Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № __ от ________

Руководитель МС

_______________(Орлова Э.Э.)




Утверждена приказом

МОУ Новоникольской СОШ

___ от _________2010г.



Директор

___________(Чернышова Л.Б.)




Рабочая программа

учебного курса по

Основам безопасности жизнедеятельности

для 6 класса
Учитель: Сальникова Валентина Викторовна

2010-2011 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6 класса представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи пр неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.



Выбор данной программы основан на специфике Тамбовского региона, которая предусматривает обязательное многократное практическое закрепление ЗУН по всем темам и разделам.

Для реализации программы ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из четырех содержательных линий: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; дорожно-транспортная безопасность.

В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».



Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы;индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. издательство М., АСТ:Истрель, 2008. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)

Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Подготовка к активному отдыху на природе



  1. Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

  2. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.

  3. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

  1. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения помаршруту.

  2. Определение места для бивака и организация биначных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление ПИЩИ на костре.

  3. Определение необходимого снаряжения для похода.

Тест по теме 1.

2. Активный отдых на природе и безопасность

2.1Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешест­вии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и за­валов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий. Велоси­педные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обес­печение безопасности туристов в велосипедных походах.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь ту­риста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, органи­зация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возмож­ные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Тест по теме 2.

3. Обеспечение безопасности при автономном существовании че­
ловека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Обеспечение жизне­деятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Добровольная автономия. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей, подача сигналов бедствия.

Вынужденная автономия. Особенности выживания человека в чрезвычайной ситуации.



4. Опасные ситуации в природных условиях, характерных для
Тамбовской области

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

Укусы насекомых и защита от них.

Клещевой энцефалит и его профилактика.

Зачет по теме 3-4.


Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской

помощи

  1. Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской по­мощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

  2. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потёрто­стях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях

связок.

  1. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнеч­ном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

  2. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Зачет по теме 5.

6. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

  1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

  2. Компьютер и его влияние на здоровье.

  3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье

человека.

  1. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

  2. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье че­ловека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Контрольная работа по теме 6.

Раздел III. Дорожно-транспортная безопасность

7. Дорожные знаки и правила перевозки людей



  1. Движение учащихся в группе и в колонне.

  2. Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе.

  3. Тормозной и остановочный путь транспортных средств.

  4. Дорожные знаки.

  5. Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи желез­ной дороги.

  6. Дорожная разметка и ее характеристики.

  7. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Тест по разделу 3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(6 КЛАСС)

№ разде­ла и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Количество

часов


КР

Количество

часов


на зачеты

Количество

часов


тестирования




Раздел

Тема




I

Безопасность человека в природных условиях

17
















1

Подготовка к активному отдыху на природе




6




1

1




2

Активный отдых на природе и безопасность




4










/

3

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде




3

1










4

Опасные ситуации в природных условиях, характерные ада Тамбовской области




4




1







II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9
















5

Основы медицинских знаний и оказание первой меди­цинской помощи




4




1







6

Здоровье человека и факторы, на него влияющие




5

1










Ш

Дорожно-транспортная безопасность

9
















7

Дорожные знаки и правила перевозки людей




9







1







Всего часов

34




2

3

2






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе ученик должен: знать



  • основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области, и правила безопасного поведения в этих ситуациях;

  • порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде;

  • основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек;

  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в при­родных условиях;

  • характеристику и требования дорожных знаков, дорожной размет­ки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила пе­ревозки людей автотранспортом;

  • уметь

  • соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе;

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохра­нения и укрепления здоровья;

  • грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях;

  • » соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда.­

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:

1.Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. ­ М.:АСТ: Астрель, 2006.

2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 7 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. ­ М.: Просвещение, 2006.

3 . Конституция Российской Федерации.

4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . ­ М.: «Просвещение», 2006.



Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. ­ М.: «Просвещение», 2003.

3. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

Учебные и справочные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);

-учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова);



Перечень рекомендуемых средств обучения:

средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка



Дидактический материал:

      • тесты по всем разделам и темам.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

(ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ)


раз­дела, темы

и урока

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Цель и задачи

Виды и формы

контроля






Раздел

Тема

I

Безопасность человека в природных условиях

16




Охарактеризовать основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области, и правила безопасного поведения в этих ситуациях;

Рассмотреть порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.






1

Подготовка к активному отдыху на природе




6




1.1.

Природа и человек




1

Текущий самостоятельная работа с учебником, работа в парах, индивид работа

1.2.

Ориентирование на местности




1

1.3.

Определение своего места нахождения и направления движения на местности




1

1.4.

Подготовка к выходу на природу




1

1.5.

Определение места для бивака и организация бивачных работ




1

1.6.

Определение необходимого снаряжения для похода




1

промежуточный

2

Активный отдых на природе и безопасность




4




2.1.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на цэироде




1

Текущий самостоятельная работа с учебником, работа в парах, индивид работа

2.2.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и ориой местности




1

2.3.

Подготовка и проведение лыжных походов









2.4.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде




1




промежуточный

3

Обеспечение безопасности при автономном пребыва­нии человека в природной среде




3




3.1.

Автономное пребывание человека в природной среде




1

Фронтальный опрос, работа с терминами

3.2.

Добровольная автономия человека в природной среде




1

3.3.

Вынужденная автономия человека в природе




1

4

Опасные ситуации в природных условиях, характер­ных для Тамбовской области




4




4.1.

Опасные погодные явления




1

Текущий самостоятельная работа с учебником, работа в парах, индивид работа

4.2.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими живот­ными в природных условиях




1

4.3.

Укусы насекомых и защита от них




1

4.4.

Клещевой энцефалит и его профилактика




1

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9




Формировать умения выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе;

доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохра­нения и укрепления здоровья;



грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.




5

Основы медицинских знаний и оказание первой ме­дицинской помощи




4




5.1.

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицин-;кой помощи в природных условиях




1

Текущий самостоятельная работа с учебником, работа в парах, индивид работа

5.2.

Оказание первой медицинской помощи при травмах




1

5.3.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге




1

5.4.

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых




1

6

Здоровье человека и факторы, на него влияющие




5

6.1.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления




1




6.2.

Компьютер и его влияние на здоровье




1

Фронтальный опрос, работа с терминами

6.3.

Злияние неблагоприятной окружающей среды на здоро­вье человека




1

6.4.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье чело­века




1




6.5.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоро­вье человека. Профилактика их употребления




1




III

Дорожно-транспортная безопасность

9







7

Дорожные знаки и правила перевозки людей




9

Дать характеристику и требования дорожных знаков, дорожной размет­ки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила пе­ревозки людей автотранспортом.




7.1.

Движение учащихся в группе и в колонне




1

Текущий самостоятельная работа с учебником, работа в парах, индивид работа

7.2.

Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе




1

7.3. Тормозной и остановочный путь транспортных средств




1

7.4. Цорожные знаки




2

7.5. Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги




1

7.6. Дорожная разметка и ее характеристики




1

7.7. Дополнительные требования к движению велосипедистов




1

Итоговый (письм)




Всего часов

34







скачать


Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
39.66kb.
Методическое пособие для учителя (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.)
211.05kb.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс Пояснительная записка Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности»
1152.51kb.
Анализ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях управления образования администрации Шебекинского района за 2010-2011 учебный год
1570.3kb.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
159.99kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по курсу «основ безопасности жизнедеятельности»
237.6kb.
Рабочая программа по обж 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
186.97kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
129.05kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы
258.86kb.