Главная стр 1стр 2
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»
Кафедра теории и истории социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

_______________А.А. Шебзухов

«____» ___________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация и методика научно-педагогической и исследовательской деятельности»

Направление 040400.68 – Социальная работа.

Магистерская программа «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»


Степень «Магистр социальной работы»

Очная форма обучения»


Общая трудоемкость - 3 зачетные единицы (108), аудиторных -38ч., лекционных 8ч., семинары – 30 ч., самостоятельная работа – 43 ч., итоговая аттестация - 27 ч. (экзамен)

Составитель: доктор филос. наук, проф. Н.В. Кильберг-Шахзадова


Нальчик
Структура рабочей программы учебной дисциплины

«Организация и методика научно-педагогической деятельности»

1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………3


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………..3
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных. (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной…………………………………………..3-4


3.1.1. Общекультурные компетенции (ОК)

3.1.2. Профессиональные компетенции (ПК)

3.2. Результаты образования, формируемого данной дисциплины…………3-4
4. Содержание и структура дисциплины…………………………………….

4.1. Структура дисциплины ……………………………………………………..6

4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………..7-17

4.3. Лекции и практические занятия.……………………………………….17-24

4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………….24
5. Интерактивные образовательные технологии………………………….26-27
6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации………………………………………………………………………..27

6.1. Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяемых степень сформированности компетенций, (разделы-модули 1-3)………………….27-29

6.1.1. Контрольные задания для самостоятельной работы

6.1.2. Оценочные средства (образцы тестов)……………………………….30-44

6.1.3. Вопросы к экзамену…………………………………………………..45-46
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………46-49
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….51

1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является формирование организационных умений и навыков научно-педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

– раскрыть традиции образования и теоретически обосновать деятельность как феномен человеческого бытия;

– обосновать социально-философский анализ научно-педагогической деятельности;

– изучить процессы деятельности;

– показать значение методов обучения и обосновать их значимость в педагогической деятельности;

– дать навыки организации и методики научно-педагогической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Программа дисциплины составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа. Предназначена для магистров, обучающихся по программе «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» (третий семестр).

Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров, обеспечивает преемственность полученных теоретических знаний в контексте ранее изученных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Социология», «Научно-исследовательская деятельность» и др.

Дисциплина предназначена для углубленного изучения проблем образования. Раскрывает с одной стороны, собой новый взгляд на современное образование; с другой – статус методологию исследования как самостоятельной и потому значимой научной и учебной дисциплины; с третьей – дисциплина формирует педагогические умения и навыки организации учебно-образовательного процесса.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Дисциплина включает темы, которые дают возможность изучить теоретические традиции образования, представления о деятельности; основы и процессы деятельности, знание о методах обучения и их применение в педагогической деятельности, организацию научной и педагогической деятельности..

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В процессе изучения данной дисциплины магистр должен:

Иметь системное представление: об организации и методике научно-педагогической деятельности.

По завершению курса Организация и методика научно-педагогической деятельности магистр должен знать: основные понятия и термины, используемые в педагогической науке; современные методы обучения и методики проведения занятий; работы над научным материалом.

По окончании курса Организация и методика научно-педагогической деятельности магистр должен уметь: ориентироваться в современных методах и методиках научно-педагогической деятельности.

Владеть: современными знаниями образовательной, социальной2, научной, деятельностями; методами исследования с целью выявления педагогической деятельности; навыками методики организации учебного процесса и научной деятельности.

Все это позволит будущим специалистам получить теоретические знания в области научно-педагогической деятельности, повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у магистров научного мышления и творческой преобразовательной деятельности в педагогической и исследовательской деятельности.

Предлагаемый учебный предмет «Организация и методика научно-педагогической деятельности» является попыткой научного осмысления образовательной, научной и социально-педагогической деятельности на современном этапе образования. Данный предмет рассматривается в логике научно-педагогической деятельности в течение одного семестра.

По степени интеграции учебного материала наиболее значимы: такие дисциплины, как «Педагогика», «Научно-исследовательская деятельность» и др.

В учебном процессе рекомендуется использовать педагогическую и научную литературу, монографические материалы по данной дисциплине.

Учебно-методические материалы включают в себя лекции, семинарские и практические занятий, вопросы и задания для самостоятельной работы, список литературы, вопросы для итогового контроля знаний.

Особый акцент делается на реализации компетентного подхода: общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК), на образовательные технологии, предусматривающие использование активных и интерактивных форм и методов обучения (семинаров в диалогическом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 40 процентов аудиторных занятий.

Программа содержит оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, определяющие степень сформулированности компетенций, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Итоговая аттестация – экзамен.



4. Содержание и структура дисциплины
Введение в предмет «Организация и методика научно-педагогической деятельности».

Раздел (модуль) 1. Теоретические традиции образования и представление о деятельности: философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности; современное образование: поиск исследования; социально-философский анализ образовательной деятельности

Раздел (модуль) 2. Основы деятельности: педагогическая деятельность; социально-педагогическая деятельность.

Раздел (модуль) 3. Процессы деятельности: онтологический подход к анализу образовательного процесса; педагогический процесс; социализирующий процесс.

Раздел (модуль) 4. Значение методов обучения в педагогической деятельности: цели и этапы развития организационных форм педагогической деятельности; основные типы и методы обучения в педагогической деятельности.

Раздел (модуль) 5. Организация научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности: социально-философский анализ научно-педагогической деятельности; социально-педагогическое исследование; разработка программы исследования; работа над научным материалом; методика изложения и стилистика научной работы; педагогическая практика.



Структура дисциплины


№ тем

Тематический план

Лек.

Сем., практ.

Прак


Сам.раб

Тема 1

Введение в предмет. Задачи курса.

0,5




1




Раздел I. Теоретические традиции образования, представления о деятельности.










Тема 2

Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности.

0,5

2

2

Тема 3

Социально-философский анализ образовательной деятельности.

0,5

2

2




Раздел II. Основы деятельности










Тема 4

Педагогическая деятельность

0,5

2

2

Тема 5

Социально-педагогическая деятельность

0,5

2

2




Раздел Ш. Процессы деятельности.










Тема 6

Онтологический подход к анализу образовательного процесса.

0,5

2

2

Тема 7

Педагогический процесс.

0,5

2

2

Тема 8

Социализирующий процесс.

0,5

2

2




Раздел IV. Значение методов обучения в педагогической деятельности.










Тема 9

Цели и этапы развития организационных форм педагогической деятельности.

0,5

2


2

Тема 10

Основные типы обучения в педагогической деятельности.

0,5

2

4

Тема 11

Поурочный план

0,5

2

4




Раздел V. Организация научно-педагогической деятельности.










Тема 12

Социально-философский анализ научно-педагогической деятельности.

0,5

2

4

Тема 13

Работа над научным материалом.

1

4

4

Тема 14

Методика изложения содержания и стилистика

0,5

2

4

Тема 15

Педагогическая практика

0,5

2

4




Итого:

8

30

43


Содержание разделов дисциплины

«Организация и методика научно-педагогической деятельности»
Ведение в предмет и задачи курса

Учебная дисциплина «Организация и методика научно-педагогической деятельности» и ее основные цели:

–дать основы организации научно-педагогической деятельности;

– овладеть методикой научно-педагогической деятельности;

– подготовить магистров к научно-педагогической практике.

Связь учебной дисциплины с философией образования, педагогикой, методикой преподавания предмета и др.

Овладение теоретическими знаниями и методикой научно-педагогической деятельности.
Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н.В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел I. Теоретические традиции образования

и представления о деятельности
Тема 1. Философский взгляд на образование как форму

человеческой деятельности

Истоки понятия «образование». Историческое становление феномена образования. Стадии образования.

Образование эпохи Возрождения.

Образование в эпоху Просвещения.

Кант и Гегель об образовании.

Взаимосвязь образования и здравого смысла.

Образование – специфический феномен культуры.

Стратегии развития образования в философском осмысление. Взаимоотношения образования и среды (социума).



Вопросы


1. Культурно-историческая трактовка понятия «образование».

2. Характеристика стадий образования.

3. Философское осмысление образования Платоном и Аристотелем.

4. Учения Канта и Гегеля об образовании.

5. Современная интерпретация образования как «образ мира и места человека в нем».

Литература

1. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

2. Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

Тема 2. Современное образование: поиск исследования


Донаучное образование.

Новизна и практическая значимость философии образования. Понятие «философия образования». Концептуальное видение философии образования.

Основные подходы к определению статуса философии образования.

Науковедческий и философско-образовательный подходы в рефлексивном анализе наук об образовании.

Новшества в российском образовании.

В.Я. Нечаев об осмыслении основ философии образования.

Пересечение философии образования и социальной философии: соединение общих философских идей с образовательными решениями.

Философско-образовательный анализ и синтез конкретных аспектов образовательной деятельности.



Вопросы


1. Влияние природного образования на философию.

2. Содержательная характеристика понятия «философия».

3. Методологические и мировоззренческие функции философии.

4. Понятие «философия образования».

5. Проблема сути и цели образования в проблематике философии образования.

6. Новизна и практическая значимость философии образования.

7. Три основных подхода к определению статуса философии образования.

8. Проблемы современного образования в контексте философского знания.


Литература

1. Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

2. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

3. Гершунский Б. С. Философия образования. – М., 1998.

4. Лекторский В. А. О философском взгляде на образование // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

5. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

6. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.–200 с.

7. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Статьи - лекции. М., 1993.



Тема 3. Социально-философский анализ

образовательной деятельности


Научные предпосылки возникновения и развития социальных форм человеческой деятельности.

Теория особенного и всеобщие основы осознания бытия людей.

Развернутое обоснование термина «деятельность». Понятие «деятельность» как принцип объяснения человеческого бытия (Г. С. Батищев, О. Г. Дробницкий и Э. Г. Юдин).

Не однозначное толкование деятельности в работах отечественных ученых (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев).

Социально-философское понятие «деятельность» (В. Е. Кемеров, С. Э. Крапивенский).

Предметность деятельности и ее социальное качество.

Качественная сторона деятельности людей.

Теория образовательной деятельности и ее предметы.

Образование как форма человеческой деятельности. Понятие «предметности педагогической деятельности». Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.
Вопросы

1. Различия теоретической деятельности.

2. Обоснование термина «деятельность».

3. Толкование деятельности в работах отечественных ученых.

4. Методологические и теоретические концепции деятельности.

5. Социально-философское понятие «деятельность».

6. Предметность деятельности.

7. Предметы теории образовательной деятельности.

8. Предметность педагогической деятельности.

9. Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.


Литература

1. Борцов Ю. С. Образование в век информации: Человек и новые информационные технологии обучения / Под науч. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Г. Волкова. – М.: Высшая школа, 1997. – 320 с.

2. Буева Л. П. Человек, деятельность и общение. – М., 1994.–109 с.

3. Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. 1970. Вып. 5. С. 43–53.

6. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996.–215 с.

7. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 180 с.

8. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел II. Основы деятельности
Тема 1. Педагогическая деятельность

Содержание педагогической деятельности. Цели и принципы как некие научные идеи.

Античная эпоха как своеобразный носитель научных идей. Смысл и значение системы образования Аристотеля. Главные факторы совершенствования человека.

Система устройства идеального государства Платона. Платоновская истина как идея наивысшего блага.

Эвристические методы познания Сократа, смысл их идеи.

Основные ценности сократовского подхода к педагогической деятельности.



Вопросы


1. Каким образом педагогическая мысль определяла развитие научной мысли.

2. Чем определяется противоречивая взаимосвязь творчества, философии и обыденной педагогики?

3. Каким образом принципы классической науки оказывают влияние на образование?

4. Какие факторы определили научные основы формирующего подхода к образованию?

5. Чем вызвана необходимость использовать «собственно человеческое начало» в образовании (по Сократу)?

6. Почему гуманистические основы педагогики оказались несвоевременными для эпохи античности.


Литература

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

Тема 2. Социально-педагогическая деятельность


Термин «социально-педагогическая деятельность», его определение.

Характер деятельности.

Компоненты социально-педагогической деятельности.

Проявление активности деятельности. Условия эффективности и качества деятельности в социальной сфере.

Взаимодействие личностных культур воспитателя и воспитуемого.

Результат социально-педагогической деятельности.

Изменения в субъекте и объекте социально-педагогической деятельности.
Вопросы

1. Термин «социально-педагогическая деятельность».

2. Характеристика социально-педагогической деятельности.
Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н В. Основы социальной педагогики. – Нальчик, 2003. – 58 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Шахзадова Н. В. Социальный педагог и его деятельность: Учебное пособие. – Нальчик, 1995. – 58 с.



Тема 3. Социально-философский анализ


научно-педагогической деятельности

Зарождение научно-педагогической науки. Основная задача науки.

Организационно-содержательные основы исследования.

Информационно-диагностические основы исследования социальной работы. Исследовательские функции.

Наука социальной работы как теоретическая дисциплина. Исследования социальной работы.

Количественные и качественные методы исследования.

Качественно-эмпирические исследования. Исследование социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства.

Вопросы


1. Зарождение научно-педагогической науки.

2. Методология исследования социально-педагогической концепции.

3. Исследование проблем социальной работы.

4. Качественные и количественные методы исследования.


Литература

1. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., Тула, 1993. Т. 1, с. 127–134.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов – н./Д., 1999. – 560 с.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.


Раздел III. Процессы деятельности
Тема 1. Онтологический подход к анализу образовательного процесса

Онтология Платона. Платоновские эйдосы – не вещи, а то, чем вещь должна быть, когда не подлинное бытие не затмевает ее сущность.

Эйдосы Аристотеля. Ведущие первопричины бытия.

Модель бытия Аристотеля.

Подход к анализу современного образовательного процесса. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.

Связь обучения и развития человека.

Развитие и становление сущностных сил ребенка, а также воспитания, образования и обучения.
Вопросы

1. Образовательный идеал Платона.

2. Процесс в онтологических схемах.

3. Герменевтический анализ современного образовательного процесса.

4. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.
Литература

1. Аристотель. О небе. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1981. Т. 3, с. 322–324.

2. Гадамер Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988, с. 352.

3. Платон. Тимей. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1990. Т. 3.


Тема 2. Педагогический процесс
Учебная дисциплина – модель определенного вида или сферы профессиональной деятельности.

Проектирование учебного плана. Основные требования к реализации учебного плана. Структура учебного плана.

Учебная программа. Требования к учебной программе.

Учебная деятельность – одна из организационно-дидактических форм, направленная на формирование профессиональной компетентности.


Вопросы

1. Учебная дисциплина.

2. Учебный план.

3. Учебная программа.


Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной работы. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 116 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.


Тема 3. Социализирующий процесс

Люди и вещи в процессах человеческой деятельности.

Философская функция понятия «процесс» в традиционном противопоставлении «вещи – процессы».

Социальные процессы – совокупность человеческих действий и понятие социального процесса в содержании социально-философского познания.

Вопрос о процессуальности человеческого бытия.

Социализирующий процесс – процесс по социальному преобразованию вещей и людей в различных формах человеческого бытия и человеческой деятельности.

Многомерность социализирующего процесса.
Вопросы

1. Процессы в понимании человеческой деятельности.

2. Представление о социализирующем процессе.

3. Многомерность социализирующего процесса.


Литература

1. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 215 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: теоретико-методологический аспект / Под. ред. д. ф. н., проф. Р. Х. Кочесокова. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. – Нальчик. Каб.-Бал. ун-т, 2003. – 58 с.

4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

5. Шахзадова Н. В. Социализирующая деятельность в структуре образования: социологический аспект. – Нальчик, 1999.



Раздел 4. Значение методов обучения в педагогической деятельности
Тема 1. Цели и этапы развития организационных форм

педагогической деятельности
Цели успешности процесса обучения. Иерархия целей: цели образования в обществе; цели в системе непрерывного образования; цели в учебном процессе конкретного образовательного учреждения; цели в учебном предмете и деятельности учителя.

Внешняя и внутренняя направленность цели образования.

Образцы школ древневосточных цивилизаций.

Развитие теории и практики обучения в эпоху античности, греко-римской древности.

Педагогический идеал Средневековья.

Педагогический идеал в эпоху Возрождения.

Педагогический идеал Реформации.

Концепции целостного развития личности в эпоху Просвещения.

Особенности педагогического идеала человека в русской педагогике.

Цели воспитания в ходе истории человеческого общества. Теория образовательной деятельности.
Вопросы

1. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции.

2. Особенности педагогического идеала эпохи средневековья.

3. Педагогический идеал Возрождения и Реформации.

4. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности.

5. Специфика педагогического идеала в России.



Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – Сант-Петербург, 2000.

2. Михайлов Ф. Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5–39.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

4. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. – 608 с.

5. Шахзадова Н. В. Перспективы развития социального образования и подготовки специалистов социализирующей деятельности. – М.: Социально-технологический институт, 1998. – 221 с.



Тема 2. Основные типы обучения в педагогической деятельности


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация и методика научно-педагогической и исследовательской деятельности»
730.02kb.
Программа учебной дисциплины днм. 04. Компьютерные технологии в науке и образовании
60.18kb.
«гигиена и экология человека»
83.42kb.
Метод проектов как средство подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
61.85kb.
К программе учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы» Область применения программы
60.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «педагогика»
459.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «практикум по изобразительной деятельности»
258.88kb.
К программе учебной дисциплины математика
33.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания дошкольников»
500.14kb.
Программа учебной дисциплины основы исследовательской работы
93.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 15 Безопасность жизнедеятельности для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
49.41kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент»
32.05kb.