Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть - Илыч, Троицко - Печорский район, Республика Коми

Утверждаю: Директор школы

Фильчук Н. И.

приказ № от 2013 г



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



За курс средней школы II ступень

Срок реализации программы - 5 лет

Программа составлена на основе комплексной программы по основам безопасности

жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений

А.Т. Смирнова (М.: «Просвещение» 2010 г.)

Растворовым Г. Г., преподавателем- организатором обж

с. Усть - Илыч

2013 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе комплексной программы по обж для общеобразовательных учреждений рекомендованной Министерством образования РФ.-авторы AT. Смирнов, Б. О. Хренников МП. М.: Просвещение, 2010.

Курс построен на линейной концепции образования.

Ступень образования основная школа.

Вид образовательной программы: базовая.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе.



Цели и задачи изучения обж : Цели:

• Усвоение знаний:



  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,




  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,




  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;




  • Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • Развитие умений:




  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Задачи:

  • Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • Выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Данная программа дает возможность реализовать региональный компонент:



5 класс:

Раздел 1 - Чрезвычайные ситуации в доме:

  • «Современное жилище»- урок 1. 1.

  • «Порядок эвакуации из школы»- урок 1.5.

Раздел 2 - Правила безопасного поведения в школе- урок 2.1.

Раздел 5 - Чрезвычайные ситуации связанные с водоемами - урок 5.1.

Раздел 7 - Чрезвычайные ситуации природного характера:

  • «Наводнения» - урок 7.1.

  • «Лесные пожары» - урок 7.2.

Раздел 10 - Общешкольная тренировка - урок 10.1.

6 класс:

Раздел 1Чрезвычайные ситуации в природе:

• «Чрезвычайные ситуации в природе, их разновидности, возможные


причины»- урок 1.1.

Раздел 3 - Правила безопасного поведения на природе - уроки 3.1, 3.2. Раздел 6 - Чрезвычайные ситуации связанные с водоемами - урок 6.4.

Раздел 10 - Общешкол ьная тренировка - урок 10.1.

7 класс:

Раздел 1 - Чрезвычайные ситуации природного характера:

  • «Наводнения» - урок 6.1.

  • «Лесные пожары» - урок 8.1.

Раздел 2 - Основы медицинских знаний: - при участии в общешкольных соревнований.

Раздел 3 — Общешкольная тренировка:- урок 16.

8 класс:

Раздел 1 - Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

• «Действия учащихся при возникновении пожара в школе» - урок 2.4.



Раздел 2 - Основы медицинских знаний: - при участии в общешкольных соревнований.

Раздел 3 - Общешкольная тренировка:- урок 12.

9 класс:

Раздел 1 - Соблюдение правил безопасного поведения в школе:

«Безопасное поведение в школе» - урок 1.2.



Раздел 2 - Основы медицинских знаний: - при участии в общешкольных соревнований. Раздел 3 - Общешкольная тренировка:- урок 12.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА:

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5-9 классов представлены

в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный

для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два

раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модуль I Безопасность человека - 118 часов.

Раздел I Основы комплексной безопасности (5-9 кл.) — 91часов.

Раздел II Защита населения от чрезвычайных ситуаций (7-9 кл.) - 27 часов.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 62 часа.

Раздел III Основы здорового образа жизни - 40 часов.

Раздел IV Основы медицинских знаний - 22 часа.

Всего 180 часов.

Для проведения проверки знаний, умений, навыков у учащихся применяется следующие виды учета:


  • текущий - проверка знаний и умений учащихся на каждом уроке;

  • периодический - проверка знаний и умений учащихся в конце изучаемой темы или раздела; оценка за всю четверть;

  • итоговый - проверка знаний и умений учащихся в конце изучаемой года (полугодия).

3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Основной формой является урок. 45 часов отводится на практическую деятельность.



Основные типы уроков:

  1. теоретический;

  2. практический;

  3. комбинированный;

  4. урок - конкурс;

  5. обобщающий.

Основные формы работы учителя:

  • фронтальная;

  • индивидуально-звеньевая;

  • индивидуальная (по индивидуальному плану).

Основные методы работы учителя:

  1. метод повествования;

  2. метод демонстрации;

  3. практический метод;

  4. словесный метод (беседа, объяснение).


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА:

а) Учащиеся должны знать и понимать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

  • основные меры по профилактике наркомании.

б) Учащиеся должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями, по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях


природного, техногенного и социального характера;

- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;



  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. При устной проверке знаний: Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • овладел программным материалом, ясно представляет опасность чрезвычайных ситуаций и твердо знает правила поведения в них;

  • дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности;

  • ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Учебник Поляков В. В. и др. ОБЖ 5 класс «Дрофа» Москва 2008 год.



  1. Учебник Маслов А. Г. и др. ОБЖ 6 класс «Дрофа» Москва 2008 год.

  2. Учебник Вангородский С. Н. и др. 7 класс «Дрофа» Москва2008 год.

  3. Учебник Вангородский С. Н. и др. 8 класс «Дрофа» Москва 2010 год.

  4. Учебник Вангородский С. Н. и др. 9 класс «Дрофа» Москва 2010 год.

  5. Семенов С.Н., Лысенко В.П. Проведение занятий по гражданской обороне М.,1990.

  6. Амосов Н. Н. Раздумье о здоровье М., 1979.

  7. Соловьев С.С. Тесты по ОБЖ 5-11 классы «Дрофа» М., 2008.

9. Колодницкий Г.А., Латчук В.Н. и др. Оценка качества выпускников основной
школы по обж «Дрофа» М., 2011.

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5класс.


Содержательные

линии

Разделы и темы уроков

Количество

часов

Примечание

Всего

Из них

практических

Контрольных

1

2

3

4

5

6

1. Безопасность человека

1.Чрезвычайные ситуации в доме

1.1. Современное жилище

1.2. Пожар в квартире. Причины.

1.3. Особенности горения материалов.

1.4. Правила поведения при пожаре.

1.5. Порядок эвакуации из школы при пожаре.

1.6. Средства пожаротушения. Огнетушители.

1.7.Затопление.

1.8. Другие аварийные ситуации в квартире.

1.9. Контрольная работа.



2. Правила безопасного поведения в школе.

3. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

3.1. Современный транспорт. Его виды.

3.2. Д.т.п., причины и последствия. П.д.д.

3.3. Ж/д. транспорт. Правила безопасного пользования.

3.4Водный транспорт.

3.5. Чрезвычайные ситуации, связанные с водоёмами.

3.6. Контрольная работа.

4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

4.1.Криминогенные ситуации в доме.

4.2. Криминогенные ситуации на улице.

5. Изменение среды обитания в городе.

6. Гражданская оборона.

6.1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания.

6.2. Противогазы.

6.3. Контрольная работа.



7. Чрезвычайные ситуации природного характера.

7.1. Наводнения.

7.2. Лесные пожары.


9

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

6



1

1

1



1

1

1



2

1

1



3

3

1



1
2

1

1


1

1


1


1

1
1
1

1

1





2.

8. Первая медицинская помощь.

8.1. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

8.2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

8.3. Контрольная работа.



9. Повторение и обобщение.

3
1
1

1

2



1

1


1

1

1






3.

10.Общешкольная тренировка.

11. Физическая подготовка.

1

3


1

3








Всего




35

9

6





7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 класс.


Содержательные

линии

Разделы и темы уроков

Количество

часов

Примечание

Всего

Из них

практических


контрольных

1

2

3

4

5

6

1. Безопасность человека

1.Чрезвычайные ситуации в природе

1.1. Чрезвычайные ситуации в природе и их причины.

1.2. Факторы выживания в природе.

2.Психологические основы выживания в природе

2.1.Что надо знать о себе, чтобы выжить

2.2. Влияние характера в условиях выживания

2.3. Контрольная работа.



3. Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

3.1. Подготовка к походу.

3.2. Правила безопасного поведения на природе.

4. Автономное существование человека в природе

4.1. Основные правила поведения в экстремальной ситуации

4.2. Определение направления выхода.

4.3. Ориентирование.

4.4. Выход к населенному пункту.

4.5. Сооружение временного жилища.

4.6. Способы добывания огня.

4.7. Обеспечение питанием и водой.

4.8. Поиск и приготовление пищи.

4.9. Сигналы бедствия.

4.10. Контрольная работа.

5. Смена климатогеографических условий.

.5.1.Смена часовых поясов и климата.

5.2. Акклиматизация в горах.



2

1

1



3

2

1



1

2

1



1

10

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



2

1

2



1

1



4

1



1
1

1

1

1







2. Основы медицинских знаний

6. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях.

6.1. Средства оказания первой медицинской помощи.

6.2. Ожог кожи.

6.3. Отморожение и охлаждение организма.

6.4.Беда на воде.

6.5.Оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

6.6. Виды травм и их причины.

6.7. Способы переноски пострадавших.

6.8. Контрольная работа.

7.Основы здорового образа жизни.

7.1. Значение питания для детей и подростков.

7.2. Белки, жиры и углеводы.

7.3. Витамины и минеральные вещества.

7.4. Гигиена и культура питания.

7.5. Контрольная работа.


8

1



1

1

1


2

1

1



1

5

1



1

1

1



1




2
1
1


1

1







3. Гражданская оборона

8. Гражданская оборона.

8.1. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем

8.2. Как пользоваться поврежденным противогазом.

9. Повторение и обобщение.


2
1

1

1




1

1



1





10.Общешкольная тренировка.

1


1









Всего




35

10

5





7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.7 класс.


Содержательные

линии

Разделы и темы уроков

Количество

часов

Примечание

Всего

Из них

практических


контрольных

1

2

3

4

5

6

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера

1.Введение. Взаимодействие человека и природы

2.Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

3. Землетрясения.

3.1. Понятия о землетрясениях.

3.2. Последствия землетрясений.

3.3. Правила поведения при землетрясениях.

3.4. Контрольная работа.

4. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины.

4.1. Характеристика.



4.2. Последствия.

4.3. Правила безопасного поведения.



5. Ураганы, бури, смерчи.

5.1. Характеристика. Последствия.

5.2. Молния. Меры защиты. Помощь.

5.3. Правила безопасного поведения.

5.4. Контрольная работа.

6. Наводнения.

6.1. Характеристика. Последствия.

6.2. Правила безопасного поведения.

7. Цунами.

7.1. Характеристика. Последствия.

7.2. Правила безопасного поведения .

8. Лесные и торфяные пожары.

8.1. Понятия. Причины. Места. Последствия.

8.2. Профилактика лесных пожаров.

8.3. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение.



9. Стихийные бедствия на нашей территории.

9.1. Оповещение. Правила поведения дома.

9.2. Правила поведения в школе, на улице.

10. Повторение и закрепление.

11. Спасательные работы в районе стихийных бедствий.

11.1. Спасательные службы и средства.

11.2. Порядок выполнения спасательных работ.

11.3. Участие населения. Эвакуация населения.




1

1

4



1

1

1



1

3

1



1

1

4



1

1

1



1

2

1



1

2

1



1

3

1



1
1

2

1



1

1

3



1

1

1





1

1



1







2. Основы медицинских знаний

12. Правила наложения повязок.

12.1. Повязки. Общая характеристика.

12.2. Наложение повязок на руку.

12.3. Наложение повязок на ногу.



13. Оказание помощи пострадавшим при переломах верхних и их эвакуация.

13.1. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.

13.2 Способы эвакуации пострадавших.

13.3. Спасение тонущих. Первая помощь.



14. Повторение и обобщение.

3

1

1



1
3
2

1

1



1


2
1

1
2
1

1

1


1





3.

15. Гражданская оборона.

15.1. Тренировка в использовании С И З.



16.Общешкольная тренировка.


1

1

1



1

1

1









Всего




35

9

4





7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.8 класс.


Содержательные

линии

Разделы и темы уроков

Количество

часов

Примечание

Всего

Из них

практических


контрольных

1

2

3

4

5

6

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного

характера

1.Производственные аварии и катастрофы.

1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

1.2.Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности.

2. Пожары и взрывы.

2.1. Понятия. Причины. Последствия. Профилактика.

2.2. Правила безопасного поведения.

2.3. Противопожарная служба. Огнетушители.

2.4. Действия учащихся при возникновении пожара в школе.

2.5. Контрольная работа.



3. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ(СДЯВ).

3.1. Характеристика СДЯВ, их поражающие факторы.

3.2. Последствия аварий с выбросом СДЯВ.

3.3. Правила безопасного поведения.

3.4. Контрольная работа.

4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

4.1. Понятие о радиации. Радиационно-опасные объекты.



4.2. Заражение окружающей среды при авариях на АЭС и других объектах.

4.3. Поражение людей и животных. Первая помощь.

4.4. Правила безопасного поведения.

4.5. Контрольная работа.



5. Гидродинамические аварии..

6. Нарушение экологического равновесия.

6.1. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека.

6.2. Изменение состава атмосферы.

6.3. Изменение состояния гидросферы.

6.4. Изменение состояния суши.

6.5. Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

6.6. Контрольная работа.


2
1
1

5

1



1

1
1


1
4

1

1



1

1

5



1
1

1

1



1

1

6


1

1

1



1
1

1



1

1


1


1







2. Основы медицинских знаний.


7. Первая медицинская помощь при поражении СДЯВ.

7.1. Воздействие химических веществ на человека.

7.2. Первая медицинская помощь при поражении СДЯВ удушающего и общеядовитого действия.

7.3. Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами.



8. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.

8.1. Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами.

8.2. Первая медицинская помощь при отравлении удобрениями.

8.3. Повторение и закрепление.



3

1
1
1

3
1
1

1




1





3. Основы здорового образа жизни.


9. Физкультура и закаливание.

9.1. Занятия физкультурой и спортом.

9.2. Закаливание. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.



3

2
1



1

1








4. Гражданская оборона.

11. Гражданская оборона.

11.1. Противогазы и другие С И З.



12.Общешкольная тренировка.


1

1

1





1

1

1











Всего




35

4

5






7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.9 класс.


Содержательные

линии

Разделы и темы уроков

Количество

часов

Примечание

Всего

Из них

практических


контрольных

1

2

3

4




5

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.Соблюдение правил безопасного поведения в школе. Профилактика травматизма.

1.1. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения.

1.2. Безопасное поведение дома и в школе.

1.3. Безопасное поведение на занятиях физкультурой, спортом и на улице.



2. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2.1. Цели и задачи РСЧС.

2.2. Структура РСЧС.

2.3. Режимы функционирования РСЧС.

2.4. Силы и средства ликвидации ЧС.

2.5. Контрольная работа.



3. Международное гуманитарное право.

3.1. Определение международного гуманитарного права.

3.2. Правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

3.3. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

3.4. Контрольная работа.

4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.

4.1. Понятие преступления. Виды и категории преступления.



4.2. Безопасность девушек и мошенничество.

4.3. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях.

4.4. Контрольная работа.

3
1


1
1

5

1



1

1

1



1

4

1

1


1

1

4


1

1
1


1


1
1
1









2. Основы медицинских

знаний.



5. Первая медицинская помощь при травмах.

5.1. Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика.

5.2. Травмы головы, позвоночника и спины.

6. Экстренная реанимационная помощь.

6.1. Признаки жизни и смерти.

6.2. Прекардиальный удар в область грудины и непрямой массаж сердца.

6.3. Искусственная вентиляция легких.

6.4. Остановка сердца и прекращение дыхания.

6.5. Контрольная работа.


2
1


1

5

1



1
1

1

1




2
1
1


1





3. Основы здорового образа жизни.



7. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

7.1. Здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья.

7.2. Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней и внутренней среде.

8. Личная гигиена.

8.1. Гигиена кожи и питания.

8.2. Гигиена воды и одежды.

8.3. Гигиена жилища и индивидуального строительства.



9. Факторы, разрушающие здоровье человека.

9.1. Употребление табака и его влияние на здоровье.

9.2. Алкоголь, его влияние на организм.

9.3.Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья.



10. Физиологические и психологические особенности организма подростка.

10.1. Физиологическое и психологическое развитие подростков.

10.2. Управление чувствами и эмоциями.

10. 3. Повторение и обобщение.



2
1
1

3

1

1



1

3

1


1
2
1

1

1






1





4.

11. Гражданская оборона.

11.1. Тренировки в использовании СИЗ.



12.Общешкольная тренировка.


1

1

1





1

1

1











5.

13. Физическая подготовка.

2

2







Всего




35

5

5




скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности за курс средней школы II ступень
269.8kb.
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности за курс средней школы III ступень
185.27kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
39.66kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы
258.86kb.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
159.99kb.
Рабочая учебная программа по технологии за курс средней школы II ступень Срок реализации программы 5 лет
438.47kb.
Рабочая учебная программа по технологии За курс средней школы III ступень Срок реализации программы 2 года
134.78kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности Ступень обучения (класс) среднее
57.2kb.
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
114.14kb.