Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № __ от ________

Руководитель МС

_______________(Орлова Э.Э.)




Утверждена приказом

МОУ Новоникольской СОШ

___ от _________2010г.



Директор

___________(Чернышова Л.Б.)




Рабочая программа

учебного курса по

Основам безопасности жизнедеятельности

для 8 класса
Учитель: Сальникова Валентина Викторовна

2010-2011 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи пр неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.



Выбор данной программы основан на специфике Тамбовского региона, которая предусматривает обязательное многократное практическое закрепление ЗУН по всем темам и разделам.

Для реализации программы ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из четырех содержательных линий: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; дорожно-транспортная безопасность.

В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».



Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы;индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. издательство М., АСТ:Истрель, 2006. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 КЛАСС)

Раздел I. Обеспечение личной безопасности

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

1. Пожарная безопасность


  1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общест­венных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникнове­ния пожаров.

  2. Профилактика пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасно­сти в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасно­сти. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или обществен­ном здании.

2. Безопасность на водоёмах

2.1. Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

3. Экологическая безопасность


  1. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

  2. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тестирование по разделу 1.


Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

И БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

  1. 1Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного харак­тера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

4.2 Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиа­ционно-опасных объектах.

4.3 Последствия аварии на Чернобыльской АЭС для Тамбовской области.

4.4 Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области. Причины их возникновения и возможные последствия. Обеспечение хими­ческой защиты населения.

4.5 Аварии на пожаровзрывоопасных объектах экономики Тамбов­ской области. Профилактика пожаров. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах.

4.6Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специа­листов по обеспечению защиты населения от их последствий.

5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера

5.1 Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Виды эвакуационных мероприятий.

5.2 Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Зачет по разделу 2.



Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6. Основы здорового образа жизни

6.1.Психологическая уравновешенность, её значение в формирова­нии системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравно­вешенности. Психологическая устойчивость и коммуникабельность.

6.2Общие понятия и определения стресса. Влияние стресса на со­стояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

6.3.Анатомо-физиологические особенности человека в подростко­вом возрасте.

6.4Значение правильного общения с взрослыми, особенно с роди­телями, для социального развития в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации в семье и школе и основные способы их разрешения.



  1. Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути дос­тижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные ка­чества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

  2. Формирование взаимоотношений со сверстниками противопо­ложного пола. Особенности поведения подростка. Факторы, определяю­щие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильно­го взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и её значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

  3. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность не­совершеннолетних. Значение правового воспитания для социального раз­вития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их ос­новные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  4. Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляю­щие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое ус­ловие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспече­ния их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

7. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи

  1. Общая характеристика различных повреждений и их последст­вия для здоровья человека.

  2. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлени­ях угарным газом, хлором и аммиаком.

  3. Приёмы и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.

  4. Приёмы и средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Зачет по разделу 3.

Раздел IV. Дорожно-транспортная безопасность

8. Организация дорожного движения

  1. История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

  2. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.

  3. Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.

  1. Организация дорожного движения. Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров. Общие права и обязанности водителей велоси­педов и мопедов.

  2. Тестирование по теме 8.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН














№ раз­дела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Количество часов

Тест, ПЗ












Раздел

Тема




I

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4







1

Пожарная безопасность




2

Зачет\1

2

Безопасность на водоемах




1

Сем\1

3

Экологическая безопасность




1

Тест/1



















II

ЧС техногенного характера и безопасность населения

10







4

ЧС техногенного характера и их последствия




8

Т/1

5

Организация защиты населения от ЧС техногенного характера




4

С/1
















ШШ

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12







6

Основы здорового образа жизни




8

Зачет/1

7

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи




4

IV

Дорожно-транспортная безопасность

8




8

Организация дорожного движения




8

Всего часов

34

8



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)

Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

 

Выпускник должен знать:



  • права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной, экологической безопасности;

  • рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоемах и оказания помощи терпящим бедствие на воде;

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • меры безопасности при активном отдыхе на природе;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

  Знать/понимать:

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

  Уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

• пользования бытовыми приборами и инструментами;

• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:

1.Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. ­ М.:АСТ: Астрель, 2006.

2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 8 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. ­ М.: Просвещение, 2006.

3 . Конституция Российской Федерации.

4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . ­ М.: «Просвещение», 2006.



Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. ­ М.: «Просвещение», 2003.

3. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

Учебные и справочные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);

-учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова);



Перечень рекомендуемых средств обучения:

средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка



Дидактический материал:

тесты по всем разделам и темам.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

(ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ)



























раз­дела,

темы и урока

Наименование раздела, темы и урока




Количество часов














Раздел

Цель и задачи

Тема

Дата

Формы контроля




I

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

5

Рассм-ть права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной, экологической безопасности







Индивид. Фронтальный опрос




1

Пожарная безопасность




2







1.1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия




1




беседа




1.2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни. Органи­зация защиты населения. Права, обязанности и ответст­венность граждан в области пожарной безопасности




1




Тест




2

Безопасность на водоёмах




1




Текущий , самос. работа

с учебником






2.1.

Безопасное поведение на водоёмах в различных услови­ях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде




1







3

Экологическая безопасность




2







3.1.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека




1







3.2.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке




1




Промежуточный




II

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

10

Охарактеризовать потенциальные опасности от ЧС техногенного характера и организацию защиты населения в Тамбовской области







Зачет




4

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия




8




Текущий , самос. работа

с учебником,



индид. работа по карточкам




4.1.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера




1







4.2.

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возмож­ные последствия




2







4.3.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС для Тамбов­ской области




1







4.4.

Аварии на химически опасных объектах Тамбовской об­ласти и их возможные последствия. Обеспечение хими­ческой защиты населения




2







4.5.

Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах




1







4.6.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Обеспечение защиты населения от последствий аварий




1




текущий




5

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера




2










5.1.

Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных си­туациях техногенного характера




1




Фронтальный опрос




5.2.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрез­вычайных ситуаций техногенного характера




1






























Ill

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12
















6

Основы здорового образа жизни







8




6.1.

Психологическая уравновешенность







Контроль знаний с использованием карточек

6.2.

Стресс и его влияние на человека







6.3.

Анатомо-физиологические особенности человека в под­ростковом возрасте







6.4.

Формирование личности подростка при его взаимоотно­шении с взрослыми







6.5.

Формирование личности подростка при его взаимоотно­шении со сверстниками










Самостоятельная работа в малых группах

6.6.

Формирование взаимоотношений со сверстниками про­тивоположного пола







6.7.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответствен­ность несовершеннолетних







6.8.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельно­сти







промежуточный

7

Основы медицинских знаний и оказание первой ме­дицинской помощи










7.1.

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значе­ние (практические занятия)







(практиче­ские занятия)

7.2.

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)







7.3.

Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)







7.4.

Первая медицинская помощь при утоплении (практиче­ские занятия)







IV

Дорожно-транспортная безопасность

8

Научить соблюдать правила дорожного движения в качестве пассажиров,пешехода и водителя; умение оказать первую медицинскую помощь при ДТ







8

Организация дорожного движения










8.1.

История развития автомототранспорта и проблемы безо­пасного движения







Индивидуальные задания-вопросы, работа с терминами, самостоятельная работа с учебником


8.2.

Общие требования, предъявляемые к водителям велоси­педов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда







8.3.

Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части







8.4.

Организация дорожного движения







8.4.1.

Общие положения ПДЦ







8.4.2.

Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров







8.4.3.

Общие права и обязанности водителей (велосипеда и мопеда)







8.5. .

Элементарные вопросы безопасности движения транс­портных средств







8.6.

Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном проис­шествии







Итоговый контроль (письм)




Всего

35







скачать


Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
39.66kb.
Методическое пособие для учителя (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.)
211.05kb.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс Пояснительная записка Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности»
1152.51kb.
Анализ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях управления образования администрации Шебекинского района за 2010-2011 учебный год
1570.3kb.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
159.99kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по курсу «основ безопасности жизнедеятельности»
237.6kb.
Рабочая программа по обж 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
186.97kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
129.05kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы
258.86kb.