Главная стр 1
скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» г.Печора

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ №4»

_____________ С.В. Белякова

01 сентября 2012 года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(Модуль «Основы светской этики»)

4 класс


начальное (общее) образование

(I ступень)


Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе: программы «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией М.Т. Студеникина, Издательство «Русское слово», 2012

Рабочую программу составила: О.Д. Ануфриева

г.Печора

2012г.


Пояснительная записка
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Курс «основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали, поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс вступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Модуль «основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному


самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

Модульный курс «Основы светской этики» входит в комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который в свою очередь включает шесть основных модулей:



  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Родителями был выбран модуль «Основы светской этики».
Основное содержание учебного модуля «Основы светской этики»

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал - сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка - все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к

духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности - воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы "происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками

информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной де­ятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине - России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия - Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание

особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.



Учебный курс «Основы светской этики» изучается в объеме один час в неделю, всего - 34 часа.

Тематическое планирование модульного курса «Светская этика»




Тематическое планирование

Количество часов

1

Введение в предмет

1

2

Россия - Родина моя

2

3

Этика и этикет

2

4

Вежливость

2

5

Добро и зло

2

6

Дружба и порядочность

2

7

Честность и искренность

2

8

Гордость и гордыня

2

9

Обычаи и обряды русского народа

2

10

Терпение и труд

2

11

Семья

2

12

Семейные традиции

2

13

Сердце матери

2

14

Правила твоей жизни

2

15

Праздники народов России

2

16

Защитники Отечества

2

17

Итоговое повторение

3

Поурочное планирование модульного курса «Светская этика»





Тема урока

Содержание

Дидактические единицы стандарта

Дата

1

Введение в

предмет


Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет




2

Россия -Родина моя

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия -многонациональное государство. Национальность ираса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.

Россия - наша

Родина. Любовь и

уважение к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессиональ



ного народа России.

Этикет.





3

Россия -Родина моя




4

Этика и этикет

Понятие этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикеты, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Этика и ее значение в жизни человека. Этикет. Нормы морали.




5

Этика и этикет

,

6

Вежливость

Понятия вежливость, уважение.

Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношения к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинения. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.



Нормы морали. Этикет.




7

Вежливость




8

Добро и зло

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на

взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия^ Умение прощать -начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.



Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.




9

Добро и зло

-

10

Дружба и порядоч­ность

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Этикет.




11

Дружба и порядоч­ность




12

Честность и искренность

Понятие честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значения выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции

предпринимательства . Методы нравственного самосовершенствован ия. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.






13

Честность и искренность

-




14

Гордость и гордыня

Понятие гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание

положительных качеств личности. Тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.



Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству.

Государство и мораль гражданина. Этикет.






15

Гордость и гордыня




16

Обычаи и обряды

русского народа



Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Образцы нравственности в

культуре Отечества. Этикет.






17

Обычаи и обряды

русского народа






18

Терпение и

труд


Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного, физического. Учеба -

Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствован

ия. Этикет.






19

Терпение и труд










важнейший труд школьника.







20

Семья

Семья - объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия - наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.




21

Семья




22

Семейные традиции

Традиция - передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.




23

Семейные традиции



24

Сердце матери

Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье -нераздельные понятия. Мать - творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Этикет.




25

Сердце матери




26

Правила твоей жизни

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема

Образование как нравственная норма. Методы ,



27

Правила твоей жизни

пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

нравственного самосовершенствован ия. Этикет.




28

Праздники народов России

Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские ' праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Буддийские праздники.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.




29

Праздники народов России




30

Защитники Отечества

23 февраля - День защитника Отечества. Состав вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до

Государство и мораль

гражданина.

Патриотизм

многонационального

и





31

Защитники Отечества

XX века. Защита Родины

- долг каждого


гражданина РФ, служба в
Вооруженных силах РФ

- почетная обязанность


каждого мужчины.

многоконфессиональ ного народа России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Этикет.




32

Итоговое повторение

Основные знания и умения по этике и этикету.

Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет. Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству.

Государство и мораль гражданина. Праздники как одна из форм исторической памяти. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и

многоконфессиональ ного народа России. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствован ия. Образование как нравственная норма.





33

Итоговое повторение




34

Итоговое повторение




Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;



  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного предмета.



Критерии оценивания знаний и умений обучающихся.

По окончании изучении курса обучающиеся готовят презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной творческой деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося (Приложение №1).



Учебно-методический комплекс модульного курса «Основы светской этики»

  1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс, автор - М. Т. Студеникин, Издательство «Русское слово», 2012 г.

  2. Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс, М. Т. Студеникин, Издательство «Русское слово», 2012 г.

  3. «Книга для учителя», автор - М. Т. Студеникин, Издательство «Русское слово», 2012 г.

  4. «Новая детская энциклопедия», авторы Ф. Брукс, Ф. Чандлер, Ф. Кларк и др., Издательство «Росмэн-Пресс», 2006 г.

  5. «Большая детская энциклопедия», Издательство «Росмэн-Пресс», 2006 г.

Приложение №1


ПРОЕКТЫ ПО «ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» ДЛЯ 4 - 5 КЛАССОВ.
По теме «Граница между добром и злом».


  • Спектакль, который начинается со слов: «Жили-были добрая сказка и злая сказка...»

  • Две игрушки: «Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз дли недоброго человека»

  • Сообщение-презентация «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика»».

По теме «Зов долга и совести».




  • Сообщение - презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».

  • Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и долге».

  • Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий».

По теме «Честь и достоинство».

  • Книжка-раскладушка «Способы защиты чести».

  • Инсценировка «Вызов на дуэль для защиты чести. XIX век».

  • Макет (бумага, пластилин) «Реконструкция дуэли известного человека (например А.С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова)».

По теме «Поиск счастья».




  • Маленький детективный спектакль «В поисках смысла жизни».

  • Журнал для детей «Счастливые минутки»

  • Карта фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья.

По темам «Золотое правило нравственности», «Справедливость и милосердие».

  • Книжка-комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться».

  • Инсценировка-миниатюра «Страшная сказка: один день без «золотого правила нравственности»».

  • Рассказ «Случаи из моей жизни, когда кто-то проявлял справедливость или милосердие».

По теме «Семья»




  • Фотоальбом с подписями Добрые традиции нашей семьи».

  • Рисунок с подписью Моя любимая семейная традиция».

  • Сочинение-размышление «Каким добрым правилам меня научила моя семья».

  • Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй».

По теме «Культура и традиции народов разных стран».


  • Сообщение-доклад Добрые сказки разных народов».

  • Аппликация или пластилиновый макет «Добрый народный обряд».

  • Фестиваль одноклассников «Добрые песни разных народов».

  • По теме «Этикет - форма для содержания этики».

  • Сообщение «Неразлучная пара: правило этики и норма этикета».

  • Мини-спектакль «Правила этикета: вчера, сегодня, завтра».

По теме «Дружба».




  • Напиши сочинение «Каким должен быть человек, если он хочет иметь друзей?»

  • Напиши сочинение» Качества, которые я особенно ценю в своих друзьях», (с фотосюжетами дружбе).

  • «Невыдуманные истории о дружбе», (на примере на примере ситуаций своей семьи, родственников, знакомых».

  • «Фантастическое письмо моему другу». Попробуй составить письмо с помощью рисунков. Одноклассникам надо будет прочесть его и догадаться, что хотел сказать.

По теме «Многоликая Россия».


• Изобрази на рисунке «секрет» мирного сосуществования людей разных вероисповеданий, национальностей, различных политических и жизненных взглядов в России.
скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
288.82kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
146.02kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики разработана на основе программы А. Я. Данилюка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
133.45kb.
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
377.18kb.
Программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики в 5 классах на 2012-2013 учебный год
352.54kb.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
216.97kb.