Главная стр 1
скачать



Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы




Логинова Н.Б.

Алексеева С.Р.

Протокол № _____




Приказ № ____

«__»________2013 г.

«___»__________2013 г.

«___»__________2013 г.


Рабочая программа курса химии для 11 класса (базовый уровень)
Программа составлена на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений курса химии для 8 – 11 классов, автор: О. С.Габриелян, 2010 год.

Учебник: О. С.Габриелян «Химия 11 класса (базовый уровень)», М.: «Дрофа», 2011 год.
Учитель: Самурина Ольга Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
      Программа базового  курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Программа



  • позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;

  • включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;

  • полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.

   Рабочая учебная программа по химии в 11-ом классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). По окончании изучения курса общей химии учащиеся овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом.


Первая идея курса – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для органической химии, так и для органической химии.
Вторая идея курса – межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Третья идея курса – интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой.

Теоретическую основу общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (квалификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно – восстановительных процессах). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах неорганических и органических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это даёт возможность учащимся лучше усвоить химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.


Изучение общей химии 11 класса на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними


Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых  компетенций:  

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно – следственного и структурно – функционального анализа;

  • определение характеристик изучаемого объекта;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.  

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений,  так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и закономерностей.


Требования направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно – ориентированного подходов; овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,  позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и  собственного здоровья.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической технологии.
Виды и формы контроля:
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: промежуточный (тестирование, проверочная самостоятельная работа), итоговый (итоговое тестирование, контрольная работа).
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).




Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторный опыт

Практическая работа

Контрольная работа

Контрольное тестирование

1

Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии

1

-

-

-

-

2

Введение в общую химию

1

-

-

-

-

3

Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева

8

-

-

-

1

4

Строение вещества

16

-

1

1

1

5

Химические реакции

16

1

1

1

1

6

Вещества, их классификация и свойства

24

3

1

1

-

7

Химический практикум

4

-

4

-

-

ВСЕГО

70

4

7

3

3

Учебно – методический комплект:

Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009, 2010.
Дополнительная литература:

Программа  курса химии для 8 – 11 классов ОУ / О.С.Габриелян – 7-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2010.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия для преподавателя. – М.: Академия, 2007.

Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). – 4-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2007.

Медведев Ю.Н. ЕГЭ Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2012.

Троегурова Н.П. Поурочные разработки по химии 11 класс (В помощь школьному учителю). – М.: ВАКО, 2011.
Содержание программы
За основу взята программа курса химии для X– XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. (1 ч)
Введение в общую химию. (1 ч)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

Знать / понимать: основные законы и теории химии.


Уметь: проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева. (8 ч)
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s–, p–, d–, f–элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Знать: основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон.
Уметь:

  • определять степень окисления, заряд иона;

  • характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПС;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.


Строение вещества. (16 ч)
Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Единая природа химических связей.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Газообразное состояние вещества. Агрегатное состояние воды. Молярный объём газообразных веществ.
Жидкое и твердое состояние вещества.
Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсная среда.
Грубодисперсные (эмульсии, суспензии, аэрозоли) и тонкодисперсные (гели, золи) системы.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.
Понятие «доля» и её разновидности.

Знать: понятие «доля», типы химической связи, механизм образования химической связи, закон постоянства состава, закон объёмных отношений.


Уметь:

  • определять тип химической связи в соединениях;

  • объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной полярной и неполярной, водородной, металлической);

  • решать математические задачи на расчет массовой (объёмной) доли компонента смеси (раствора), доли растворенного вещества, доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

  • находить молярный объём газообразных веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Демонстрации. Модели кристаллических решеток. Коллекция пластмасс и волокон.

Лабораторные опыты. Жесткость воды и способы её устранения.

Практическая работа. Получение, собирание и распознавание газов.
Химические реакции. (16 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно – восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Знать основные химические понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.

Уметь:


  • определять характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель;

  • объяснять зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов, для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.


Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый фосфор.

Лабораторные опыты. Реакции, идущие с образованием осадка, газообразных веществ и воды. Гидролиз солей.

Практическая работа. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора.

Вещества, их классификация и свойства. (24 ч)
Классификация неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы.
Кислоты неорганические и органические. Химические свойства кислот. Особые свойства серной и азотной кислот.
Основания неорганические и органические. Химические свойства оснований.
Соли. Качественные реакции на хлорид– , сульфат– , и карбонат–анионы.
Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие концентрированной и разбавленной серной и азотной кислот с активными и мало активными металлами. Качественные реакции на катионы и анионы. Испытание растворов кислот, оснований, солей индикаторами. Получение и свойства нерастворимых в воде оснований.

Практическая работа. Химические свойства кислот.

Знать:


  • классы неорганических веществ;

  • важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак, основные металлы и сплавы;

  • важнейшие понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Уметь:


  • давать названия веществам по тривиальной и систематической номенклатуре;

  • определять принадлежность веществ к различным классам;

  • характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.


Химический практикум. (4 ч)

Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

Решение экспериментальных задач по органической химии.



Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.
Знать: правила техники безопасности и правила работы с химическим оборудованием и реактивами.
Уметь:

  • проводить химический эксперимент;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

  • объяснения химических явлений;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по химии в 11-ом классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). По окончании изучения курса общей химии учащиеся овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным
133.06kb.
Рабочая учебная программа по химии в 10-ом классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). По окончании изучения курса органической химии учащиеся овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным
204.17kb.
Рабочая учебная программа по химии (8-9классы) на 2010-2011 учебный год Нормативные документы
2961.03kb.
Рабочая программа по химии (социально-экономический класс)
769.88kb.
Программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю
378.84kb.
Программа рассчитана на 32 часа в год ( 1 час в неделю). Согласно годовому календарному графику в 2010-2011 уч году-32 часа
126.48kb.
Рабочая программа по химии для 8-9 классов. Учитель: Лукашевичус О. А
307.28kb.
Беликова Ольга Борисовна Год составления: 2012-2013 учебный год Класс 3 Общее количество часов по плану 102 Количество часов в неделю 3 рабочая программа
178.59kb.
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии 2004 г.
605.57kb.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в соответствии со школьным учебным планом), по 2 часа в неделю. Из этих часов приходится
504.82kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего
426.1kb.
Рабочая программа курса по выбору «Путешествие в страну окислительно-восстановительных реакций» для 9 классов
103.31kb.