Главная | стр 1стр 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Кафедра теории и истории социальной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социальной медицины» Направление 040400.62 – Социальная работа Профиль «Социальная работа в системе социальных служб» Степень «Бакалавр социальной работы» Очная форма обучения Нальчик 2011
Заведующий кафедрой управления социальной работой Нальчикского филиала Белгородского университета, кандидат социологических наук Апикова М.Р. Рабочая программа дисциплины «Основы социальной медицины»/сост. А.К.Агнокова – Нальчик: ФГБОУ, 2011. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа во втором семестре. Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «08» декабря 2009 года №709 Составитель: кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы Агнокова А.К. «__»____________2011 г._______________ Содержание 1.Цели и задачи освоения дисциплины..........................................................................4 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………4
Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной…………………………………………………...4 3.1.1.Общекультурные компетенции (ОК)…………………………………………….5 3.1.2.Профессиональные компетенции (ПК)…………………………………………..5 3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной………………….6
4.1.Содержание разделов дисциплины…………………………………………………7 4.2.Структура дисциплины…………………………………………………………….13 4.3.Лекции и практические занятия…………………………………………………...14 4.4.Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………………….23
6.1.Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяющие степень формированности компетенций (разделы-модули 1-3)…………………………………………………...26 6.1.1.Вопросы для проведения текущего контроля…………………………………..26 6.1.2.Оценочные средства (образцы тестов)………………………………………….30 6.1.3.Вопросы к экзамену………………………………………………………………42
Программа дисциплины «Основы социальной медицины» составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению 040400.62 «Социальная работа» (первый год).
Учебная дисциплина «Основы социальной медицины» относится к базовой части профессионального цикла в структуре ООП бакалавриата Б3. Рассчитана на один семестр. Предваряют изучение названного предмета знания по «Истории социальной работы», «Теории социальной работы», «Этике социальной работы» и ряда других дисциплин. Независимо от избранной специализации и будущего места работы, профессиональный социальный работник будет иметь дело с клиентом, у которого в большей или меньшей мере имеются проблемы со здоровьем. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. А социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию. Проблема здоровья как глобальная неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и в состоянии болезни. Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на человека, необходимо учитывать множество взаимосвязей между медициной, социальной работой и обществом.
При изучении «Основ социальной медицины» предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий и т.п.). Удельный вес занятий проводимых в интерактивной форме, составляет 20% аудиторных занятий, т.е. 14 часов из 72.
Студент, осваивающий программу бакалавриата, в том числе «Основы социальной медицины» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - быть готовым работать в коллективе (ОК-3); - уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-8); - владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф (ОК-15).
- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности, по проблемам социализации, реабилитации (ПК-3); - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов разных уровней (ПК-11); - быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи; - быть готовым к использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального благополучия (ПК-17); - быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24); - быть способным к работе с персоналом в учреждениях медико-социальной помощи (ПК-27).
- основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье; - организацию медико-социальной помощи населению; - содержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - социально-медицинские аспекты здорового образа жизни; - общие принципы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний; - социально-медицинские аспекты планирования семьи; - основы психического здоровья; - основы реабилитации инвалидов; - вопросы биомедицинской этики; - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - рекомендации Всемирной организации здравоохранения; - место и роль специалистов в оказании медико-социальной помощи
- умением анализировать показатели здоровья, демографические показатели; - формами, средствами и методами гигиенического воспитания; - навыками формирования здорового образа жизни различных групп клиентов; - навыками консультирования по вопросам планирования семьи; - методикой составления индивидуальной программы реабилитации инвалида; - умением оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; - навыками взаимодействия с медицинскими работниками по решению проблем клиентов.
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов (5 зачетных единиц) Распределение трудоемкости в часах по видам аудиторной и самостоятельной работы
4.3.Лекции и практические занятия. Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины. Лекция- 1 ч. Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005. 2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория,технология и образование. М:, Наука, 1998. 3. Матрос Л.Г. Социальные аспекты здоровья – Новосибирск, 1992. 4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань: НПО «Медикосервис», 1998. 5. Черносвитов Е.В. Софиальная медицина: Учебное пособие, М.: ВЛАДОС, 2004.
Литература: 1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье.- М.: ФиС, 1984. 2. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. 3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.- М.: ФиС, 1990. 4. Казначеев В.П. с соавт.Этюди интегральной медицины и Валеологии.- СПб, 1997. 5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство / под ред. Ю.П.Лисицина, - Казань, 1998.
- показатели естественного движения населения; - показатели заболеваемости и болезненности; - инвалидность; - физическое развитие; - показатели механического движения населения. 3. Показатели индивидуального здоровья. Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005. 2. Гундарев И.А. Почему умирают в России. Как нам выжить? (Факты и аргументы) – М, 1995. 3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство, под ред. Ю.П. Лисицина. – Казань, 1998. 4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. Учебник. – М.: Мастерство, 2002. Тема 4. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.) Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины, учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005. 2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М, 1990. 3. Вайнер Э.Н. Валеолгия: учебник для ВУЗов. – М.: Флинта: Наука, 2001. 4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. Тема 5. Системы здравоохранения в России и организация лечебно-профилактической помощи населению. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.) Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005. 2. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управление здравоохранением: учебное пособие. – СПб, 1997. 3. Основы социальной работы: учебник/ отв. редактор П.Д.Павленок. – М.: Медицина, 1996. 4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. Тема 6. Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья. Лекция- 1ч. Семинар – 3ч. Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005. 2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. 3. Энциклопедия социальной работы: ВЗТ: пер. с анг./ под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины. – М.: 2005. 2.Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М., Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001. 3.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие.: изд. Центр Владос, 2003. Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005. 2.Основы медико-биологических дисциплин: учебное пособие/под ред. В.П.Соломина; Л.П. Макаровой.- СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. 3.Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. Тема 9. Основные неинфекционные заболевания. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. (ИФ-1ч.) Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.: Академический проект, 2005. 2.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология и образование. – М.: Наука, 1999. 3.Основы социальной работы/под ред. М.Ханжина.- М, 2001. 4.Тен Е.Е. Основы медицинских знаний.- М.: Мастерство, 2002.
Литература: 1.Несевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей.: учебник.- М.: Медицина, 1990. 2.Шувалов В.П. Инфекцинные болезни.- М.: Медицина, 1996.
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.:Академический проект, 2005. 2. Мосин В.Г., Нечипоренко П.И. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: учебное пособие. – СПб, 1995. 3. Проблема туберкулеза не дает покоя//Медицинская газета. М., 2003.№48. 4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. – М.: Мастерство, 2002. 5. Шайхаев Г.О. Туберкулез – проблема не только социальная//Природа. М., 1999. №1. Тема 12. Синдром приобретенного иммунодефицита человека – СПИД. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. (ИФ-1 ч.) Вопросы:
Литература: 1.Абрамкин В.Ф. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве. М.: Права человека, 2002. 2.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.: академический проект 2005. 3.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999. 4.Сепиашвили Г.И. СПИД.- Цхалтубо, 1987. 5. Черносвитов Е.В.: учебник для ВУЗов. – М, 2003. Тема 13. Социально-медицинские аспекты планирования семьи. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.В. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М., 2005. 2.Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2007. 3. Половое воспитание: учебник для ВУЗов.- Ростов-на-Дону, 2001. 4.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие для ВУЗов.-Владос, 2003. Тема 14. Аборт как социально-медицинская проблема. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное посоюбие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005. 2. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2007. 3.Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник – М.: Мастерство, 2002.
Литература: 1.Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии:, учебное пособие.- М, 2001. 2.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учебное пособие для ВУЗов. – М, 1999. 3.Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007.
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М., Академический проект, 2005. 2.Блинков Ю.А. с соавт. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» 2002. 3.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. – М., 2006.
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для ВУЗов. – М,: Академический проспект 2005. 2.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. /Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. АСТ., 2000. 3.Галинская Л.А., Романовский В.Е. Первая помощь в ожидании врача. – Ростов-на-Дону:, ФЕНИКС, 2000. 4. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2000. Тема 18. Биомедицинская этика. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебной пособие для ВУЗов.- М.:, академический проект, 2005. 2.Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. 3.Энциклопедия социальной работы: ВЗТ., перв. с англ./под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. 4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины.
5. Интерактивные образовательные технологии. В соответствии с требования ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров Социальной работы в ходе изучения тем предусматривается использование активных и интерактивынх форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий составляет 20 % от общего числа аудиторных занятий, т.е. 14 часов по Основам социальной медицины. Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 6.1. Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяемые степень сформированности компетенций. 6.1.1. Вопросы для проведения текущего контроля. следующая >> Смотрите также: Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Направление 040400. 62 Социальная работа
634.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального образования» Направление 040400. 62 Социальная работа
379.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория социальной работы» Направление 040400. 62 - социальная работа
868.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы» Направление 040400. 62 Социальная работа
288.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию социальная работа» Направление 040400. 62 Социальная работа
418kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства и гражданского общества»
314.28kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы социальной философии» Направление 040400. 68 Социальная работа
1235.62kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы»
382.18kb.
Рабочая программа по дисциплине в3 «Социология управления» Направление 040400. 68 Социальная работа. Магистерская программа «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»
314.99kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
484.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе»
574.69kb.
К программе учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы» Область применения программы 60.3kb.
|