Главная стр 1
скачать
Побединская средняя ( полная ) общеобразовательная школа

659436, Алтайский край, Целинный район, с Победа , ул. Ленина, тел 36410

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор

__________Шевчук О.А _______Шевчук О.А. ____Лисовенко Н. Ю.. .

__ _____20__г __ ____20__г __ ______20_



Рабочая программа

Элективного курса по технологии

Выбор профессии

для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе: программы курса Технологии для 9 класса общеобразовательных учреждений В. Д.Симоненко 5-е изд. Москва «Просвещение» 2010 года.

на 2012-2013 учебный год

Составитель: Гордеев М. В.

учитель технологии 2 квалификационной категории

2012г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по технологии В. Д. Симоненко.

составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004г. и примерной программы основного общего образования по Технологии. На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания по технологии в 9 классе реализуется на базисном уровне.

Элективный курс по технологии в 9 классе является продолжением изучения технологии, начатом в 5-8 классах .

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение технологии в 9 классе всего 68 часов в 2 часа в неделю.

Цели и задачи изучения предмета

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы; способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,
определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростков направления продолжения образования; способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:


понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
типы образовательных учреждений;
классификацию профессий;
виды и задачи элективных курсов;
понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
возможности приобретения профессии;
возможные пути получения профессионального образования;
возможности рынка образовательных услуг региона;
особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:


определять предмет и задачи курса;
различать формы обучения;
определять типы образовательных учреждений;
находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками.
Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения) или
Мини-проекта «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения),
проекта «Моя профессия», сочинение «Образ будущего».

Концепция программы:

Программа способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Изменений нет



Технологии, методы, приемы обучения

В рамках преподавания курса освоены и эффективно используются современные информационные и коммуникативные технологии. ( личностно-ориентированное обучение, модульная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Использую формы занятий:

-работа в малых группах

-проектная работа

-подготовка сообщений, рефератов

-исследовательская деятельность

-информационно-поисковая деятельность

Формы деятельности учащихся

-устные сообщения

-обсуждения

-мини-ситуации

- работа со словарями, справочниками ,энциклопедиями, Интернет- ресурсами

- защита презентаций

-рефлексия

Формы контроля знаний

Тестовые задания; фронтальный и индивидуальный опрос;; творческие задания (защита рефератов и проектов, презентации)

Календарно тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Название темы

(9-й класс)



Теоретическая часть

Практическая часть

ВЫБОР ПРОФЕССИИ (68 часов).

1

1


Предмет и задачи курса.

Цели и задачи курса.

Методика «Самооценки»

2

1


Внутренний мир человека.

Что такое самооценка.

Методика «Самооценки»

3

1


Многообразие мира профессий. (Интернет)

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.

Методика «Кто я?»

4

1


Многообразие мира профессий. (Интернет)

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

Карточки – задания. Интернет.

5

1

Типичные ошибки при выборе профессии.



Факторы выбора профессии и типичные ошибки.

Форма семинара. Карточки – задания.

6

1

Типичные ошибки при выборе профессии.

Факторы выбора профессии и типичные ошибки.

Форма семинара. Карточки – задания.

7

1

Интересы, склонности, возможности в профессиональном выборе.

Сущность понятий «профессиональные намерения, интересы», «мотивы, склонности».

Методики: «Карта интересов», ДДО

8

1

Интересы, склонности, возможности в профессиональном выборе.

Сущность понятий «профессиональные намерения, интересы», «мотивы, склонности».

Методики: «Карта интересов», ДДО

9

1


Профессиональные способности.

Понятие «способности». Классификация способностей. Коммуникативные способности.

Методика -«КОС-1».Тренинг по общению.

10

1


Профессиональные способности.

Понятие «способности». Классификация способностей. Коммуникативные способности.

Методика -«КОС-1».Тренинг по общению.

11

1


Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Методика «Оценка способностей»

12

1


Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Методика «Оценка способностей»

13

1

Профессиональная карьера и здоровье.



Понятие «профпригодность».

Взаимосвязь здоровья и выбора профессии.



Упражнения с заданиями. Анкета здоровья.

14

1

Профессиональная карьера и здоровье.

Понятие «профпригодность».

Взаимосвязь здоровья и выбора профессии.



Упражнения с заданиями. Анкета здоровья.

15

1

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении.

Характер. Мотивы как побудители деятельности.

Методика «Мотивы выбора профессии», Карточки – задания.

16

1

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении.

Характер. Мотивы как побудители деятельности.

Методика «Мотивы выбора профессии», Карточки – задания.

17

1


Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении.

Характер. Мотивы как побудители деятельности.

Методика «Мотивы выбора профессии», Карточки – задания.

18

1


Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении.

Характер. Мотивы как побудители деятельности.

Методика «Мотивы выбора профессии», Карточки – задания.

19

1


Темперамент в профессиональном становлении личности.

Основные свойства нервных процессов, определяющий тип нервной системы. Темперамент, его типы и свойства.

Методика «Айзенка». Методика изучения свойств нервной системы.

20

1


Темперамент в профессиональном становлении личности.

Основные свойства нервных процессов, определяющий тип нервной системы. Темперамент, его типы и свойства.

Методика «Айзенка». Методика изучения свойств нервной системы.

21

1

Эмоциональное состояние личности.



Эмоции, чувства. Основные формы эмоциональных состояний: Чувства, аффект, страсть.

Диагностика психических состояний. Игры и упражнения по обучению техники релаксации.

22

1

Эмоциональное состояние личности.

Эмоции, чувства. Основные формы эмоциональных состояний: Чувства, аффект, страсть.

Диагностика психических состояний. Игры и упражнения по обучению техники релаксации.

23

1

Психологические процессы их роль в профессиональном самоопределении.

Понятие о восприятии, внимании. Роль внимания в деятельности человека.

Диагностика способностей зрительного, слухового, тактильного восприятия.

24

1

Психологические процессы их роль в профессиональном самоопределении.

Понятие о восприятии, внимании. Роль внимания в деятельности человека.

Диагностика способностей зрительного, слухового, тактильного восприятия.

25

1


Психологические процессы их роль в профессиональном самоопределении.

Понятие о восприятии, внимании. Роль внимания в деятельности человека.

Диагностика способностей зрительного, слухового, тактильного восприятия.

26

1


Индивидуальные стили переработки информации.

Понятие о памяти и мышлении. Мышление и воображение. Творчество и профессиональная карьера.

Диагностика видов памяти.

Психологические игры и упражнения на развитие памяти.


27

1


Индивидуальные стили переработки информации.

Понятие о памяти и мышлении. Мышление и воображение. Творчество и профессиональная карьера.

Диагностика видов памяти.

Психологические игры и упражнения на развитие памяти


28

1


Индивидуальные стили переработки информации.

Понятие о памяти и мышлении. Мышление и воображение. Творчество и профессиональная карьера.

Диагностика видов памяти.

Психологические игры и упражнения на развитие памяти


29

1

Выбор профессии.



Стратегия выбора профессии. Схема построения профессионального образа будущего. Многообразие мира профессий.

Методика «Незаконченные предложения», упражнения «Цепочка профессий», день из жизни».

30

1

Выбор профессии.

Стратегия выбора профессии. Схема построения профессионального образа будущего. Многообразие мира профессий.

Методика «Незаконченные предложения», упражнения «Цепочка профессий», день из жизни».

31

1

Выбор профессии.

Стратегия выбора профессии. Схема построения профессионального образа будущего. Многообразие мира профессий.

Методика «Незаконченные предложения», упражнения «Цепочка профессий», день из жизни».

32

1

Выбор профессии.

Стратегия выбора профессии. Схема построения профессионального образа будущего. Многообразие мира профессий.

Методика «Незаконченные предложения», упражнения «Цепочка профессий», день из жизни».

33

1


Анализ профессий.

Основные признаки профессиональной деятельности: предмет, цель, средство, орудие труда. Профессиограммы, психограммы. Формула профессий.

Конкурс «Угадай профессию». Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.

34

1


Анализ профессий.

Основные признаки профессиональной деятельности: предмет, цель, средство, орудие труда. Профессиограммы, психограммы. Формула профессий

Конкурс «Угадай профессию». Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.

35

1


Анализ профессий.

Основные признаки профессиональной деятельности: предмет, цель, средство, орудие труда. Профессиограммы, психограммы. Формула профессий

Конкурс «Угадай профессию». Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.

36

1


Анализ профессий.

Основные признаки профессиональной деятельности: предмет, цель, средство, орудие труда. Профессиограммы, психограммы. Формула профессий

Конкурс «Угадай профессию». Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.

37

1

Ведущие типы профессий.



Профессии типа «человек – Художественный образ», «человек – техника». Предмет труда этих профессий.




38

1

Ведущие типы профессий.

Профессии типа «человек – Художественный образ», «человек – техника». Предмет труда этих профессий.

Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

39

1

Ведущие типы профессий.

Профессии типа «человек – Художественный образ», «человек – техника». Предмет труда этих профессий.

Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

40

1

Ведущие типы профессий.

Профессии типа «человек – Художественный образ», «человек – техника». Предмет труда этих профессий.

Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

41

1


Ведущие типы профессий.

Профессии типа «человек – Художественный образ», «человек – техника». Предмет труда этих профессий.

Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

42

1


Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Современный рынок труда, его структура. Занятость населения, безработица.

Тест оценки предпринимательских способностей.

43

1


Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Современный рынок труда, его

структура. Занятость населения, безработица.



Тест оценки предпринимательских способностей.

44

1


Готовность к профессиональной карьере.

Способность перестраивать характер деятельности и самого себя.

Методика ОПГ.

45

1

Готовность к профессиональной карьере.



Способность перестраивать характер деятельности и самого себя.

Методика ОПГ.

46

1

Оценка способности школьников к выбору профессии.

Обобщение и корректировка: Выявление предпочтительных групп профессий для учащихся.

Методика «За и против -1»

47

1

Оценка способности школьников к выбору профессии.

Обобщение и корректировка: Выявление предпочтительных групп профессий для учащихся.

Методика «За и против -1»

48

1

Оценка способности школьников к выбору профессии.

Обобщение и корректировка: Выявление предпочтительных групп профессий для учащихся.

Методика «За и против -1»

49

1


Экскурсии, консультации специалистов.






50

1


Экскурсии, консультации специалистов.

Виды профконсультации.



51

1


Экскурсии, консультации специалистов.

Виды профконсультации.



52

1


Экскурсии, консультации специалистов.

Виды профконсультации.



53

1

Экскурсии, консультации специалистов.



Виды профконсультации.




54

1

Экскурсии, консультации специалистов.

Виды профконсультации.




55

1

Виды профконсультации.







56

1

Виды профконсультации.






57

1


Получение профессиональной и медицинской консультации.




Методика «За и против – 2»

58

1


Получение профессиональной и медицинской консультации.




Методика «За и против – 3»

59

1


Резервные уроки.






60

1


Резервные уроки.






61

1

Резервные уроки.









62

1

Резервные уроки.







63

1

Защита творческих проектов «Мой профессиональный выбор»







64

1

Защита творческих проектов «Мой профессиональный выбор»







65

1

Защита творческих проектов «Мой профессиональный выбор»







66

1

Защита творческих проектов «Мой профессиональный выбор»







67

1

Итоговое занятие по программе.

Обсуждение пройденного материала.

Сочинение «Образ будущего»

68

1

Итоговое занятие по программе.

Обсуждение пройденного материала.

Сочинение «Образ будущего»


Учебно - методическое оснащение

Литература для учителя:

1. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Методическое пособие для педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

2. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. / Под ред. Т. Г. Новиковой. – М., 2010.

3. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально- гуманитарным предметам для системы повышения квалификации / Сост. Е. Вяземский. – М., 2010.

4. Интернет - ресурсы



Литература для учащихся

1. Раздел 1. Элективные курсы по образовательной области «Обществознание».



2. Раздел 2. Элективные курсы по образовательной области «Филология»

3. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы по естественно-математическим дисциплинам / Сост. А. Ю. Пентин. – М., 2009.

4. Интернет-ресурсы
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа Элективного курса по технологии Выбор профессии для 9 класса
221.24kb.
Приказ № от 2012г. Программа элективного курса по технологии для учащихся 9 класса «Декоративные изделия»
72.52kb.
Рабочая программа элективного курса по математике «Линейное программирование»
246.09kb.
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
75.34kb.
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 классов
77.63kb.
Рабочая программа элективного курса «В мире черчения и графики»
153.61kb.
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Практическая и экспериментальная физика"
423.19kb.
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Основы предпринимательства»
85.01kb.
Рабочая программа по технологии по направлению "Технический труд" для 6 класса полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы
202.08kb.
Рабочая программа Элективного курса по математике «Нестандартная математика» для 9 класса на 2010-2011 учебный год
212.46kb.
Рабочая учебная программа элективного курса основного общего образования 8 класс 2011-2012 учебный год
84.97kb.
Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»
223.34kb.