Главная стр 1
скачать
Рабочий лист учителя нач. классов: Лопатиной Татьяны Валентиновны

4 класс, УМК( Школа России)

Неделя №1 тема «Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников»

Цель: Понять влияние различных внутренних (школьных) и внешних( социально-экономический статус семей учеников и т.п.) факторов на развитие грамотности чтения младших школьников. Определить вклад школы и учителей в развитие грамотности чтения младших школьников.Провести рефлексию своей профессиональной деятельности.

Рабочий материал: 1.М.А.Пинская, статья «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников?» 2. В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова «Формирование читательской грамотности младших школьников», учебно - методическое пособие, раздел 2.1 «Факторы, влияющие на развитие грамотности чтения у младших школьников»

Формы деятельности участников семинара №1(обязательные обозначены плюсом ( +), остальные зависят от школьной ситуации, численности учителей и их возможностей):

№ задачи

индивидуальная

парная

групповая

Общая

1.

+







+,обобщенная таблица по учителям школы: аргументы и доля учителей школы указавших этот аргумент, вывод

2

+







+ обобщенная таблица по школе

3

+







+Обобщенная таблица по учителям школы. Использовать условные знаки задания 2

4

4







++Обобщенная таблица по учителям школы. Использовать условные знаки задания 2

Примечание:1. Текст внутри ячейки таблицы определяет форму документа;

2.Желтый цвет указывает на то, что документ хранится у учителя, синий- материал выставляется на сайте управления в разделе Форум/Методическая работа/ Формирование читательской грамотности мл школьников/ Неделя №1( номера недель будут меняться). Материалы для сайта оформляются в одном файле. Данный материал хранится у зам директора или руководителя ШМО учителей начальных классов.


Задача 1: Учебное заведение считается эффективным (с позиции развития грамотности чтения младших школьников), если результаты его учащихся были значимо выше, чем те, которые данное учреждение могло бы дать с учётом социально-экономического статуса семей учеников. Используя материалы статьи М.А. Пинской, приведите не менее трех аргументов, подтверждающих данное утверждение.

Ответ:

1)Постоянные участники интеллектуальных марафонов и международных олимпиад по лингвистике «Русский медвежонок» и математике «Кенгуру» (массовые, которые привлекают не только лучших учащихся, но и всех желающих из любых классов).

2) Развивают учебную мотивацию классные соревнования по чтению, которые проходят в классе с регулярным награждением участников; соревнование по технике чтения в школе – с награждением лучших участников прочитавших большее количество слов без ошибок.

3)Выставка лучших ученических и творческих работ в классе и в школе.

4)Индивидуальная работа с учащимися (группы риска)

Задача 2 . В ходе изучения данной статьи была составлена таблица1: Школьный климат ( по чтению). Таблица предназначена для изучения вклада школы в развитие грамотности чтения младших школьников. Заполните пустые ячейки, используя текст статьи










Взаимные ожидания родителей и школы

Предоставление дополнительных образовательных услуг

-

Выбор учебной программы

+\-

Выбор учителя

+

Готовность родителей к активному участию в обучении своего ребенка

+\-

Родители регулярно и в большом объёме читают дома с детьми, в том числе и не программную литературу

+\-

Семья обеспечивает требования школы о ежедневном чтении дома не менее…страниц

-

Предоставляется возможность ученикам заниматься на более высоком уровне

+\-

Учебная мотивация, акцент на достижениях

Использование различных стратегий (оформленных в планах, проектах и т.п) для поддержки и увеличения учебной мотивации и читательской активности школьников

+\-

Включение учеников в соревновательный процесс:

- классные соревнования по домашнему чтению с регулярным награждением победителей

- использование портфолио детских работ


+

+



Массовое участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней

+

Взаимная удовлетворенность

- взаимодействие с семьёй (школьный климат)

- преподавательские умения и учебные стратегии (учебная мотивация)

+
+

Качество учебной среды

Наличие факторов, создающих живую образовательную атмосферу:

- выставки детских работ;

- плакаты;

-Схемы;


- Классные библиотеки;

- познавательная информация;

- и т.п.





+

+

+


+

+


Грамотное использование имеющихся ресурсов

+

Факторы уровня учителя

- вовлечение родителей в процесс обучения ребёнка

- поддержка учебной мотивации и достижений учащихся (не только высоких результатов)

- использование учителями программ и пособий повышенной сложности, приобщение к этой работе всех учащихся;

- постоянное обсуждение прочитанного – развитие речевых навыков учеников



+
+

+\-


+

Условные обозначения для заполнения последнего столбца, на основе

а) представлений учителя

б) по конкретной школе:

- отсутствие фактора;

+/- фактор выражен незначительно;

+ фактор сильно выражен.



Задание №3 (на основе рефлексии профессиональной деятельности каждым учителем)

Заполните таблицу: «Приёмы, методы, техники, которые Вы используете на уроках литературного чтения.»



ФИО учителя: Лопатина Татьяна Валентиновна

При обучении детей чтению

При развитии техники чтения

При формировании «Читательской грамотности»

1)Субъективизация процесса обучения представляет собой непосредственное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности. Как способ организации работы учащихся на уроке который достигается посредством:

1)систематического использования на многих структурных этапах урока антиципации (прогнозирования, предвосхищения школьниками содержания и видов предстоящих учебных действий);

2) интенсивного использования устной речи учащихся;

3) планомерного, систематического «включения» в работу таких важнейших интеллектуальных качеств, как память, внимание, мышление;

4) модификации урока литературного чтения, предполагающей использование новых подходов и приемов проведения традиционных частей урока.


1)Провожу ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения с целевой установкой;

2) Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность предложений такова: если первое предложение имеет всего 8 букв, то последнее предложение 18-го набора – 46. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы.

Методика проведения зрительных диктантов.

1.(До урока.) Пишу набор предложений на доске (печатными буквами).

Закрываю (обратной стороной доски.

2. (Во время урока.) Открываю одно предложение на определённое время (от 4 до 7 сек.), за которое дети читают его про себя. Стираю предложение, а дети записывают его в тетрадь.

И так с каждым предложением.

Примечание. Если ребёнок не успевает заполнить предложение, то необходимо на следующий день повторить работу с данным набором. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать без проблем. На каждый набор уходит по 3 дня. Зрительные диктанты должны писаться каждый день.

Развитие скорости чтения.

Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко использую три типа упражнения:

-многократное чтение;

-чтение в темпе скороговорки;

- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Включаю различные виды чтения:

-первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником;

-первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися;

-первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя;

-самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием;

-(для слабочитающих) чтение с чётким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя;

-выделяю посильные для индивидуального чтения части текста;

-хоровое, групповое, выборочное и комментированное чтение

- скандирующее чтение(отстукивание темпа) для регуляции темпа чтения и др.



Стимулирование учащихся.

На каждом уроке необходимо применять приём стимулирования учащихся:

-самозамер скорости чтения, привитие интереса к чтению – залог высокой техники чтения,

следовательно, и интереса к учению в целом.



Читательская грамотность - как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.

1.Разные виды чтения:

1)первичное самостоятельное чтение небольшого текста; первичное чтение учителем; первичное чтение по вызову и повторное чтение детьми про себя; самостоятельное чтение части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся используется чтение с четким проговариванием слогов, шепотное чтение, хоровое и групповое чтение. Разные приемы чтения вводятся в урок не только как простая техническая тренировка, но каждое перечитывание имеет определенную смысловую задачу, посильную и интересную для ребенка.

2)Упражнения для обучения чтению

Развитие четкости произношения:

Эта работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Для этого вводились скороговорки, чистоговорки, пословицы, а также сочетание гласных и

согласных:

- сначала давались гласные: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т. д. Эти упражнения развивают:

подвижность речевого аппарата.

3)Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения

С этой целью даются слова и словосочетания для чтения на определенное время.

Обращалось внимание на словосочетание слов.

Для упражнений использовались разные части речи: вода-водный, белый, белье, побелить.

Для тренировок правильности чтения используются взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит и отмечает ошибки. Затем роли меняются. Все заняты чтением, а учитель фиксирует правильность чтения учеников.

4)Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания.

Для развития оперативной памяти проводятся зрительные диктанты.

Существуют много вариантов таких диктантов.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию проводится упражнение «Финиш». Учитель указывал слово или группу слов, до которых дети должны дочитать как можно быстрее, чтобы дети читали внимательно задаются контрольные вопросы по содержанию прочитанной части.


Примечание: количество строчек можно и нужно увеличивать.



Задание №4 Заполните таблицу( используйте уже упомянутые условные обозначения)

«Виды работ над текстом я использую на уроках литературного чтения»



Вид работы

Моё использование

1

Чтение произведения и определение его жанра.

+

2

Чтение и пометка непонятных слов.

+

3

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

+

4

Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

+

5

Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

+

6

Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

+

7

Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

+\-

8

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

+

9

Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

+\-

10

Чтение, деление текста на части.

+

11

Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

+

12

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

+

13

Чтение текста и сбор пословицы из слов.

+\-

14

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

+

15

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

+

16

Чтение по ролям.

+

17

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

+\-

18

Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

+

19

Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

-

20

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

+

21

Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

+

22

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

+

23

Установление путём чтения причинно-следственных связей.

+

24

Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

+

25

Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

+

26

Чтение текста голосом героя.

+

27

Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

+

28

Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

+

29

Чтение и подбор из текста слов – признаков.

+

30

Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

+

31

Чтение и дописывание предложений словами из текста.

+

32

Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

+\-

33

Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

+\-

34

Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

+\-

35

Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

+\-

36

Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

+

37

Чтение и выполнение тестовой работы.

+

38

Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.

+

39

Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

+\-

40

Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

-

41

Чтение и пересказ от лица героя произведения.

+

42

Чтение, представление и описание героя произведения.

+

43

Чтение сказки и изменение хода событий.

+

44

Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

+

45

Чтение, придумывание продолжения рассказа.

+

46

Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

+

47

Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

+

48

Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

+

49

Чтение, расшифровка обряда.

+

50

Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

+

51

Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

+

52

Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

+



Последний день выставления обобщенных работ на сайт 18.01.13

Успехов!
скачать


Смотрите также:
Рабочий лист учителя нач классов: Лопатиной Татьяны Валентиновны 4 класс, умк( Школа России) Неделя №1 тема «Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников»
115.14kb.
Рабочий лист Шаленко Елены Григорьевны, учителя 1-3 классов, умк «Гармония». Неделя №1 тема «Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников» Цель
75.52kb.
Рабочий лист №1 коллектива учителей начальных классов, мбоу «Степновская сош», умк (ро л. Занкова) Неделя №1 тема «Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников» Цель
87.55kb.
Рабочий лист учителей мбоу «Дороховская сош»: Яковлева Елена Валерьевна, учитель 1 класса, умк
250.06kb.
Экология для младших школьников
157.34kb.
Рабочий лист учителей мбоу «Дороховская сош»: Яковлева Елена Валерьевна, учитель 1 класса, умк
41.35kb.
Рабочий лист №2 Савинкина Г. П., учителя 1 класса ( ро по Л. Занкову) Неделя №2 тема «Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями фгос. Требования фгос к уровню освоения учащимися читательской
138.17kb.
Программа по литературному чтению, 4 класс умк «Перспективная начальная школа»
382.86kb.
Отчёт учителя экспериментатора
43.43kb.
Курячей Татьяны Владимировны учителя начальных классов 2013-2014 учебный год Обучение грамоте 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Раздел
276.2kb.
«Развитие орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка»
489.29kb.
Пояснительная записка Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является составляющей частью умк «Школа России»
60.53kb.