Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

  • География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс./ Программа для ОУ. География. 6-11 классы общеобразовательных учреждений

( А.А.Летягин, И. В. Душина, В.Б.Пятунин и др.) М.: Вентана- Граф, 2010



Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.



Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Практические работы

№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.


Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:

  1. Е.А.Таможняя, С.Г.Толкунова География России.Хозяйство. Регионы 9 класс – М.: Вентана- Граф, 2011.

  2. Е.А.Таможняя География. Рабочая тетрадь к учебнику Е.А.Таможняя, С.Г.Толкунова География России.Хозяйство. Регионы 9 класс – М.: Вентана- Граф, 2011.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Хозяйство. Регионы», из расчета 2-х учебных часов в неделю.



Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Календарно-тематический план

9класс

урока

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающегося

Практические работы

Домашнее


задание

Дата

По плану

факт

Общая характеристика хозяйства России ( 4 часа)


1

Что изучает экономическая география России?

Вводный урок
















2

Отраслевая структура хозяйства

Изучение нового материала

Знать пропорции между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства




§1







3

Особенности формирования хозяйства России

Практикум




§2







4

Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства

Практикум




§3







География отраслей и межотраслевых комплексов (24 часа)

Топливно- энергетический комплекс( 4 часа)

5

Состав и значение ТЭК

Изучение нового материала

Знать состав ТЭК, уметь анализировать экономические карты. Показывать крупные месторождение полезных ископаемых. Характеризовать бассейн нефти или угля ,используя различные источники информации

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

§ 4







6

Топливная промышленность России ( нефтяная и газовая)

Практикум

§5







7

Топливная промышленность. Угольная промышленность России

Практикум

§5







8

Электроэнергетика России

Практикум

§6







Металлургический комплекс (3 часа)

9

Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий

Исследование

Объяснять роль МСК в современной экономике страны, показывать главные районы трудоёмкого , металлоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения

№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

§ 7







10

Черная металлургия

Урок актуализации знаний и умений

§8







11

Цветная металлургия.

Практикум

§9







Химико- лесной комплекс ( 3 часа)

12

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность



Урок актуализации знаний и умений

Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры, приводить примеры сохранения природы. Анализировать экономические карты.

Характеризовать химические базы, используя различные источники информации, объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы



№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

§10







13

Лесная промышленность

Урок актуализации знаний и умений

§11







14

География химико- лесного комплекса

Практикум

§12







Машиностроительный комплекс ( 3 часа)

15

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий

Изучение нового материала

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами, состав оборонно- промышленного комплекса и особенности размещения предприятий основных отраслей. Машиностроительный комплекс и окружающая среда




§13







16

Оборонно- промышленный комплекс

Урок актуализации знаний и умений




§14







17

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России

практикум













Агропромышленный комплекс( 3 часа)

18

Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство

Изучение нового материала


Понимать особенности сельского хозяйства страны,

уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства.

Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля идр.

Знать специфику легкой и пищевой промышленности



№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.


§ 15







19

География земледелия и животноводства

Практикум

§16







20

Пищевая и лёгкая промышленность.

Урок актуализации знаний и умений

§ 17







Инфраструктурный комплекс( 7 часов)

21

Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта

Изучение нового материала

Приводить примеры третичного сектора и называть проблемы его развития

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки

Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы

Объяснять значение сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения жильём россиян, значение для экономики России рекреационного хозяйства



Показывать города науки и технополисы России

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта

§18







22

Сухопутный транспорт

Урок актуализации знаний и умений

§19







23

Водный и другие виды транспорта

Урок актуализации знаний и умений

§ 20







24

Связь

Изучение нового материала

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства

§21







25

Отрасли социальной инфраструктуры.

Урок исследование

§ 22







26

Экологическая ситуация в России

Урок исследование

§23







27

Обобщающий урок по теме «Хозяйство России»

зачет

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся













ПРИРОДНО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ (39 часов)

Районирование территории России( 2 часа)

28

Принципы выделения регионов на территории страны

Изучение нового материала

Объяснять значение районирования и зонирования. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов




§24







29

Районирование территории России.

Изучение нового материала

Дать оценку ГП Центральной России, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствующие формированию и развитию региона, приводить примеры факторов, затрудняющие развитию региона.

Называть демографические проблемы района, составлять характеристику территории по картам и другим источникам информации














30

Общая характеристика европейской части России

Изучение нового материала




§25







31

Географическое положение и основные черты природы Центральной России

Изучение нового материала

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.


§26







32

Население Центральной России

Изучение нового материала




§27







33

Хозяйство Центральной России

Урок- практикум




§28







Волго- Вятский район ( 1 час)

34

ГП и природа Вого- Вятского региона

Изучение нового материала

Дать оценку ГП для его формирования и развития

Объяснить роль городов в размещении населения и формирование культуры. Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте



№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.











Европейский Север( 3 часа)

35

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы;

Урок актуализации знаний и умений

Дать оценку ГП района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте



№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.


§ 29







36

Население Европейского Севера

Урок актуализации знаний и умений







§30







37

Хозяйство Европейского Севера

практикум







§31







Северо -Запад( 3 часа)

38

ГП и природа Северо-Запада

Изучение нового материала

Дать оценку ГП для его формирования и развития

Объяснить роль городов в размещении населения и формирование культуры. Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте






§32







39

Население Северо-Западного региона

Практикум

§33







40

Хозяйство Северо-Западного региона

исследование

§34







Поволжье( 3 часа)

41

Поволжье. Географическое положение, природные ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений

Знать состав района, этапы и факторы формирования его.

Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, показывать крупные города, знать географию отраслевого хозяйства






§ 35







42

Население Поволжья

Урок актуализации знаний и умений

§ 36







43

Хозяйство Поволжья.

Практикум




§ 37







Юг европейской части страны( 3 часа)

44

Европейский Юг. Географическое положение, природные ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений

Объяснять уникальность района достоинства и сложность ГП. Роль Юга в геополитических интересах страны.

Объяснять причину многочисленности и многонациональности населения, приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и влияние на формирование культуры народов, причины особенностей хозяйства






§38







45

Население Европейского Юга

Урок актуализации знаний и умений




§39







46

Хозяйство Европейского Юга

Урок актуализации знаний и умений




§40







Урал ( 3 часа)

47

Географическое положение и природа Уральского региона

Урок актуализации знаний и умений

Дать оценку ГП района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте



№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

§41







48

Население Уральского Региона

Урок актуализации знаний и умений

§42







49

Хозяйство Урала.

Практикум

§43







50

Азиатская Россия – общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.

Изучение нового материала

Знать особенности географического положения Азиатской части России. Показывать районы Азиатской части России.




§44







Сибирь ( 2 часа)

51

Общие черты природы Сибири

Изучение нового материала

Знать ГП региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от европейских. Богатство природных ресурсов региона




§45







52

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири

Практикум




§46







Западная Сибирь ( 3 часа)

53

Географическое положение и природа Западной Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Знать состав района, этапы и факторы формирования его.

Определять ЭГП , особенности размещения населения, показывать крупные города на карте, знать отраслевой состав района



№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири

§47







54

Население Западной Сибири

Практикум




§48







55

Хозяйство Западной Сибири

исследование




§49







Восточная Сибирь ( 3 часа)

56

Географическое положение и природа Восточной Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Знать состав, особенности ЭГП района, оценивать ресурсообеспеченность. Прогнозировать развитие хозяйства.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

§ 50







57

Особенности населения и хозяйства Восточной Сибири

Практикум

§51







58

Норильский промышленный район Восточной Сибири

Урок- практикум

Знать внутрирайонные различия на территории Восточной Сибири




Создать визитную карточку Восточной Сибири







Южная Сибирь ( 3часа)

59

Географическое положение и природа Южной Сибири

Практикум

Знать состав района, этапы и факторы формирования его.

Определять ЭГП , особенности размещения населения, показывать крупные города на карте, знать отраслевой состав района. Давать оценку природным ресурсам края






§52







60

Население Южной Сибири

Урок актуализации знаний и умений




§53







61

Хозяйство Южной Сибири

Практикум




§54







Дальний Восток( 5 часов)

62

Географическое положение и природа Дальнего Востока.

Практикум

Дать оценку ГП района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения

Определять ЭГП , особенности размещения населения, показывать крупные города на карте, знать отраслевой состав района






§55







63

Население Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений

§56







64

Хозяйство Дальнего Востока.

Урок актуализации знаний и умений

§ 57







65

Разработка проекта развития транспорта Сибири И Дальнего Востока

Урок- практикум

Знать экономические, экологические и социальные проблемы регионов




Подготовиться к обобщающему уроку по теме « Природно- хозяйственные регионы России»







66

Повторение и обобщение по разделу

« Природно- хозяйственные регионы России»



Зачет

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся













Россия в современном мире( 2 часа)

67

Место России в мире

Изучение нового материала

Знать страны СНГ, составлять их характеристику на основе различных информационных источниках. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разделении труда





§58







68

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда.

Семинар













скачать


Смотрите также:
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
140.59kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
326.59kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
194.72kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
409.67kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
403.37kb.
Рабочая программа для 7 класса составлена на основании: •стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
144.52kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
145.84kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
280.35kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
104.14kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
224.94kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
232.54kb.
Рабочая программа составлена на основании
121.74kb.