Главная стр 1
скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:

-Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года);

-Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2007 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной Литература. 5 класс В 2ч. М.: Просвещение, 2008.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2013-2014 уч. год (приказ МО РФ № 1067 от 19 декабря 2012г.)

-Учебного плана МОБУ СОШ д. Золотоношка (Приказ № 59 от 2 8.08.201 3г);

-Примерного положения о рабочей программе, разработанной в ОУ МОБУ СОШ д. Золотоношка (приказ №8 от20.01.2012г)

На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса литературы 5 класса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

В 5-6 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Ведущей проблемой курса литературы 5 класса является внимание к книге. Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

6

Из древнерусской литературы.

1

Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

29

Из литературы XX века.

21

Из зарубежной литературы.

8

Итоговый урок

1

ИТОГО

68

Содержание программы учебного курса

Введение(1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество(1ч.)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)



Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки(5ч.)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы(1ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века(1ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века(29ч.)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).



Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.



Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.



Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века(21ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.



Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы(8ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Средства контроля

Вид контроля

Количество

Развитие речи

10

Внеклассное чтение

11

Тестирование.Контрольная работа

3

Перечень учебно-методического

обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические

пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П.,

Коровин В.И.. Литература :5 класс: учебник: в 2-х частях.- М. :Просвещение, 2008



Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Читаем, думаем, спорим…: 5 класс. –М.: Просвещение, 2006.




1.Коровина В.Я.,

Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. -М.: Просвещение. 2006, 2007, 2008.

2.Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.

3.Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2010.


Список литературы

1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература :5 класс: учебник: в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2009

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 5 класс. –М.: Просвещение, 2006.

3.Н.А.Миронова.Литература в таблицах. 5-11классы. Справочные материалы.-М.,Астрель,2011.

4.Н.Н.Коршунова.Литература.5-8 классы.Тесты.-М., «Дрофа»1997.

5. Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. М.: АРКТИ, 2000.



Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

2 часа, 34 недели, 68 часов



П/П


Тема

Кол-во часов.

Дата

Примечание

Икт

Планир.

Фактич.

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

03.09










2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

06.09










3

Сказка как вид народной прозы

1

10.09










4

Художественный мир сказки. «Царевна-лягушка»

1

13.09










5

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

17.09










6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1

20.09










7

Р/рМои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. .

1

24.09










8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей.

1

27.09










9

Из русской литературы VIII века. М.Ломоносов.

1

01.10










10

Вн/чт Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1

04.10










11

И.А.Крылов.Слово о баснописце. «Волк и Ягненок»


1

08.10










12

И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

1

18.10










13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года

1

22.10










14

В.А.Жуковский.Слово о поэте. Жуковский – сказочник.Сказка «Спящая царевна»

1

25.10










15

В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе.

1

29.10










16

А.С.Пушкин.Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне»

1

08.11










17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

12.11










18

Тестирование.

1

15.11










19

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

19.11










20

Р/р Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты»..

1

22.11










21

Вн/чт Мои любимые сказки А.С.Пушкина.

1

26.11










22

Русская литературная сказка. Антон Погорельский.

1

29.11










23

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Пафос произведения.

1

03.12










24

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино

1

06.12










25

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

1

10.12










26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

13.12










27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге».

1

17.12










28

Вн/чтН.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях».

1

20.12










29

И.С.Тургенев. Слово о писателе «Муму»

1

24.12










30

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и челяди.

1

27.12










31

Р/рТургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. .

1

14.01










32

Тестирование по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1

17.01










33

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь»

1

21.01










34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»

1

24.01










35

Р/рЖилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». .

1

28.01










36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

31.01










37

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

1

04.02










38

Р/рЛирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.В.Кольцова.

1

07.02










39

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». .

1

11.02










40

Вн/чтВ.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».Вася и его отец.

1

14.02










41

Вн/чтЖизнь семьи Тыбурция

1

18.02










42

Р/рИзображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».Обучение домашнему сочинению

1

21.02










43

С.А.Есенин. Слово о поэте.

1

25.02










44

Вн/чтП.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка»

1

28.02










45

Образ хозяйки медной горы в сказке П.П.Бажова.Понятие о сказе

1

04.03










46

К.Г.Паустовский. Слово о писателе

1

07.03










47

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

11.03










48

Вн/чтК.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

1

14.03










49

Вн/чтС.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки. Пьеса-сказка «12 месяцев»

1

18.03










50

Р/рХудожественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке.

1

21.03










51

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита»

1

01.04










52

Контрольная работа.

1

04.04










53

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»

1

08.04










54

«Открытие» Васюткой нового озера

1

11.04










55

Р/рКлассное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века».

1

15.04










56

Р/рРусские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

1

18.04










57

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев, Н.М.Рубцов

1

22.04










58

Вн/чтСаша Черный. Слово о писателе.

1

25.04










59

Вн/чтК.М.Симонов. Слово о поэте.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.



1

29.04










60

Р.Стивенсон. Слово о писателе.

1

02.05










61

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

1

06.05










62

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»

1

13.05










63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды.

1

16.05










64

Р/рНаши любимые сказки Х.К.Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам. .

1

20.05










65

Вн/чтЖ.Санд. «О чем говорят цветы».

1

23.05










66

М.Твен. Слово о писателе. «Приключение Тома Сойера».

1

27.05










67

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».

1

30.05










68

Р/рИтоговый урок-праздник. «путешествие по стране Литературии 5 класса».

1













Приложение
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Пятый класс
Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковски й. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пуш к и н. У лукоморья. ... Няне.
Н. А. Н е к ра с о в. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору..»
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М. Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Е сен и н. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями. .». (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Т в а рд о в с к и й, К. М. С и м онов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе (1— 2 стихотворения).



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.


Русские народные сказки.
Загадки, частушки, поговорки, песни.
Сказки народов мира.
Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря»
Из русской литературы ХУIII века
А.д. Кантемир. Верблюд и лисица.
М. В. Ломоносов. Лишь только дневный шум умолк...

Басни В.Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).


Из русской литературы ХIХ века
И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).
К. Ф. Ры ле е в. Иван Сусанин.
А. А. Дельвиг. Русская песня.
Е. А. Баратынский. Водопад. Чудный град порой сольется... .
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
д. В. Григорович. Гутгаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.


А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись.. «Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит..», «Помню — долгий зимний вечер..
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное.». «На весеннем пути в теремок..
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон-Аминадо. Колыбельная.
И.С.Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен.. Приключения Тома Сойера.

Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:



а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?



а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. Кто является автором фольклорных произведений?



а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?



а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?



а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.

6. Что такое пословица?



а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.



а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. В чем различие пословиц и поговорок?



а) в меткости и образности высказывания;

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение;

в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

9. Что такое народная сказка?



а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?



а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.



а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.



а) волшебные;1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

Тест по теме «Литературные сказки»

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?




а) в основе сказки — реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки — реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

а) «Аленький цветочек»; в) «Кот в сапогах»; б) «Царевна-лягушка»; г) «Спящая царевна».

4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?



Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

5. Соотнесите определения и литературные понятия:



а) ритм; 1) правило чередования ударных и безударных звуков;

б) размер; 2) созвучие концов строк;

в) рифма. 3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и безударных слогов.

6. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

а) зачин; б) кульминация в) развитие действия; ; г) концовка.

7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?



а) В.А. Жуковский; б) А.С. Пушкин; в) И.С. Тургенев; г) П.П. Ершов.

8. Соотнесите произведения с их авторами.



а) П.П. Бажов; 1) «Спящая царевна»;

б) В.А. Жуковский; 2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) А.С. Пушкин; 3) «Аленький цветочек»;

г) С.Т. Аксаков. 4) «Каменный цветок».

Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1. От чьего имени ведется повествование в поэме?



а) князя Владимира; б) древнего певца Баяна; в) Руслана; г) автора.

2. О каком историческом лице упоминается в поэме?



а) об Олеге; б) об Игоре; в) о Владимире.

3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении?



а) сказочный зачин; в) герои — животные; б) волшебные предметы; г) победа добра над злом.

4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?



а) волшебный клубок; б) ковер-самолет; в) шапка-невидимка; г) меч-кладенец; д) живая вода; е) молодильные яблоки.

5. О каком о русском городе говорится в произведении?



а) о Москве; б) о Новгороде; в) о Владимире; г) о Киеве.

6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими.



а) верный меч; б) конь ретивый; в) молодая кровь; г) тоскующая душа; д) темная ночь; е) бранная слава; ж) ясны очи;

з) синие туманы.

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1. К какому роду литературы относится произведение?



а) эпос; б) лирика; в) драма.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?



а) автор; б) солдат — участник сражения; в) полковник; г) молодой воин.

3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?



а) повествование; в) монолог; б) диалог; г) авторское рассуждение

4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?



а) завязка; б) развязка; в) пролог; д) развитие действия; е) экспозиция; ж) кульминация.

5. Кто является главным героем в стихотворении?



а) рассказчик; б) полковник; в) автор; г) народ.

6. Когда было написано стихотворение?



а) во время сражения;

б) сразу после сражения;

в) через 10 лет после сражения;

г) через 25 лет после сражения.

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1. Что описал автор в «Муму»?



а) любовь Герасима к Муму; б) жизнь столичного дворянства; в) духовное перерождение человека.

2. К кому из героев рассказа автор относится иронически'.'



а) к Татьяне; г) к Герасиму; б) к барыне; д) к Капитану. в) к Муму;

3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?



а) спас Муму; б) полюбил город; в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.

4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.



а) завязка; б) развязка; в) пролог; г) эпилог; д) развитие действия; е) экспозиция; ж) кульминация.

5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?



а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;

б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку;

в) долго греб против течения;

г) искал лодку.

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?

а) описание жизни барской усадьбы;

б) угодливость и бесправие дворни;

в) деспотизм барыни;

г) немоту Герасима.

Итоговый тест

1. Стих — это:



а) синоним слова «стихотворение»;

б) стихотворная строка;

в) строфа стихотворения;

г) троп.

2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова?

а) «Крестьянские дети»; б) «На Волге»; в) «Теплый хлеб»; г) «Мороз, Красный нос».

3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?



а) А.П. Платонов; б) Л.Н. Толстой; в) Саша Черный; г) А.С. Пушкин.

4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?



а) «Медной горы Хозяйка»; в) «Сказание о Кише»;

б) «В дурном обществе»; г) «Заколдованное место».

5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?



а) «Бородино»; б) «Кубок»; в) «Вересковый мед»; г) «У лукоморья».

6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?



а)гипербола; б) эпитет; в) олицетворение; г) метафора.

7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?



а) И.Е. Репин; б) В.Д. Поленов; в) В.М. Васнецов; г) И.И. Левитан.

8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?



а) ямбом; б)хореем; в) дактилем; г) анапестом.

9. Соотнесите авторов и их произведения:



а) «Заколдованное место»; 1) С.Я. Маршак;

б) «Спящая царевна»; 2) Н.В. Гоголь;

в) «Двенадцать месяцев», 3) Л.С. Пушкин;

г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 4) В.А Жуковский, -.

10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.



а) Константиново; I) Л.Н Толстой;

б) Тарханы; 2) С.А. Есенин;

в) Ясная Поляна; 3) АС. Пушкин;

г) Спасское-Лутовипоио; 4) А. П Чехов;

д) Таганрог; 5) И.С. Тургенев;

е) Захарово. 6) М.Ю. Лермонтов,



Ключи к тестам

Тест по теме «Фольклор»

1 — в; 2 — в; 3 — г; 4 — а, б, в, ж, з, и; 5 — г; 6 - в; 7 — 1|)-б, 2) а, 3)—г, 4)—в; 8 — в; 9 — в; 10 — в, д, е; 11 — помощники: а, б, д, и, вредители: в, г, е, ж, з; 12 — 1)—в, 2)—а, 3)—б.

Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1 — г; 2 - в; 3 — а, б, г; 4 — в, г, д; 5 — г; 6 — постоянные: б, д, ж, з, авторские: а, в, г, е.

Тест по теме «Литературные сказки»

1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; 5 — 1)—б, 2)—в, 3)—а; 6 — г; 7 - а, б, г; 8 - 1)-б, 2)-в, 3)-г, 4)-а.

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1 — а, в; 2 — б, д; 3 — в; 4 - в, е, а, д, ж, б, г; 5 - б, в; 6 - г.

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1 — а; 2 - б; 3 - б, в; 4 - б; 5 - г; 6 — г.

Итоговый тест



1 - б; 2 — в; 3 - а; 4 — б, в; 5 - а, б, в; 6 - г; 7 — а; 8 - а; 9 - 1) В, 2)-а, 3)-г, 4)-б; 10 - 1)-в, 2)-а, 3)-е, 4)-д, 5)-г, 6)-б.


скачать


Смотрите также:
Программа по литературе 11 класс
305.19kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для 5-11 класса»
2272.36kb.
Учебная программа по литературе 10 класс базовый уровень, среднее (полное) образование срок реализации программы 1 год
342.78kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение»
435.9kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе
332.93kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
192.98kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
308.88kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
181.55kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих документов: 1) Программа по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений (4-11 классы). Под редакцией профессора М
651.3kb.
Рабочая программа по русской литературе в 9 классе национальной школы предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю
170.53kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе
350.39kb.
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
214.75kb.