Главная стр 1
скачать
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников

Старший преподаватель МГОГИ Епишина Л.В.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Одной из важных задач начального образования становится формирование социальных установок младших школьников, в частности в сфере общения, которое предполагает компетентность школьников в условиях коммуникации.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.



Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

1 этап

Готовность учащихся участвовать в  общении на уроке




Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ




Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой




Комментировать вопросы и ответы




Делать сообщения




Рассказывать логично и последовательно

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания




Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку




Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко




Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание




Умение использовать риторические вопросы




Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником




Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе




Умение поддерживать беседу




Умение вести конструктивный диалог




Умение построить дискуссию и вести её




Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

В структуру коммуникативной компетенции входит диалогическая составляющая, или диалогическая компетенция. Под диалогической компетенцией соответственно понимаются знания, опыт, осведомленность в диалогическом общении. В данном случае диалогическая компетенция выступает как результат опыта ведения диалога и как цель. Мы считаем, что важной частнодидактической задачей педагогов начальной школы, без реализации которой говорить о сформированности коммуникативной компетенции невозможно, является формирование диалогической компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно - способности быть компетентным как в говорении, так и в слушании.
Диалог рассматривается как одна из основных учебных форм коллективного обучения. В своей книге «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» С.Ю.Курганов предлагает модель такого урока, на котором усвоение знаний было бы не магнитофонным «воспроизведением» понятий, приемов, способов мышления, а
формой развития личностного, индивидуального мышления каждого учащегося, чтобы, обучаясь математике или языку, ребенок осуществлял не только движение «извне-внутрь», но и «изнутри-вовне», создавая самих себя как равноправных собеседников . Для создания коммуникативных навыков полноценного диалогического взаимодействия необходимо:

  • понимание равенства;

  • отказ от позиции доминирования;

  • признание приоритета внимания друг к другу над необходимостью принятия решения;

  • активное, заинтересованное слушание;

  • открытость в выражении чувств, мыслей, подходов к предмету обсуждения и в отношениях друг к другу, в постановке вопросов.

Диалоговые формы освоения знаний – это формы, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает. К основным диалоговым формам коллективного обучения мы относим беседу, диспут, дискуссию, совместное речетворчество, дидактические и ролевые игры. На наш взгляд, регулярное использование данных форм в учебном процессе (диалог голосов) позволит судить о соответствующем уровне и когнитивного, и коммуникативного развития ребенка.
Сказанное выше позволяет сделать следующие
выводы:

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе– М.; «Просвещение» – 2008.

2.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
скачать


Смотрите также:
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников
54.46kb.
Отчет Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий
393.89kb.
Ерофеева Татьяна Игоревна, учитель английского языка
52.09kb.
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Н. Г. Калинина
65.62kb.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
182.16kb.
Развитие речи младших школьников
182.03kb.
Рабочий лист Шаленко Елены Григорьевны, учителя 1-3 классов, умк «Гармония». Неделя №1 тема «Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников» Цель
75.52kb.
Рабочий лист учителя нач классов: Лопатиной Татьяны Валентиновны 4 класс, умк( Школа России) Неделя №1 тема «Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников»
115.14kb.
Отчет о деятельности мип моу сарафоновской сош
112.15kb.
Р. И. Визгер Развитие творческих способностей младших школьников Дятлово 2008 Рецензент заместитель директора по учебно-воспитательной работе уо «Гезгаловская государственная гимназия»
608.69kb.
Муниципальное образование город норильск
144.24kb.
Организм как единое целое
34.96kb.