Главная стр 1
скачать
Развитие интеллекта учащихся посредством обучения русскому языку по технологии Ю.А.Поташкиной и литературе

по технологии Б.С. Дыхановой

Якубенко Н.Н.

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ г. Бирюча»
Мышление – один из видов психических процессов. Оно включено в любой познавательный процесс: восприятие, память, воображение. Высокий уровень развития мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам и рассматривается многими учёными как существенный показатель общего интеллекта развития.

Умственное развитие является важной стороной в формировании личности школьников, в частности её познавательной деятельности. Мышление характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами.

Установление причинно-следственных, условных связей, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного, отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Мышление осуществляется тремя способами, имеет три вида: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Учащиеся должны ставиться в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения, чтобы происходило развитие словесно-логического, отвлечённого мышления. Формирование такого вида мышления возможно при:


  • развитии самостоятельной логики, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой;

  • умении делать выводы, обосновывать свои суждения, классифицировать предметы и понятия;

  • развитии учебных умений и навыков, необходимых для успешности последующего обучения;



  • реализации способностей каждого ребёнка и создании условий для индивидуального развития;

  • развитии психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения: слуховых, зрительных, речевых органов, пространственной, временной количественной ориентации, фонематического слуха.

Учитывая мнение психофизиологов, что именно к 10-11 годам формируется словесно-логическое мышление и завершается развитие речевых центров школьников, по авторской программе Ю.А.Поташкиной к этому возрастному рубежу даются все основные представления о языке как целостной системе. Поэтому виды и приёмы работы на уроках русского языка направлены на развитие мышления и речи. В 6-9 классах основной акцент сделан на совершенствование правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в режиме непрерывного правописного и речевого тренинга на уроках русского языка.

Весь процесс обучения имеет задачную организацию. Учащиеся решают предложенные учителем логические, лингвистические и речевые задачи. А чтобы успешно их решать, им предлагается задание извлечь необходимую информацию из логико-структурной схемы. На следующем уроке ученики воспроизводят основную структуру изученного материала и приступают к анализу конкретного языкового материала с помощью алгоритма. В логико-структурных схемах материал представлен системно и изучается от целого к частному. Требует интеллектуального участия школьников в получении знаний. Активной умственной деятельности по извлечению информации о нужном явлении. Работа строится по вопросам нерепродуктивного характера, которые помогают развивать память, речь, словесно-логическое мышление. Внимание ученика направлено не на запоминание, а на осознание причинно-следственных связей. У детей возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях.

Не менее важную роль играют алгоритмы по правописанию. Они мобилизуют внимание, воображение, старые и новые знания,

а так же интеллектуальное напряжение ребёнка, развитие монологической речи. Запись рассуждений с помощью опор помогает удержать цепочку вопросов в памяти и использовать в работе над диктантом, способствует развитию логической, зрительной памяти, формированию внутреннего плана рассуждений. Система оригинальных алгоритмов и алгоритмизованных таблиц по правописанию, программирующих решение орфографических и пунктуационных задач, является тренажёром для отработки и затем поддержания навыков правописания, произвольного словесно-логического мышления, произвольной и связной рассуждающей устной речи. Алгоритмы – это своего рода умные инструкции, помогающие ученику решить орфографическую проблему, поэтапные умственные действия, которые надо выполнить. Произнесение вслух, краткая запись шагов алгоритма способствует запоминанию всей цепочки рассуждений. В данную работу практически включаются все виды памяти.

Умение ориентировать свой устный монолог на слушателя помогает ученику ориентировать на отсутствующего читателя и свою письменную речь. В обоих случаях большую роль играет воображение, т.е. умение поставить себя одновременно и на место говорящего (пишущего), и на место слушающего (читающего). Эти упражнения предполагают построение достаточно объёмных устных речевых произведений в монологической форме, отчасти репродуктивных, потому что структура ответа задана логико-структурной схемой или алгоритмом.

Развитие речи и развитие мышления – единый процесс. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Поэтому все развивающие технологии обучения русскому языку и литературе ставят целью формирование и развитие словесно-логического, речевого, мышления, которое тесно связано с развитием интеллектуальных способностей и творческого мышления учащихся.


«Озвучивание» домашнего задания – различных видов разбора слов и синтаксический разбор предложения, работа по алгоритму, составление ответа по таблице учебника предполагают составление устных текстов научного стиля. Такие виды работы проводятся фактически ежеурочно. Они также служат развитию речи учащихся. Кроме того, мы пользуемся и более короткими устными ответами как упражнениями, развивающими монологическую речь. Например, на ежеурочной «разминке», выполняя упражнение «разведи слова по значению и написанию»: ученик должен объяснить разницу в значении омонимичных слов или морфем, подобрав, если можно, проверочные слова и обосновав свой выбор проблемной для правописания буквы (проживать (по адресу) - прожевать (кусок), слизать (сметану) -слезать( с дерева), накалить (утюг)-наколоть (палец) и т.п.). Приведённые примеры упражнений дают возможность учащимся достигать понимания, ощущения ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений, видение причинно-следственных связей. Все они, большие и малые, требуют активной мыслительной деятельности и самостоятельности.

Уроки развития речи строятся на их основе. Они позволяют выполнять более сложные задачи, связанные с творческими письменными работами.

Подобные виды работы проводятся и при обучении литературе по технологии Б.С.Дыхановой.: «озвучивание» логико-структурных схем, устные и письменные ответы на проблемные вопросы, комментарий учащихся к своим иллюстрациям по литературным произведениям. Эвристическая беседа – основной метод работы на уроке по технологии Б.С.Дыхановой. Также учащиеся размышляют над лексическим значением слова в данном контексте вслух, осуществляют пересказ текстов и отрывков из литературных произведений с целью осмысления прочитанного, заучивают наизусть, формулируют вопросы, сравнивают параллельные тексты. Эти виды работы обязательно озвучиваются. Ребята учатся выразительно читать.
Всё это подготавливает учащихся к более сложному виду творческой работы в школе – написанию сочинения по литературному произведению. Б.С.Дыханова считает, что писать сочинение нужно учить постепенно. Учащийся должен «созреть» для этого вида работы. Поэтому сочинения, написанные в 5-7 классах, можно считать сочинениями лишь условно. По программе данной технологии в 8 классе проводятся отдельные уроки, на которых учитель литературы учит учеников писать сочинения по литературным произведениям. К этому времени накапливается определённый литературный опыт учащихся, развиты навыки устной речи. А пока в 5 классе предлагается написать сказку, стилизовать былину, изучив законы их построения, поразмышлять над пословицей, поговоркой.

Для любых уроков вводим задачи-«раздумья». Вопрос «почему?» чаще всего звучит на наших уроках.

Развитию творческого мышления способствует и освоение логико-структурных схем, но они вводятся после изучения конкретных художественных текстов, для глубокого понимания которых они, эти схемы, необходимы. При работе с логико-структурными схемами по технологии Б.С.Дыхановой используются следующие нетрадиционные методические приёмы: «Собери схему», «Исправь ошибку» (ошибка заведомо воспроизведена в схеме учителем), «Придумай собственные вопросы к схеме».

Регулярно составляются развёрнутые логически выстроенные планы-рассуждения по тексту, поскольку умение «сочинять» на заданную тему впрямую зависят от умения «выстроить» логическую модель.

В результате развивается словесно-логическое мышление, которое способствует развитию творческого мышления, активной речемыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Одной из важных задач учителя-словесника является пробуждение у обучающихся исследовательского интереса, развития у них лингвистической интуиции, словесно-логического мышления.

Важно не столько передать учащимся определённый объём знаний, сколько научить получать их самостоятельно. Школьники должны не просто читать, а познавать текст, видеть то, что скрыто от невнимательного глаза, - подтекст.

Таким образом, развивающие технологии обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной и литературе Б.С.Дыхановой способствуют развитию интеллекта школьников, развивают их самостоятельность, речь, учат видеть причинно-следственные связи, создают условия для проявления личностных способностей учащихся.







скачать


Смотрите также:
Развитие интеллекта учащихся посредством обучения русскому языку по технологии Ю. А. Поташкиной и литературе по технологии Б. С. Дыхановой Якубенко Н. Н. учитель русского языка и литературы моу «сош г. Бирюча»
63.89kb.
Семинар учителей русского языка и литературы
17.42kb.
Горбунова Ольга Викторовна, учитель высшей категории русского языка и литературы моу сош №3 г. Петушки владимирской области
711.74kb.
Развитие творческих способностей школьников в процессе применения элементов технологии критического мышления и субъективного опыта учащихся на уроках литературы
59.19kb.
Методические рекомендации по использованию технологии Б. С. Дыхановой Подготовка программы формирующего параллельного эксперимента Сентябрь 2006 г
98.23kb.
Подготовка учащихся к новой форме итоговой аттестации в 9 классе и егэ по русскому языку в 11 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы моу «Графовская сош»
65.42kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.
106.32kb.
«Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»
45.68kb.
Дипломом по специальности «Учитель русского языка и литературы»
55.94kb.
Программа по русскому языку 8 класс учитель русского языка и литературы: Процык С. В. Рассмотрено на заседании
278.92kb.
Шелудченко Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Вейделевская сош»
243.58kb.
Малеваная Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы моу петропавловская сош петропавловского района Воронежской области пояснительная записка Настоящая программа
344.99kb.