Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
МОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

Костуганова С.Н.

Протокол № ___ от «__»

__________________201___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ

«Екатеринославская СОШ»

Тарасов И.И.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.



Рабочая учебная программа

по литературе

для 10 класcа
(по программе В.Я Коровиной)

Составитель:

Четвергова О.А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

2011 – 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии с Образовательными стандартами среднего (полного) общего образования по литературе, на основе авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. 10 – 11 классы» М.: Просвещение, 2007г.», допущенной Министерством образования и науки РФ. Программа предназначена для изучения литературы в 10 классах на базовом уровне и составлена из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.




Цели:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

– Художественная литература как искусство слова.

– Художественный образ.

– Содержание и форма.

– Художественный вымысел. Фантастика.

– Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

– Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

– Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

– Деталь. Символ.

– Психологизм. Народность. Историзм.

– Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

– Стиль.

– Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

– Литературная критика.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

– Художественный перевод.

– Русскоязычные национальные литературы народов России.



Раздел II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.

2







Творчество А.С.Пушкина

9

1

2

Творчество М.Ю. Лермонтова

7

1

2

Творчество Н.В.Гоголя

7

1

1

Творчество И.А.Гончарова

10

1




Творчество А.Н.Островского

6

1




Творчество И.С.Тургенева

11

1

1

Поэзия второй половины 19 века

6




1

Творчество Н.А.Некрасова

10

1

1

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

2




1

Творчество Л.Н.Толстого

14

1

1

Творчество Ф.М.Достоевского

9

1

1

Творчество Н.С.Лескова

2




1

Творчество А.П.Чехова

7







Итого

102

9

12



Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».


Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчесгво. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)


Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.


Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».


Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).


Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.



Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.


Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю.Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...-». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И. С. Тургенев. .Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

А. С. П у ш к и н. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вя­земского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муза. Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, дар случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.

П. А. Катенин. Сонет.

Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».

Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.

Е. А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день при­ветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..». «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма.

А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей...». Идиллия.

Н. М. Языков. Элегия. А. С. Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.

В.К.Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов. Усталость.

М.Ю.Лермонтов. Княгиня Литовская.

II. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть. II. В. Го го л ь. Нос.

Л. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.

К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...». «Ме­няясь долгими речами...».

Н.А.Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам вой­ны,.». «Замолкни, Муза мести и печали...». «В столицах шум, і ремят витии...».

Ф.М.Достоевский. Бедные люди.

А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не /ноблю...».

А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непости­жим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрь­ская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. «На стоге сена ночью южной...». Венера Милосская. Деревня. «Ка­кая ночь! Как воздух чист...».

И. А. Гончаров. Обыкновенная история.

А. И. Герцен. Былое и думы.

Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цы­ганки. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли стра­сти...».

А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спраши­вай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...».

И. С.Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).

Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.

М. Е. Салты ков - Ще д ри н . Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.

Л. Н.Толстой. Анна Каренина.

К. К. С луче вс кий. «Ты не гонись за рифмой своенрав­ной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..». Н. С. Лесков. Тупейный художник.

A. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).

Из зарубежной литературы У. Шекспир. Макбет. И.-В. Гете. Страдания юного Вертера. О. де Бальзак. Гобсек.



Раздел IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;



уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Учебник

Методические пособия

Дополнительная литература

ИКТ

Русская литература XIX века. 10 класс . учебник для общеобразовательной школы в двух частях. В.И. Коровина. М., Просвещение 2008 год

Золоторева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М. «Вако», 2004

К. П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л., 1959).


Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3




Русская литература XIX века. Вторая половина. Хрестоматия историко-литературных материалоа. Составители И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. М. «Просвещение», 1997

З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963)

И. В.


Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества




Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. Составители О.А. Арисова и др. Волгоград. 2008

М. Грачева. “Взято мною из действительности”. За строками гоголевской сатиры. (ЛВШ, № 2, 1996)








Коровина, Лебедева

Литература. 10 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001)



Л.И.Постникова «Дом-музей А.Н.Островского в Москве»

Аникин А. «К прочтению пьесы Островского «Гроза». М.Свердлов «Анализ драмы «Гроза» Островского









М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).


Ю.Лебедев «Тургенев. Тургенев в воспоминаниях современников»

П.Пустовойт «Роман Тургенева «Отцы и дети».Комментарии»









Альбомы А. С. Пушкин, Лермонтов

Журнал «Литература в школе»







Дидактический материалы для

10 класса



Газета «Литература». Издательский дом «Первое сентября»




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класcа
725.24kb.
Программа по литературе 11 класс
305.19kb.
Рабочая учебная программа по иностранной литературе для учащихся 9 б класса
149.87kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку и литературе для 5-11 классов
1932.81kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
181.55kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
308.88kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
192.98kb.
Рабочая программа по литературе для 5 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов) Составитель
86.16kb.
Учебная программа по литературе 10 класс базовый уровень, среднее (полное) образование срок реализации программы 1 год
342.78kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение»
435.9kb.
Рабочая учебная программа по литературе
980.96kb.
Рабочая учебная программа по литературе 8 б класс
282.82kb.