Главная | стр 1
на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр. Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:
Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников. Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Однако, учебно-методический комплекс А.А.Плешакова не может полностью решить проблему познавательной активности. Почему? Во-первых, при огромном информационном материале на изучение многих тем отведено минимальное количество времени; Во-вторых, учебный материал носит иллюстративный, а не содержательный характер; В-третьих, методический аппарат учебника при изучении многих тем отсутствует. В связи с этим возникает проблема – не только не допустить снижения познавательной активности обучающихся, но и стремиться активизировать её. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета. С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Мы остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности. Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат. Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного. Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей. Проектируя свою деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:
Проект является долгосрочны (рассчитан на 4 года), предметным, внутришкольным. Реализация проекта предполагает 4 основных этапа: подготовительный – предусматривает решение первых двух задач, практический этап - моделирование и апробация структуры занятий, контрольно-оценочный – анализ эффективности использования дидактических игр. В работе мы опирались на технологические концепции игровых методов (Г.И. Щукиной, Г.К.Селевко, А.И. Сорокиной). В своих теоретических работах и практическом опыте уделяли огромное место игре К.Д.Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко. Итогом реализации проекта должно стать повышение качества знаний и повышение познавательной активности. В ходе реализации второго этапа происходит моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр. В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира». Игры проводятся на различных этапах урока: - организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы); - при проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания; - изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.); - физкультминутка (имитация движения того или иного животного); - закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски). Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя. Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода. Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля». Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника». Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету. В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры. Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание Красной книги Белохолуницкого района», «Ярилов день – праздник Солнце», «Азбука здоровья». Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора. Преимущества использования дидактических игр.
Недостатки:
Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах.
2006-2007 уч.г. – 1 класс – высокий уровень - 5 человек; средний уровень - 10 человек низкий уровень – 6 человек. 2007-2008 уч.г. – 2 класс – высокий уровень – 6 человек; средний уровень – 12 человек; низкий уровень – 3 человека.
2006-2007 уч. г. – безотметочное обучение. 2007-2008 уч.г. – 100%. 1 полугодие 2008-2009 уч.г. – 100 %
2006-2007 уч. г. – безотметочное обучение. 2007-2008 уч.г. – 75,8 %. 1 полугодие 2008-2009 уч.г. – 76,5 %. 4. Активное участие в школьных олимпиадах, творческих конкурсах, растёт количество и качество творческих работ. Смотрите также: Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр. Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы
62.36kb.
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках информатики
110.08kb.
Мельникова И. А. Использование игр на этапе закрепления материала при обучении математики младших школьников во 2 классе математике в начальной школе
868.66kb.
Актуальный педагогический опыт
584.04kb.
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
222.99kb.
Развитие речи младших школьников
182.03kb.
Формирование познавательной активности младших школьников через уроки орксэ
70.47kb.
Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку младших школьников. Игра как средство обучения лексике английского языка в начальной школе Обоснование проблемы
171.4kb.
«Развитие познавательной активности на уроках русского языка с целью повышения уровня обученности учащихся начальной школы»
102.51kb.
Темы самообразования и исследовательских работ учителей начальных классов на 2011-2012 учебный год
36.92kb.
Современные игровые технологии на уроках физической культуры как основа развития физических качеств
582.87kb.
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников 54.46kb.
|