Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

Тербунского района Липецкой области

Согласовано:

Председатель Методического Совета

_____________________ О.Н. Гулевская

протокол № _______ от______________



Утверждена приказом

директора МОУ СОШ

с. Вторые Тербуны _________А.И. Понарьин

от_________ № ____________



Рабочая программа

Элективного курса по математике «Нестандартная математика»

для 9 класса

на 2010-2011 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего (основного или среднего) образования на базовом уровне

Учитель математики Стрельникова Т. Н.

 
 
2010-2011



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственною (итоговую) аттестацию (в новой форме) по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.

Особенности такого экзамена: состоит из двух частей; на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени; первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме; вторая часть – в традиционной форме; оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольными измерительными материалами».

Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.



Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;

Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 59 классы;

Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.



Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

самоконтроль времени выполнения заданий;

оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

прикидка границ результатов;

прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

Выражения и их преобразования.

Уравнения и системы уравнений.

Неравенства.

Координаты и графики.

Функции.

Арифметическая и геометрическая пргрессии.

Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий


Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 510 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.



Тема 2. Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробных рациональных и уравнений высших степеней).



Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.



Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.



Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим видом. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.



Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.



Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула н-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма первых членов. Комбинированные задачи.



Тема 8. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.



Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.



Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.



Тема 11. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольных измерительных материалов для ЕГЭ (первая часть).



Тема 12. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольных измерительных материалов для ЕГЭ (полный текст).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Числа и выражения. Преобразование выражений – 4 часа

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.



Уравнения – 3 часа

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробных рациональных и уравнений высших степеней).



Системы уравнений - 3 часа

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.



Неравенства - 3 часа

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.



Координаты и графики - 2 часа

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим видом. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.



Функции - 3 часа

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.



Арифметическая и геометрическая прогрессии - 2 часа

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула н-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма первых членов. Комбинированные задачи.



Текстовые задачи - 4 часа

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.



Уравнения и неравенства с модулем - 3 часа

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.



Уравнения и неравенства с параметром - 3 часа

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.



Обобщающее повторение - 4 часа

Решение задач из контрольных измерительных материалов экзамена.


ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

  • знать/понимать

  • Свойства степени с натуральным и целым показателями.

  • Свойства арифметического квадратного корня.

  • Стандартный вид числа.

  • Формулы сокращённого умножения.

  • Приёмы разложения на множители.

  • Выражение переменной из формулы.

  • Способы решения различных уравнений

  • Различные методы решения систем уравнений

  • Способы решения различных неравенств

  • Область определения выражения.

  • Системы неравенств.

  • Определение арифметической и геометрической прогрессий.

  • Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

  • уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики функций;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;

  • решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром;

  • решать задачи из контрольных измерительных материалов экзамена.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Ким Е.А. Алгебра. Поурочные планы по учебнику А. Г. Мордковича 79 классы. Волгоград: «Учитель», 2006.

Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.

Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: «Эксмо», 2007.

Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика. 9 класс. Подготовка к «малому ЕГЭ». М.: «Эксмо», 2007.

Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.

Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.

Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 79 классы. М.: «Мнемозина», 2004.

Программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами" Лубнина Светлана Юрьевна, учитель математики
СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР____________ О.Н. Гулевская


Календарно-тематический план элективного курса по математике «Нестандартная математика» для 9 класса на 2010 – 11 уч. год



п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол час

Тип урока


Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контр

С примен

План

Факт

ЭОР

Учеб-лабор и нагл обор































I







Числа и выражения.

Преобразование выражений

4
















1.1







Свойства степени с натуральным и целым показателями Стандартный вид числа

1

КУ

Развитие навыков тождественных преобразований.

УО

И

К Т

1.2







Свойства арифметического квадратного корня.

1

УП

УО

И

Т

1.3







Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители.

1

УП

УО

И

Т

1.4







Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной

1

УРЗ

СР

И

К































II







Уравнения.

3
















2.1







Способы решения линейных уравнений

1

КУ

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами

УО

И

К

2.2







Способы решения квадратных уравнений и уравнений сводимых к ним,

1

КУ

УО

И

К

2.3







Способы решения дробнорациональных и уравнений высших степеней

1

УП

СР

И

К































III







Системы уравнений.

3
















3.1







Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения)

1

КУ

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

СР

И

К

3.2







Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения)

1

УРЗ

СР

И

К










Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

1

УРЗ

СР

И

К































IV







Неравенства.

3
















4.1







Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных

1

КУ

Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

УО

И

К

4.2







Метод интервалов. Область определения выражения.

1

УП

СР

И

К

4.3







Системы неравенств.

1

УП

СР

И

К




























К

V







Координаты и графики.

2
















5.1







Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием

1

КУ

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках

УО

И

К

5.2







Уравнения прямых, парабол, гипербол.

1

КУ

УО

И

Т































VI







Функции

3
















6.1







Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.)

1

КУ

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

УО

И

Т

6.2







«Считывание» свойств функции по её графику.

1

КУ

УО

И

К

6.3







Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

1

КУ

СР

И

К































VII







Арифметическая и геометрическая прогрессии

2
















7.1







Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула энного члена.

1

КУ

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

УО

И

Т

7.2







Характеристическое свойство. Сумма первых членов. Комбинированные задачи.

1

КУ

УО

И

Т































VIII







Текстовые задачи.

4
















8.1







Задачи на проценты. Задачи на «концентрацию»

1

УРЗ

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

СР

И

К

8.2







Задачи на «смеси и сплавы»

1

УРЗ

СР

И

К

8.3







Задачи на «работу».

1

УРЗ

СР

И

К

8.4







Задачи геометрического содержания.

1

УРЗ

СР

И

К































IX







Уравнения и неравенства с модулем.

3
















9.1







Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля.

1

КУ

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

УО

И

Т

9.2







Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

1

КУ

УО

И

К

9.3







Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

1

УП

СР

И

К































X







Уравнения и неравенства с параметром.

3
















10.1







Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения.

1

КУ

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

УО

И

Т

10.2







Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.

1

КУ

МД

И

К

10.3







Системы линейных уравнений.

1

УП

СР

И

К































XI







Обобщающее повторение

2
















11.1







Решение задач из контрольных измерительных материалов (первая часть)

1

УЗ

Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

ТЕСТ

И

К

11.2







Решение задач из контрольных измерительных материалов (вторая часть)

1

УЗ

ТЕСТ

И

К































XII







Обобщающее повторение

2















12.1







Решение задач из контрольных измерительных материалов (полный текст)

1

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста ЕГЭ.

ТЕСТ

И

К

12.2







Решение задач из контрольных измерительных материалов (полный текст)

1

Тестирование

ТЕСТ

И

К






Сокращения

КУ

Комбинированный урок

УС

Урок - семинар

УП

Урок - практикум

УРЗ

Урок – решения задач

УЛ

Урок - лекция

УИ

Урок – изучение нового материала

УСКЗ

Урок систематизации и коррекции знаний

УЗ

Урок закрепления изученного

УО

Устный опрос

СР

Самостоятельная работа

ФО

Фронтальный опрос

ПР

Практическая работа

КР

Контрольная работа

МД

Математический диктант

ДМ

Диск. 1-с. Математика 5 – 11 кл. Практикум.

ДОК

Диск. 1-с. Алгебра 7 – 11. Образовательная коллекция.

ДУМК

Диск. Алгебра 7 – 9. Современный учебно-методический комплекс.

П

Презентация

И

Интерактивная доска

К

Карточки

Т

Таблица

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа Элективного курса по математике «Нестандартная математика» для 9 класса на 2010-2011 учебный год
212.46kb.
Рабочая программа по математике для 4 класса на 2011 2012 учебный год Разработчик программы Учитель начальных классов
173.27kb.
Рабочая программа элективного курса по математике «Линейное программирование»
246.09kb.
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 11 класса на 2010-2011 учебный год
231.52kb.
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана применительно к примерной программе «Математика 5-6 класс»
708.8kb.
Рабочая учебная программа элективного курса основного общего образования 8 класс 2011-2012 учебный год
84.97kb.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса 2011-2012 учебный год Количество часов: 119 в год 4 часа в 1 полугодии
271.49kb.
Рабочая программа Элективного курса по технологии Выбор профессии для 9 класса
221.24kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Рабочая программа по математике для 2 класса Чеботарёвой Светланы Викторовны учителя начальных классов 2013-2014учебный год
500.53kb.