Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6


Рассмотрена

Заседание МО

протокол №

от «___» ___________ 200 г.

Согласована

Заседание МС

протокол №

от «___» ___________ 200 г.



Утверждена

Директор МОУ СОШ №6 ________ Е.В. Манокина

Приказ по школе №

от «___» ___________ 200 г.




Рабочая программа

элективного учебного предмета

Информационные системы и модели

10 класс

Учитель:


С.Р.Кононова

Тутаев


2009

Пояснительная записка

Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в 10 классах профильной школы. Курс является элективным, ориентированным на изучение в классах физико-математического и информационно-технологического профилей.

Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. Раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении данного курса.

В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.

 Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяется один: информационные системы и модели, соответствующий первой главе учебника.

Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий.

Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MS Office. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом [1-3], включающим в себя учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя.



Содержание обучения

Часть 1. Моделирование и разработка информационных систем. Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.

Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.

Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.

В конце раздела осваиваются элементы программирования приложений на языке Visual Basic for Application (VBA).



Тематическое планирование курса

  1. Информационные системы и системология (9 ч)

Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области.

  1. Реляционная модель данных и реляционная база данных (14 ч)

Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS ACCESS). Реализация приложений: запросы, отчеты.

  1. Базы данных на электронных таблицах (6 ч)

Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MS Excel). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы.

  1. Программирование приложений (5 ч)

Макросы: назначение, способы создания и использования. Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS Excel. Разработка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA.

 

Поурочное планирование



№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

1

Введение. Понятие информационной системы. Этапы разработки информационных систем

Лекция.

Распределение тем рефератов по разделу 1.2



2

Основы системологии: понятия системы, структуры, системный эффект

Лекция.

Теоретическое решение задач



3

Модели систем: модель черного ящика; модель состава системы

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 1



4

Модели систем: структурная модель. Графы (сети)

Лекция.

Завершение выполнения лабораторной работы № 1



5

Иерархические структуры и деревья

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 2



6

Построение структурной модели системы

Завершение выполнения лабораторной работы № 2

7

Практикум на построение семантической сети

Выполнение лабораторной работы № 3

8

Инфологическая модель предметной области

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 4



9

Итоговое занятие

Защита рефератов

10

Понятие базы данных и СУБД

Лекция.

Распределение тем рефератов по разделу 1.2



11

Нормализация данных

Лекция. Решение задач

12

СУБД MS Access

Выполнение лабораторной работы № 1

13

Создание базы данных

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1



14

Запросы на выборку. Использование конструктора запросов

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 2

15

Практикум на работу с запросами

Выполнение лабораторной работы № 3

16

Логические выражения. Сложные запросы на выборку.

Лекция.

Решение теоретических задач



17

Практикум на реализацию сложных запросов

Выполнение лабораторной работы № 4

18

Глобальная модель данных информационной системы

Лекция.

Теоретическое решение задач



 

19

Подсхемы и приложения

Лекция.

Выполнение лабораторной работы М 5



 

20

Практикум по разработке индивидуального проекта

Лабораторная работа № 6

 

21

Итоговые запросы и отчеты

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 7. Задание 1

 

22

Практикум по разработке индивидуального проекта

Выполнение лабораторной работы № 7. Задание 2

 

23

Итоговое занятие

Защита проектов и рефератов

 

24

Электронные таблицы. MS Excel (повторение)

Лекция. Решение задач

 

25

Базы данных (списки) в MS Excel. Правила создания

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 1. Задание1



 

26

Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 1. Задания 2, 3



 

27

Практикум по манипулированию данными в списках

Выполнение лабораторной работы № 2. Задания 1, 2

 

28

Сводные таблицы

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 2. Задание 3



 

29

Практикум по работе со сводными таблицами

Выполнение лабораторной работы № 3

 

30

Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 1. Задание 1



 

31

Структура программы на VBA Объекты VBA. Свойства, методы, события

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 1. Задание 2



 

32

Создание диалогового окна (пользовательской формы)

Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1

 

33

Программирование на VBA

Лекция.

Выполнение лабораторной работы № 2, задание 2



 

34

Программирование на VBA

Выполнение лабораторной работы № 3

 

 

УМК

1.  Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.



2.  Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3.  Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа элективного учебного предмета Информационные системы и модели 10 класс Учитель: С. Р. Кононова Тутаев 2009 Пояснительная записка Учебный курс «Информационные системы и модели»
92.37kb.
Рабочая программа по информатике в 10-11 классах «Информационные системы и модели»
227.98kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели» для 10-11 классов
494.3kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели»
305.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в профессиональной деятельности для специальности
178.62kb.
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» специальность пиэ, 4 курс, 1 семестр Вопросы на рубежную аттестацию №2
48.35kb.
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» специальность пиэ, 4 курс, 1 семестр Вопросы на рубежную аттестацию №2
49.66kb.
Учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя
174.72kb.
Рабочая программа производственной практики 230401. 51 Информационные системы (по отраслям) Программа подготовки
388kb.
Понятие модели. Материальные и информационные модели. Формализация как замена реального объекта его информационной моделью. Моделирование
60.57kb.
Вопросы к зачёту по дисциплине «Информационные системы в экономике»
28.18kb.
Вопросы по курсу «Автоматизированные информационные системы»
36.96kb.