Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № __ от ________

Руководитель МС

_______________(Орлова Э.Э.)




Утверждена приказом

МОУ Новоникольской СОШ

___ от _________2010г.



Директор

___________(Чернышова Л.Б.)




Рабочая программа

учебного курса по
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 9 класса
Учитель: Сальникова Валентина Викторовна

2010-2011 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 класса представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи пр неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.



Выбор данной программы основан на специфике Тамбовского региона, которая предусматривает обязательное многократное практическое закрепление ЗУН по всем темам и разделам.

Для реализации программы ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: основы безопасности личности, общества и государства; основы медицинских знаний и здорового образа жизни и дорожно-транспортная безопасность.

В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой

аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору

сдавать экзамен по ОБЖ.

В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно

выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности

жизнедеятельности".



Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы;индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. издательство М., АСТ:Истрель, 2006. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (9 КЛАСС)

Раздел I. РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

1. Национальная безопасность Российской Федерации



  1. Россия в мировом сообществе. Страны и организации в совре­менном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения Рос­сии в развитии нашей страны.

  2. Национальные интересы России в современном мире и их со­держание. Степень влияния каждого человека на национальную безопас­ность России. *



Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6. Культура здорового образа жизни

  1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духов­ной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Психо­логическое и соматическое здоровье.

  2. Психологическое здоровье обучающихся (профилактика экза­менационного стресса).

  3. Здоровый образ жизни и его составляющие. Способы оценки со­стояния своего здоровья. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

  4. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопас­ность России.

7. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

  1. Ранние половые связи и их последствия. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

  2. Инфекции, передаваемые половым путём.

8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицин­
ской помощи


8.1. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке от приёма психоактивных веществ.

Раздел III. Дорожно-транспортная безопасность

9. Права, обязанности и ответственность участников дорожного
движения


  1. Государственная политика в области обеспечения безопасности. Основные возможности создания безопасности дорожного движения.

  2. Назначение^правил дорожного движения, история их возникно­вения и развития.

  3. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

  4. Водитель. Требования, предъявляемые к водителю Первая, доврачебная медицинская помощь при ДТП.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН














№ раз­дела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Количество часов

Тест, ПЗ












Раздел

Тема




I

Основы безопасности личности, общества и государства

22







1

Национальная безопасность РФ




4

1

2

ЧС природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России




7

1

3

Современные проблемы безопасности социального характера




3

1

4

Организационные основы по защите населения от ЧС




3

1




5

Основные мероприятия, проводимые В РФ по защите населения от ЧС




4

1

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7







6

Культура здорового образа жизни




4

1

7

Факторы, разрушаюшие репродуктивное здоровье




2

1

8

Основы медицинских знаний




1

1

IIII

Дорожно-транспортная безопасность

5




1

9

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения




5

























Всего часов

34

9



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен:

знать

• основные положения Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

  потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;


  • современные проблемы безопасности от военных угроз России, международного терроризма, религиозного и национального экстремизма;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени в России;

  • способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях;

  • основные направления государственной политики в области обес­печения дорожно-транспортной безопасности, методики оказания довра­чебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

уметь

  • доступно объяснять основные положения Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации, потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характе­ра, их последствия и классификацию;

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, при­нимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуа­циях и в местах скопления большого количества людей;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты;

  • действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:

1.Основы безопасности жизнедеятельности: 11-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. ­ М.:АСТ: Астрель, 2006.

2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. ­ М.: Просвещение, 2006.

3 . Конституция Российской Федерации.

4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . ­ М.: «Просвещение», 2006.



Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. ­ М.: «Просвещение», 2003.

3. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

Учебные и справочные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);

-учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова);



Перечень рекомендуемых средств обучения:

средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка



Дидактический материал:

      • тесты по всем разделам и темам.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

(ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ)






Раздел

Тема

Дата

Виды и Формы контроля

Цель и задачи



Основы безопасности личности, общества и государ­ства

23







Индив. и фронтальная работа, работа с учебником, понятийный диктант

Зачет (устно)



Охар-ть основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства

1

Национальна» безопасность Российской Федерации




4




1.1.

Россия в мировом сообществе




1




1.2.

Национальные интересы России в современном мире




1




1.3.

Основные угрозы национальным интересам и безопас­ности России




1




1.4.

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности




1







2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России




3



Индив. и фронтальная работа, работа с учебником, понятийный диктант











2.1.

Опасные чрезвычайные ситуации, характерные для Тамбовской области, общие понятия и определения, их классификация




1










2.2.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их при­чины и последствия




1










2.3.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия




1










3

Современные проблемы безопасности социального характера




9
















3.1.

Военные угрозы национальной безопасности России




1




Индив. и фронтальная работа, работа с учебником, понятийный диктант

Решение кроссворда







3.2.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России




1







3.3.

Религиозная безопасность общества




1







3.4.

Наркобизнес как разновидность проявления междуна­родного терроризма




1







3.5.

Виды террористических актов, их цели и способы осу­ществления




1







3.6.

Законодательная и нормативно-правовая база по орга­низации борьбы с терроризмом




1







3.7.

Система борьбы с терроризмом




1







3.8.

Правила поведения при угрозе террористического акта




1







3.9.

Государственная политика противодействия наркотизму, профилактика наркомании




1




Зачет




4

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и воен­ного времени




3

1




Индив. и фронтальная работа, работа с учебником

Игра
Тест





4.1.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)









4.2.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны




1







4.3.

МЧС C России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных сигуаций




1







5

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных :ситуаций мирного и военного времени




4










5.1.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных

жгуаций





1




Работа в малых группах, турнир по терминам




5.2.

инженерная защита населения и территорий от чрезвы-гайных ситуаций




1







5.3.

Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях и даакуация




1







5.4. t

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения




'




Зачет







II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7







Индив. и фронтальная работа, работа с учебником, понятийный диктант

Решение кроссворда




Рассм-ть составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие­

6

Культура здорового образа жизни




4




6.1.

Здоровье человека как индивидуальная, так и общест­венная ценность




1




6.2.

Психологическое здоровье обучающихся (профилактика экзаменационного стресса)




1




6.3.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Способы оцен­ки состояния своего здоровья (практические занятия)




1




6.4.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России




1




7

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье




2




7.1.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе




1




7.2.

Инфекции, передающиеся половым путём




1




8

Основы медицинских знаний и оказание первой ме­дицинской помощи




1




8.1.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях




1




Зачет

III

Дорожно- транспортная безопасность

5







Индив. и фронтальная работа, работа с учебником

Текущий контроль



Тест

Научить соблюдать правила дорожного движения в качестве пассажиров, пешехода и водителя; умение оказать первую медицинскую помощь при ДТП

9

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения




5




9.1.

Государственная политика в области обеспечения безо­пасности. Основные возможности создания безопасно­сти дорожного движения




1




9.2.

Назначение, правил дорожного движения, история их возникновения и развития




1




9.3.

Ответственность за нарушение Правил дорожного дви­жения




1




9.4.

Водитель. Требования, предъявляемые к водителю




1




9.5.

Первая, доврачебная медицинская помощь при ДТП




1







Всего часов

35

























скачать


Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
39.66kb.
Методическое пособие для учителя (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.)
211.05kb.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс Пояснительная записка Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности»
1152.51kb.
Анализ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях управления образования администрации Шебекинского района за 2010-2011 учебный год
1570.3kb.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
159.99kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по курсу «основ безопасности жизнедеятельности»
237.6kb.
Рабочая программа по обж 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
186.97kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
129.05kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы
258.86kb.