развивать исполнительские, творческие умения.


Теоретическая часть: - подготовка, стерилизация тары для консервирования; подготовка продуктов; бланширование; способы правильного охлаждения консервов; стерилизация продуктов; приготовление сиропа; тепловая обработка; выдерживание времени. О правилах соблюдения санитарно – гигиенических требований, личной гигиене.

Практическая часть: - приготовление компота из кабачков с курагой и изюмом.







4

Консервирование с помощью сахара

2

Учебник «Технология»

6, 7 классы, плакаты инструкционных карт, видеоматериал « Консервирование с помощью сахара» для показа, плакаты по технике безопасности; необходимые приспособления и продукты для приготовления варенья из кабачков.




Знать: приемы консервирования с помощью сахара; воспитывать эстетический вкус, внимательность; навыки культуры труда и аккуратности.

Уметь: развивать исполнительские, творческие умения.


Теоретическая часть: - подготовка, стерилизация тары для консервирования; подготовка продуктов; способы правильного охлаждения консервов; стерилизация продуктов; приготовление сиропа; тепловая обработка; выдерживание времени. О правилах соблюдения санитарно – гигиенических требований, личной гигиене.

Практическая часть: - приготовление варенья из кабачков.








5

Варенье из моркови

2

Учебник «Технология»

6, 7 классы, плакаты инструкционных карт, видеоматериал « Консервирование с помощью сахара» для показа, плакаты по технике безопасности; необходимые приспособления и продукты для приготовления варенья из моркови




Уметь: использовать приемы консервирования с помощью сахара; воспитывать эстетический вкус, внимательность; навыки культуры труда и аккуратности;

развивать исполнительские, творческие умения.




Теоретическая часть: - подготовка, моркови, особенности приготовления консервирования этого овоща.

Практическая часть: - приготовление варенья из моркови.







Содержание элективного курса «технология заготовки овощей»





дата

тема занятия

кол-во

часов


Содержание

1




Вводный инструктаж.

заготовка овощей



1

инструктаж

лекция


2




Что понимаем под технической спелостью овощей

1

лекция

3




Виды заготовок

1

лекция

4




Квашение, соление.

1

Практическая работа

5




Маринование. Подготовка тары.

1

Практическая работа

6




Заморозка овощей.

1

лекция

7




«Зимний салат».

1

Практическая работа

8




Морковь впрок.

1

Практическая работа

9




Заготовка свеклы универсальная.

1

Практическая работа

10




Заготовка зелени.




лекция

Практическая работа



11




Рецепты наших мам

2

Практическая работа

12




Салат «пикантный» из капусты

1

Практическая работа

13




Заготовка моркови и репчатого лука

1

Практическая работа

14




Консервирование способом тушения

2

Практическая работа

15




Консервирование сахаром

1

Практическая работа

16




Рецепты наших мам

2

Практическая работа

17




Творческие проекты

8

Практическая работа

18




Контрольные работы

2

Практическая работа

19




Задачи на экономические расчеты

2

Практическая работа

20




Разработка меню «Овощной стол»

3

Практическая работа

21




Запись рецептов на летние задания

1

Практическая работа Практическая работа

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по элективному курсу «Технология заготовки овощей»
165.73kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса разработана на основе: программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера»
198.72kb.
Рабочая программа по курсу «Технология»
160.7kb.
Рабочая программа по элективному учебному курсу Подготовка к егэ по информатике и икт
501.84kb.
Рабочая программа фроловой Риммы Михайловны, учителя первой категории по элективному курсу
65.45kb.
Рабочая программа по элективному курсу по биологии «Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству»
86.96kb.
Рабочая учебная программа по элективному курсу «Как стать успешным» основное общее образование
68.15kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена на основании следующих нормативно правовых документов
79kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Рабочая программа по элективному курсу для учащихся 10 класса "Загадки живой клетки" Учебный год 2011-2012
246.72kb.
Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале»
227.37kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
121.31kb.