Главная стр 1
скачать
МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МОУ «Гимназия №2»

«_____» ___________ 20011 г № _____

Мировая художественная культура

(МХК)

рабочая учебная программа

основного общего образования

10 класс

2011-2012 учебный год

Автор-составитель

рабочей учебной программы:

Каратаева С.В.

учитель истории

первой квалификационной категории


Пояснительная записка
Рабочая программа «Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 2-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2006г.

Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. 10—11 классы».

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи, которые воплощены в типологически близких памятниках художественной культуры — артефактах. Например, в Древнем мире в качестве главных проблем выделены проблемы возникновения цивилизаций, проблема происхождения мира, проблема бессмертия, проблема человека.

Таким образом, программа для 10—11 классов рассчитана как для учащихся, уже знакомых с основами мировой художественной культуры (6—9 классы), так и для учащихся, впервые приступивших к ее изучению (10—11 классы, базовый уровень). Учитывая возрастные особенности, при изучении художественных артефактов программа предполагает значительную творческую самостоятельность в их изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям.

Приоритетными целями изучения МХК являются: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.

Задачи:


  • Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них свое собственное суждение;

  • Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен


знать/понимать

• особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

• роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

• сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

• осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

• уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

• уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

• организации личного и коллективного досуга;

• самостоятельного художественного творчества.




п/п


Тема урока

Дата

Кол-во

часов


Тип,

вид урока



Элементы содержания

Задания для учащихся

Результат (треб-ния к уровню подгот-ки на уроке)

Дом задание

по плану

факт

ки


Древние цивилизации (6 ч.)

1

Первые художники Земли







1

Лекция, беседа

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: роль мифа в культуре. Уметь: выявлять взаимосвязь архитектуры и религиозных представлений человека

Стр. 6-13, подгот. сообщения, стр. 13-19 вопросы

2-3

Архитектура страны фараонов







2

Лекция, беседа


Мировое значение Древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Нового и Среднего царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: мировое значение Древнеегипетский цивилизаци

Стр. 20-28 вопросы, реферат или доклад по данной теме

4

Изобразительное искусство и музыка древнего Египта







1

Лекция, беседа

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности искусства Древнего Египта

Стр. 28-40 вопросы и задания, реферат или доклад по теме

5

Художественная культура Древней Передней Азии







1

Лекция, беседа

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности культуры Междуречья.

Уметь: сравнивать культуру Египта и Двуречья в Древности



Стр.41-50 вопросы, сообщения по теме

6

Искусство доколумбовой Америки







1

Лекция, беседа

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности художественной культуры доколумбовой Америки

Стр. 52-60 вопросы и задания, творческое задание стр. 60

Культура античности (4 ч.)

7

Золотой век Афин







1

Лекция, беседа

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции

Стр. 63-76 вопросы и задания, творческое задание на стр. 77

8

Архитектура Древнего Рима







1

Лекция, беседа

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города».

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности архитектуры Древнего Рима

Стр. 77-85 вопросы и задания на стр. 85, реферат или доклад по данной теме. стр. 86-94

9-10

Театральное и музыкальное искусство античности







2

Лекция, беседа

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями


Знать: особенности театрализованного дейста.

Стр. 103-109 вопросы и задания, творческое задание на стр. 109, реферат или доклад

Средние века 10 часов

11

Мир византийской культуры







1

Лекция, беседа

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Искусство мозаики и иконописи.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: значение культуры Византии.

Стр. 111-123 вопросы и задания, реферат или доклад по теме

12-14

Архитектурный облик Древней Руси







3

Лекция, беседа

Древне-русский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности.

Храм Софии Новгородской.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.



Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности древнерусской архитектуры.

Уметь: сравнивать архитектуру Новгорода и Киева



Стр. 123-149 вопросы и задания, реферат по одной из тем.

15-16

Изобразительное и музыкальное искусство Древней Руси







2

Лекция, беседа


Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея. Рублева.

Музыкальная культура Древней Руси.

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и вехи его творчества.

Музыкальная культура Древней Руси.



Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности разных школ живописи на Руси.

Стр. 138-149. вопросы и задания творческое задание, сообщение по данным темам

17-18

Архитектура западноевропейского Средневековья







2

Лекция, беседа


Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать особенности архитектуры западноевропейского Средневековья

Стр. 152-159 задания, творческое задание, реферат

19

Изобразительное искусство Средних веков







1

Лекция, беседа


Скульптура романского стиля и ее связь с архитектурой. Искусство витража.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать особенности скульптуры романского стиля

Стр. 162-168 вопросы, творческое задание, сообщение

20

Театральное искусство и музыка Средних веков







1

Лекция, беседа


Понятие о литургической драме в средневековом фарсе.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности театрального искусства и музыки в Средние века

Стр. 169-179 вопросы и задания, сообщение

Культура Востока (6 ч.)

21-22

Индия – «страна чудес»







2

Лекция, беседа

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать особенности художественной культуры Индии

Стр. 182-193 вопросы, творческое задание

23-24

Художественная культура Китая







2

Лекция, беседа

Значение и уникальность художественной культуры Китая.

Шедевры архитектуры.



Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности художественной культуры Китая

Стр. 195-205 вопросы, творческое задание, доклады.

25

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)







1

Лекция, беседа

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать: особенности искусства Японии

Стр. 206-215, вопросы, творческое задание, сообщение

26

Художественная культура ислама







1

Лекция, беседа

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать исторические корни и значение искусства ислама

Стр. 217-225 вопросы, творческое задание, сообщение

Возрождение (9 ч.)

27

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения







1

Лекция, беседа

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать особенности искусства Возрождения

Стр.232-245 вопросы, творческое задание, сообщение

28-30

Золотой век Возрождения.

Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело.



Рафаэль – «первый среди равных».







2

Лекция, беседа

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника. Микеланджело Буаноротти. Скульптурные и живописные шедевры художника. Судьба художника, основные этапы его творчества. Портретное творчество художника

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать основные этапы творчества художников Возрождения

Стр. 261-277 биография художника, сообщение об одной из картин

31

Возрождение в Венеции







1

Лекция, беседа

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать особенности Возрождения в Венеции

Стр. 278-293 вопросы, творческое задание

32-33

Северное Возрождение







2

Лекция, беседа

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнь природы. Мастерство Дюрера - гравера

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями

Знать особенности Северного Возрождения

Стр. 294-310 вопросы, доклад по теме

34-35

Музыка и театр эпохи Возрождения







1

Лекция, беседа


Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Работа с дополнит. литературой, учебником и репродукци-ями


Знать: особенности музыкального и театрального искусства эпохи Возрождения

Стр. 311-324 вопросы, творческое задание, рефераты

скачать


Смотрите также:
-
214.74kb.
Рабочая учебная программа по курсу «География», 9 класс
322.01kb.
Рабочая учебная программа по истории Древнего мира 5 класс
75.47kb.
Рабочая учебная программа по искусству 8-9 классы
284.75kb.
Рабочая учебная программа по музыке 5-7 классы
298.11kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики для 3 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике
217.07kb.
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс
208.9kb.
Рабочая программа по географии 6 класс
558.33kb.
Рабочая учебная программа основного общего образования
129.35kb.
Рабочая учебная программа по истории 7 класс
154.13kb.
Рабочая учебная программа по истории 8 класс
199.53kb.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»
339.09kb.