Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» г.Печора

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ №4»

_____________ С.В. Белякова

01 сентября 2012 года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(Модуль «Основы светской этики»)

5 класс


начальное (общее) образование

(II ступень)


Срок реализации программы – первое полугодие
Составлена на основе: программы «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией А.Я. Данилюк, М.: «Просвещение», 2011

Рабочую программу составила: Н.М. Уколова

г.Печора

2012г.


Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.


Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачами курса являются:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Курс «Основы культур и светской этики» включает в себя шесть основных модулей:



  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры г;

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Родителями был выбран модуль «Основы светской этики».


Основное содержание учебного модуля «Основы светской этики» состоит:

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный курс «Основы светской этики» изучается в объеме 1-ого часа в неделю в первом полугодии в пятом классе.

Модуль "Основы светской этики" призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине.Это помогают раскрыть темы "Образцы нравственности в культуре Отечества", "Любовь и уважение к Отечеству".

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим,. Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений.Наиболее благоприятны для этого темы "Род и семья - исток нравственных отношений.", "Семейные праздники".

Так же на уроках обучающиеся знакомятся с такими ,казалось бы с устаревшими понятиями, как стыд, вина, совесть,честь, достоинство. У ребят есть возможность дисскутировать, обсуждать, а есть ли необходимость в этих понятиях сегодня. Привлекая своих родителей , их опыт и знания, а так же опыт других выдающихся личностей при йти к выводу, что совесть, честь, долг и т.д. актуальны сегодня.Эти вопросы подымаются на уроках "Стыд и вина", "Честь и достоинство", "Совесть", "Нравственные идеалы".



Подымая вопросы этики, морали и культуры на уроках ОРКСЭ изучается и тема "Этика" . Здесь ребята сравнивают два понятия этика и этикет, происхождение и назначение этикета, нормы этикета, их развитие и совершенствование, современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.Тематическое планирование курса «Светской этики»




Тематическое планирование

Количество часов

1

Род и семья - исток нравственных отношений

1

2

Нравственный поступок

1

3

Золотое правило нравственности

1

4

Стыд, вина и извинение

1

5

Честь

1

6

Совесть

1

7

Образцы нравственности

2

8

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

9

Этикет

1

10

Семейные праздники

1

11

Жизни человека - высшая нравственная ценность

1

12

Любовь и уважение к Отечеству

1

13

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4


Поурочное планирование курса «Светской этики»





Тема урока

Характеристика

деятельности

учащихся

Используемые ресурсы

Дата

1

Род и семья - исток нравственных отношений.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Учебное пособие «Основы светской этики»




2

Нравственный поступок

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции

Учебное пособие «Основы

светской этики»






3

Золотое правило нравственности

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества

Учебное пособие «Основы светской этики»




4

Стыд, вина и извинения




5

Честь




6

Совесть

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

Учебное пособие «Основы светской этики»




7

Образцы нравственности




8

Образцы нравственности




9

Образцы нравственности в культуре Отечества

10

Этикет

Учатся

анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения — сопоставляя их с нормами разных культурных традиций



Учебное

пособие


«Основы

светской этики»






11

Семейные праздники




12

Жизнь человека -высшая нравственная ценность







13

Любовь и уважение к Отечеству

Учатся

толерантному отношению к представителям разных

мировоззрений и культурных традиций


Учебное пособие «Основы светской этики»




14

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

Готовят сообщение по выбранным

темам (теме).









15

Итоговая презентация творческих проектов учащихся







16

Итоговая презентация творческих проектов учащихся







17

Итоговая презентация творческих проектов учащихся








Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностные результаты • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного предмета.


Критерии оценивания знаний и умений обучающихся.

По окончании изучении курса обучающиеся готовят презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной творческой деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося (Приложение №1).

Приложение №1
ПРОЕКТЫ ПО «ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» ДЛЯ 4 - 5 КЛАССОВ.
По теме «Граница между добром и злом».


  • Спектакль, который начинается со слов: «Жили-были добрая сказка и злая сказка...»

  • Две игрушки: «Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз дли недоброго человека»

  • Сообщение-презентация «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика»».

По теме «Зов долга и совести».




  • Сообщение - презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».

  • Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и долге».

  • Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий».

По теме «Честь и достоинство».

  • Книжка-раскладушка «Способы защиты чести».

  • Инсценировка «Вызов на дуэль для защиты чести. XIX век».

  • Макет (бумага, пластилин) «Реконструкция дуэли известного человека (например А.С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова)».

По теме «Поиск счастья».




  • Маленький детективный спектакль «В поисках смысла жизни».

  • Журнал для детей «Счастливые минутки»

  • Карта фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья.

По темам «Золотое правило нравственности», «Справедливость и милосердие».

  • Книжка-комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться».

  • Инсценировка-миниатюра «Страшная сказка: один день без «золотого правила нравственности»».

  • Рассказ «Случаи из моей жизни, когда кто-то проявлял справедливость или милосердие».

По теме «Семья»




  • Фотоальбом с подписями Добрые традиции нашей семьи».

  • Рисунок с подписью Моя любимая семейная традиция».

  • Сочинение-размышление «Каким добрым правилам меня научила моя семья».

  • Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй».

По теме «Культура и традиции народов разных стран».




  • Сообщение-доклад Добрые сказки разных народов».

  • Аппликация или пластилиновый макет «Добрый народный обряд».

  • Фестиваль одноклассников «Добрые песни разных народов».

  • По теме «Этикет - форма для содержания этики».

  • Сообщение «Неразлучная пара: правило этики и норма этикета».

  • Мини-спектакль «Правила этикета: вчера, сегодня, завтра».

По теме «Дружба».




  • Напиши сочинение «Каким должен быть человек, если он хочет иметь друзей?»

  • Напиши сочинение» Качества, которые я особенно ценю в своих друзьях», (с фотосюжетами дружбе).

  • «Невыдуманные истории о дружбе», (на примере на примере ситуаций своей семьи, родственников, знакомых».

  • «Фантастическое письмо моему другу». Попробуй составить письмо с помощью рисунков. Одноклассникам надо будет прочесть его и догадаться, что хотел сказать.

По теме «Многоликая Россия».


• Изобрази на рисунке «секрет» мирного сосуществования людей разных вероисповеданий, национальностей, различных политических и жизненных взглядов в России.
скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
288.82kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
146.02kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики разработана на основе программы А. Я. Данилюка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
133.45kb.
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
377.18kb.
Программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики в 5 классах на 2012-2013 учебный год
352.54kb.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
216.97kb.