Главная стр 1
скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №2»






Педагог

дополнительного

образования:

Куготова Т.А.
г. Салехард 2007 г.
Цель: Научить видеть в искусстве складывания фигурок из бумаги

философское богатство мира, формировать способности,

развивающие творчество, мыслить объемно. Познакомить

детей с историей возникновения оригами, его традициями.



Материалы: квадратики цветной бумаги, клей, ножницы, цветные

ручки.


Зрительный ряд: оригамская елка, фигурки зверей из бумаги,

оригамский универсальный конструктор, подвеска

«Журавлики», поделки детей.

Музыкальный ряд: Моцарт «Волшебная флейта».

Содержание: Начинаем урок с приветствия оригамистов, которое учитель произносит вместе с детьми:

– Добрый день! (Дети встают). Начинаем урок оригами.

(Далее дети повторяют за учителем хором).

– Здравствуй, левая рука! (Левая рука сгибается в локте и отводится в сторону).

– Здравствуй, правая рука! (Правая рука сгибается в локте и отводится в другую сторону).

– Поработаем вместе! (Ладони сводятся вместе на уровне груди, голова склоняется вниз).

– Садитесь, пожалуйста!

Учитель: Целью нашего урока сегодня дети будет не только познакомиться поближе с искусством «оригами», его историей, но и попробовать прочувствовать его внутреннюю сущность – философскую. Одним словом я постараюсь вас «заразить» «оригами».

Искусство складывания из бумаги различных фигурок возникло в Японии в XVII – XVIII вв., хотя сама технология бумажного производства была разработана в Китае задолго до этого времени, еще до нашей эры.

В ту далекую эпоху бумага была изысканным и ценным материалом, который используется в Японии во время религиозных церемоний (случайное совпадение слов «бог» и «бумага» - по-японски «ками» - «оригами»). Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в древней Японии. Это занятие удачно вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзенбуддизма. На Востоке квадрат является не просто геометрической фигурой, а важным философским смыслом символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы.

В XII – XVIвв. Оригами в Японии постепенно выходит за пределы храмов и становится светским развлечением аристократов. Зарисовки и фигурки, сложенные в виде бабочки, журавля и цветка, являлись символами определенных чувств и пожеланий. В XVII в. оригами превращается в популярный способ провождения свободного времени.

Развитие оригами как авторского искусства связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Иошизавы. Он сумел вдохнуть в старинное традиционное японское развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства. В 1954г. он издает свою книгу «Новое искусство оригами», где с помощью условных обозначений знакомит широкую публику всего мира с этим давно известным, но не очень популярным искусством. Эти маленькие значки изменяют все представление об оригами. Оно становится доступным всем возрастам.

Начиная с середины XX в. оригами становится известным в Европе и Америке. В России толчок развитию оригами дают созданные в 1989 и 1991 гг. общественные организации Московской и Петербургский центры оригами. С 1996г. в Москве начинают печатать журнал «Оригами искусство складывания из бумаги». На этом этапе мы остановимся, ребята и перейдем ко второму этапу нашего урока-занятия. Я хочу познакомить вас с мини-музеем оригами, где экспонатами выступают и ваши работы.

Первый наш экспонат – это оригамская елка. Считается с древних времен, что рождественская елка украшенная изделиями, сделанными своими руками, приносит радость и удачу. Такие елки принято украшать в Европе с середины 80-ых гг. XX столетия. В течение года дети и взрослые присылают в центр оригами свои работы, а под Рождество на самой главной площади в крупных городах устанавливают многометровые елки и украшают их тысячами игрушек-оригами (г. Нью-Йорк 1976г. – 15 метров – 7 тысяч игрушек оригами).

Следующий экспонат нашего музея – универсальный оригамский конструктор (мы сами сделали его на уроках технологии) – это и интересная и увлекательная игра. Из него можно складывать как геометрические узоры, так и объемные башни и дома. Этот конструктор яркий пример модульного оригами, получившего развитие особенно в Америке, Аргентине, Австралии, Бразилии. Такие конструкторы можно делать из различных геометрических тел: кубиков, призм, пирамидок и т. д.

В нашем музее можно увидеть и символы-оригами подвеска «Журавлик» (всем известная история японской девочки сделавшей, вернее мечтавшей сделать 1000 журавликов, чтобы излечиться от лучевой болезни) и испанская «Пахарита» (ведь испанцы тоже претендует на то, что оригами зародилось в Испании), и большое количество различных модификаций слонов, динозавров, журавликов, собачек, и др. животных. Есть в нашем музее и выставка работ ребят уже давно увлекающихся оригами. Они выполнили свои работы на плоскости с помощью оригами.

И в конце своего рассказа об оригами я хотела бы особо отметить, это занятие: - развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

– повышает активность мозга:

– развивает интеллектуальные способности;

– активизирует творческое мышление;

– развивает пространственное воображение;

– улучшает глазомер;

– снижает тревожность;

– стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

Так что плюсов у этого занятия много, а минусов нет. Так может стоит увлечься им и попробовать стать творческими личностями, удивить себя и своих родителей, своих знакомых и вообще весь мир…

Как это сделала одна из жительниц Швейцарии, а сейчас вас попробует удивить мой помощник.

(Под музыку Моцарта девочка одевает черную шляпу и черный плащ, ставит черный ящик к себе на колени. На ящике написано: Театр «Орикадабра» В небольшом отверстии появляется две кисти рук, а в них небольшой белый квадратик. Под музыку происходит зачарованное действие, мелькают руки, мелькает бумага и постепенно в пальцах возникает, нет рождается лебедь…, а потом храбрый Лис, а вот и красивый элегантный журавлик).

На это действие хочется смотреть долго-долго, взгляд невозможно оторвать, кажется мир остановился, замедлился бег нашей сумасшедшей жизни.


Задание.

А теперь ребята я хочу предложить вам сделать два панно. Разделимся на две команды. Одна группа будет выполнять панно «Бабочки», а другая группа панно «Голуби». Каждый из вас должен изготовить по схемам с помощью условных знаков несколько фигурок через 10 минут мы посчитаем на чьем панно фигурок будет больше. При выполнении задания вам необходимо вспомнить законы перспективы, т.е. те предметы, которые будут находиться ближе к вам будут больше, чем те, которые находится на заднем плане. Но перед тем, как мы начнем работать я хочу напомнить вам несколько правил оригамистов:



Правило I «Девять-один-один»: это значит, что сделав операцию сам, поверни голову к соседу и помоги ему.

Правило II Определи какая базовая форма является основой новой фигурки, это увеличит скорость выполнения и восприятия.

Правило III «Молчанка» - выполняй свою работу по возможности молча, внимательно следи глазами за учителем и не отвлекай других.

Ну что, засекаем время и начинаем работать. Через 10 минут подводится итог, кто выполнил больше фигурок, чье панно красивее.



А на последок ребята я хочу сказать, что многие ваши сверстники настолько увлечены оригами, что через некоторое время сами начинают придумывать свои новые фигурки и композиции и могут за это получить авторское свидетельство, если зарегистрируют его в журнале «Оригами». Вашу работу обязательно напечатают и она будет носить вашу фамилию и имя. Например: «кораблик» Веснина Миши, «лягушка» Зяблицкого и т. д. Счастливого вам пути ребята в путешествии по стране волшебной оригами.














скачать


Смотрите также:
Развивающие творчество, мыслить объемно. Познакомить детей с историей возникновения оригами, его традициями
63.74kb.
Классный час: «Странный праздник «Старый Новый год!»
124.47kb.
Цели: познакомить детей с традициями встречи Нового года, с историей новогодней игрушки; расширять кругозор, речь; Создать предновогоднее настроение; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Оборудование
95.96kb.
Русский костюм Цели занятия
124.65kb.
Тема: Здравствуй школа
25.85kb.
Сценарий праздника для учащихся 5-7 классов. Цель: Познакомить детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития
132.36kb.
Урок №2: Колыбель ислама. Цели: Познакомить детей с историей возникновения и распространения ислама
61.63kb.
Украшение жилища в японском стиле. Оригами. Бабочка
105.59kb.
Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах
114.3kb.
Семейные праздники
29.54kb.
«Изучение традиций азербайджанского народа. Праздник Навруз-Байрам»
61.94kb.
Классный час «Вы сказали: «Здравствуйте!»
58kb.