Главная | стр 1стр 2
Знание национальной и мировой истории – современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории. Выходные данные Рабочая программа предлагает изучение курса истории в 5 классе общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует его фундаментального ядра. Цели и задачи рабочей программы Ключевой особенностью программы является формулирование целей изучения истории в виде линий развития личности школьника. Под линией развития понимается группа взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный класс жизненно-практических задач. 1-2-я. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. 3-я. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). 4-я. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. 5-я. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Используемое УМК Формы организации занятий В основу работы с содержанием в Образовательной системе «Школа 2100» положен один из принципов развивающего образования, сформулированный академиком А.А. Леонтьевым, – принцип минимакса. Он предполагает, что учебник и учитель создают ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Это позволяет предложить свой вариант решения проблемы разноуровневости обучения и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Количество вопросов после параграфа и объем информации в тексте изначально избыточны. Это сделано для того, чтобы у учителя и ученика был выбор наиболее интересного варианта урока. Соответственно действует правило: Не все, что включено в учебник, нужно прочитать и выполнить! Необходимо самостоятельно выбирать главное и интересное. Чтобы научиться этому, и учителю, и ученикам требуется список обязательного минимума информационных единиц. Он, как известно, в самом общем виде представлен в фундаментальном ядре ФГОС. Однако для практического использования на уроке этого недостаточно. Поэтому – авторы – для каждой главы учебника конкретизировали перечень информационных единиц Стандарта и представили его на специальной странице в начале каждой главы (раздела) – в хронологической таблице. Весь материал таблицы в сжатом виде представляет ученику содержание главы, реальную «живую» последовательность событий, не разделенных по научному принципу на линии: социально-экономических отношений, внешней и внутренней политики, истории культуры и т.д. В то же время в хронологической таблице часть понятий, дат, имен, названий выделены жирным шрифтом – это и есть обязательный минимум содержания данной главы, о чем и сказано в начале учебника – в статье «КАК РАБОТАТАТЬ С УЧЕБНИКОМ». Там же описан порядок действия учителя при отборе содержания к уроку: 1. Определить обязательный минимум содержания урока (например, по хронологической таблице в учебнике). 2. Выделить в материале параграфа те части (абзацы, фрагменты), в которых раскрывается этот минимум. 3. Спланировать урок с использованием, прежде всего, минимально необходимого материала 4. Добавить к плану урока часть максимум, которая будет изучена, если на нее хватит времени. В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность. Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата учебника, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями. Для обучения детей решению продуктивных заданий во введении к учебнику приводится обобщающий алгоритм: 1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать. 2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания (в тексте, в иллюстрации и т.п.). 3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п. 4. Запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись. 5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…», «потому что…», «во-первых,… во-вторых,…». 6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. Как и большинство учебников, созданных в концепции развивающего образования, наш учебник рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии1 освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата. Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы – в конце каждого параграфа приведены фрагменты источников или справочные сведения с системой вопросов к ним. Урок можно начинать именно с чтения этих источников, и в ответах на вопросы будут выявляться противоречащие друг другу факты, мнения, положения, которые позволяют создать проблемную ситуацию и сформулировать учебную проблему темы в виде вопроса. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно, удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной). Чтобы согласовать проблемно-диалогическую технологию с насыщенным историческим материалом, предлагается использовать еще одну технологию – продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для ее решения, и обращаются к изученному материалу. Этот этап актуализации обеспечен в учебнике вопросами перед параграфом. Они входят в домашнее задание вместе с чтением текста нового параграфа. Вопросы актуализации предлагают ученикам вспомнить основные понятия и факты, с которыми они познакомились на предыдущих уроках и которые необходимы для понимания новой темы. Причем вопросы о ключевых понятиях и фактах повторяются многократно, и мы можем задавать их в течение всего учебного года. Таким образом постепенно осуществляется их освоение и запоминание.
При оценивании и контроле используется третья технология комплекса «Школы 2100» – технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила. 1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания). 2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания: 1. Какое было задание? 2. Удалось получить результат? 3. Верно или с ошибками? 4. Сам или с чьей-то помощью? 5. По каким признакам мы различаем разные отметки? 6. Какой отметки заслуживает решение этой задачи? Планируемые результаты обучения Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованном в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств ученика. В процессе использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин, исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов мира, национальной и религиозной принадлежности). Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
Метапредметными результатами изучения курса «История» в 5 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Предметные результаты: Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения: 1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ КУРСА. Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная. РЕЗУЛЬТАТЫ 1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Межпредметные связи в рамках единой образовательной системы «Школа 2100» Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде. Литература, 5 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных) Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле. Учебный план.
Содержание программы. Подчеркивание – фразы из обязательного минимума государственного стандарта. Прямой – обязательная для контроля часть программы. Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля. Модуль 1. Первая историческая эпохаВводная тема (2–3 часа)Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний. следующая >> Смотрите также: Рабочая программа предлагает изучение курса истории в 5 классе общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре
556.68kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных школ
111.14kb.
Программа курса информатики для VII-IX классов
227.57kb.
Рабочая программа по химии для 8-9 классов. Учитель: Лукашевичус О. А
307.28kb.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы»
939.94kb.
Рабочая учебная программа курса истории (5-9классы) Вид программы : общеобразовательная. Уровень усвоения программы : базовый
851kb.
Рабочая программа для элективного курса по истории в 11 классе составлена на основе программы, разработанной Е. Н. Сорокиной «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы»
135.26kb.
Программа представляет содержание курса «Общая биология»
230.76kb.
Рабочая программа «информатика и икт»
632.09kb.
Рабочая программа по истории класс VI всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
355.02kb.
Рабочая программа факультативного курса «уроки словесности»
56.58kb.
Рабочая программа по литературе для 5 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов) Составитель 86.16kb.
|