Главная стр 1
скачать
Развитие внимания и памяти школьника.

Цель: ознакомить родителей с проблемой развития внимания подростков; рассмотреть основные процессы памяти.

Внимание, память, воображение приобретают самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Если в дошкольном возрасте игровая деятельность сама способствовала количественным изменениям в развитии произвольности, то в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения социальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольный, преднамеренный характер.

Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-7 лет, 10-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычных обстоятельствах ему еще трудно организовать свои психические функции на уровне высших достижений человеческой психики.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на обследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7 летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть 2 или 3 часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисование, конструирование, изготовление поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могу произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта способность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Для младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Развитие памяти. Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в дошкольном возрасте усваивает речь на столько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события, сведения и сохраняет их. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека.

Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, сто надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.



В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части, учит контролировать процесс запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.
скачать


Смотрите также:
Развитие внимания и памяти школьника. Цель
33.06kb.
Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с зпр и онр
23kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности Юрга 2011г. Содержание театр 2 Рабочая программа внеурочной деятельности 2
320.9kb.
Занятие №1 Цель: развитие концентрации внимания и его устойчивости. Упражнение на развитие концентрации внимания
36.65kb.
№ урока Тема урока Цель урока Деятельность учителя Деятельность ученика
59.13kb.
«С. В. Михалков» Учителя начальных классов мбоу лицея №4 г. Данкова
46.17kb.
Интеллектуальный марафон. Цель: знакомство с содержанием понятия
31.7kb.
Школьный праздник: «Мисс Очарование» Цель: создать атмосферу праздника в игре- соревновании Задачи
74.06kb.
Рекомендации родителям об особенностях развития памяти и внимания младшего школьника
27.91kb.
Урок по теме «Механические колебания» в 9 классе Викторовской сош учитель: Скляр А. И
71.39kb.
Путешествие по Солнечной системе
90.38kb.
Чтоб смог он целый мир разрисовать
108.83kb.