Главная стр 1
скачать
Развитие письменной и устной речи младших школьников

«Сначала свари слово, потом вытащи изо рта»

Татарская пословица
Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все они развиваются параллеяльно.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям – систематичность, а также разнообразие видов упражнений. Общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

- обеспечение хорошей речевой среды (чтение книг, слушание радио и т д)

- обеспечение речевой практики для учащихся

-проведение постоянной работы по развитию речи

-создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи

Виды речи:

Внешняя (устная и письменная) внутренняя


Требования к речи учащихся:

1)содержательность (говорить и писать о том, что хорошо знаешь)

2)логичность, последовательность, четкость построения речи

3)точность (требует богатства языковых средств)

4)выразительность-умение ярко, сжато передать мысль

5) ясность речи –доступность тем людям, к которым она обращена

6)произносительная сторона речи –хорошая дикция, соблюдение правил орфоэпии (говорить и читать громко, владеть интонацией, паузами, логическими ударениями)

7)чистота речи (без лишних слов-паразитов)

8)правильность речи (соответствие литературной речи)

9)речевая активность


Достижению поставленной цели должны помочь принципы.

1. Вызывание речевой активности у учащихся.

Речевая активность проявляется в их общей коммуникативности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить.

2. Углубление смыслового восприятия учебного текста.

Учебным является текст, предназначенный для решения учебных задач. Его важнейшая особенность заключается в том, что он ограничивается языком, определенным образом отобранным и минимизированным, т.е. «освобожденным» от малосущественных и второстепенных черт. В тексте должно преобладать повествование, четко представлены предметы речи, прослеживаются ясные переходы от одной части к другой.

3. Формирование некоторых понятий лингвистики текста.

Известно, что понятия предстают в виде совокупности признаков, наличием которых одна языковая единица отличается от другой. Такие признаки составляют определенную сумму знаний о построении текста. Овладение ими создает условия для повышения осознаваемости речевых действий.

4. Проведение упражнений, развивающих связную речь, в системе.

Традиционно к ним относятся пересказ (изложение), рассказ (сочинение). Одни содействуют работе над письменной речью, другие – над устной.

Методы развития речи взаимодействуют на уроке, но ни один из них не может входить в другой метод.

1. Создание проблемных речевых ситуаций.

Создать проблемную речевую ситуацию – это, значит, создать условия, достаточные и необходимые для высказывания впечатления, сигнализирующего о том, что что-то не так, что-то не то. Их созданию содействует постановка вопроса «Почему?», преднамеренное изменение композиции текста, сравнение ведущее к выбору варианта, проговаривание задания, использование «деформированного» текста.

2.Анализ содержания учебного текста и планирования высказывания.

Эти методы направлены на углубление смыслового восприятия такого текста.

Проанализировать его содержание – это значит организовать осмысление предметного, смыслового содержания, ведущее к определению темы, подтем, смысловых частей. Основными приемами осуществления данного процесса являются вопросы учителя.

Осмысление предметного содержания направляется вопросами «Что? Где? Когда?», смыслового содержания – «Как? Почему?».

3. Сообщение признаков изучаемых понятий, упражнения на их закрепление.

Этими методами обеспечивается формирование некоторых понятий лингвистики текста. Такими понятиями являются термин «группа предложений», «тип текста».

4. Виды изложений, сочинений.

Эти методы оказывают помощь в приложении знаний о конструировании текста.

Этапы этой работы: а) овладение терминами «пересказ», «подробный пересказ»;

б) подробный пересказ по плану;

в) овладение термином «выборочный пересказ»;

г) выборочный пересказ;

д) овладение термином «сжатый пересказ»;

е) сжатый пересказ.
Работа над словом.

Слово – основная значащая единица речи языка. Богатство словаря – признак высокого развития человека. Из чего же складывается словарная работа в школе?

- Обогащение словаря (усвоение новых слов)

- Уточнение словаря (углубление понимания известных слов)

- Активизация словаря (включение слов в речь)

- Устранение нелитературных слов ( исправление ударений, произношений)

Словарная работа проводится на всех уроках.

а) показ предмета, загадка

б) его значение

в) синонимы, антонимы, словообразование

г) словосочетания

д) предложения


Работа над словосочетанием: 1) постановка вопросов от главного слова

2) схематическое изображение связей между словами в предложении

3)объяснение значений словосочетаний (осень, глубокая

осень – поздняя осень)

Работа над предложением.

1) Самый простой способ – чтение образцов, отработка интонации, выразительности, запоминание, заучивание.

2)Первоначальный прием, применяемый учителем для построения предложения – вопрос учителя.

Что дети собирали в лесу? Дети собирали в лесу малину.

3)Составление предложений по образцу, но на другую тему.

Учитель: Вот прилетели ласточки и скворцы.

Дети: На поляне играли мальчики и девочки.

4)Восстановление деформированного текста.

5)Деление текста на предложения.

6)Распространение простого предложения либо сокращение путем отбрасывания.

Птицы вернулись. Птицы вернулись с юга.

Перелетные птицы вернулись с юга.

7)Соединение двух простых предложений.

8)Построение предложений заданного типа.

9)Составление предложений по схеме.

Где? Как? Что делает? Кто?

10)Составление предложений по опорным словам, по предметным картинкам, по узкой теме, либо по любой теме.

Связная речь.

Требования к пересказу: живая речь, использовать обороты речи, сохранять стиль (например, сказка ), последовательность, полнота передачи.

Приемы подготовки к пересказу: чтение, беседа по содержанию, деление на части, озаглавливание, составление плана пересказа, пересказ фрагментов.

Виды пересказа:

-подробный(с.85-89)

-выборочный (пересказ по вопросу или заданию, пересказ нескольких сцен, объединенных одной темой, параллелизм в пересказе (один -про Мороза Красный нос, а другой -про Мороза Синий нос), пересказ по иллюстрации, сжатый пересказ, пересказ с творческим заданием(с изменением лица, от лица одного из персонажей.творческое дополнение, инсценирование, словесное рисование.


Изложение

Изложение – письменный пересказ образцового текста. Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение небольшого рассказа, имеющего сюжет. Проводятся во всех классах.

Ход подготовительной работы:

- чтение текста

- беседа по содержанию

- словарная работа

- орфографическая подготовка

- устный пересказ по плану или по вопросам учителя

- пересказ всего текста

- продолжение орфографической подготовки: трудные слова или словосочетания записываются на доске


Учащиеся пишут изложение. Учитель следит за работой каждого и оказывает индивидуальную помощь. Затем организуется самопроверка.

В подробном изложении учащиеся привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдать временную последовательность, причинно-следственные связи. Все это развивает детей умственно.

Сжатые изложения вводятся со 2 класса. При подготовке к сжатому изложению выявляется главное – то, что обязательно нужно отметить в тексте, что нужно опустить, тщательно работать над планом, не нарушать логические связи, не искажать идею и тему.

Недостатки: обедняется художественный текст.(с.106-107)

Творческие изложения с изменением лица рассказчика, от лица одного персонажа, с творческим дополнением.(с.108)

Сочинения в школе занимают особое место. Оно служит средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает осмысливать и оценивать виденное, развивает наблюдательность, учит сравнивать, обобщать, делать выводы.

Сочинение – творческая работа. Готовясь к сочинению, учащиеся учатся:

- понимать тему

- выражать свою позицию, отношение

- накапливать материал

- располагать его в нужной последовательности

- составлять план

- отбирать нужные слова, словосочетания

- писать орфографически и каллиграфически правильно

- находить ошибки и недочеты

Сочинения – описания

а) описание отдельного предмета (лиса)

б) описание трудового процесса (как посадили дерево)

в) описание природы, явления природы (восход солнца, улица зимой)

Сочинения – миниатюры(с.142-143)

а) сочинения по картине

б) отзывы о прочитанных книгах

Типы ошибок(с.149)

1) лексико – стилистические (словарные)

-повторение одних и тех же слов, бедность словаря

-употребление слова в неточном значении (Охотник одел шапку.)

-нарушение сочетаемости употребляемых слов (Коле выдали благодарность.) с.150

-употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний (Петя шел взади.)

-употребление слова без оценочной окраски

2) морфолого – стилистические

-детское словотворчество, создают свои слова (штукатурщики) с.151

-образование просторечных или диалектных форм слов литературного языка (они хочут, вместо хотят)

-пропуск морфем (пришел к ему)

-образование форм мн. числа сущ-х, употребляемых только в ед. числе (У партизан не хватало оружий)

3)синтаксико – стилистические с.152

-нарушение управления (добро побеждает над злом, смеялись с него)

-нарушение согласования (Вся семья радостно встретили Новый год.)

-неудачный порядок слов в предложении (Только равнодушным оставался кот.)

-нарушение смысловой связи (Когда Коля прощался с отцом, он не плакал. Кто?).

-местоименное удвоение подлежащего (Петя – самый сильный из ребят.)

-употребление глаголов в несоответственных временных и видовых формах (Надвигалась туча, и полил дождь.)

-неумение находить границы предложений


Неречевые ошибки с.154

-композиционные – несоответствие текста плану

-логические (пропуск слов, важных фактов, эпизодов, нелепые суждения)

Причина: недостаточная подготовка

-искажение материала (Пришел зимний месяц ноябрь.)

Предупреждение ошибок (стр.159-165)

Литература:

М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников. М.,Просвещение. 1985

Журналы «Начальная школа» №6. 06, №7 04, №12. 99, №2. 03, №9. 04, №9. 06, №6. 07.

«Первое сентября» №5.05.



-
скачать


Смотрите также:
Развитие письменной и устной речи младших школьников «Сначала свари слово, потом вытащи изо рта»
74.56kb.
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. Примерные виды упражнений
36.29kb.
О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся в деятельности педагогического коллектива школы
272.16kb.
О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся в деятельности педагогического коллектива школы
250.89kb.
Требования к устной и письменной речи
358.11kb.
Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы
273.71kb.
Коррекционно-развивающая работа по исправлению нарушений письменной речи младших школьников
948.1kb.
Единые требования к устной и письменной речи учащихся 
285.4kb.
Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей муниципального казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с
75.84kb.
Программа факультативного курса «Литературная гостиная»
426.66kb.
Методическая разработка урока по английскому языку для учащихся 10 класса по теме
67.94kb.
Программа факультативного курса по русскому языку и развитию речи
86.71kb.