Главная стр 1
скачать
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВТОРОЙ СТУПЕНИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕРЧЕНИЯ

Рюмин С. С., учитель технологии

МБОУ «СОШ №11» г. Старый Оскол

В процессе своей работы мы сталкиваемся с проблемами художественного проектирования и элементами черчения изделий из древесины. В связи с этим мы используем на практике упражнения, способствующие формированию у школьников умений преобразовывать форму предмета переходя от художественного проектирования к элементам черчения. Для лучшего изучения теоретических знаний и практических навыков, способов форм моделирования мы используем распространенные объекты труда - разделочные доски.

Наиболее простой способ - использование шаблона для учащихся 5 классов (Рис 1).

Для разделочной доски можно сделать шаблон из оргалита, оргстекла, фанеры или картона. [1] Учащиеся выполняют в натуральную величину на бумаге или картоне эскиз половины заготовки для разделочной доски, накладывают на него с внешней или внутренней стороны контура разделочной доски какой-либо участок шаблона и обводят его карандашом (Рис 2).



Смоделировав таким образом контур изделия, вырезают эскиз и используют его в качестве шаблона для разметки заготовки разделочной доски из древесины. [2] После этого выпиливают из древесины разделочную доску, декорируют ее резьбой (Рис 3).



В результате каждый учащийся делает изделие, отличающееся от изготавливаемых его одноклассниками. Для закрепления навыков работы с шаблоном можно дать задание учащимся с помощью шаблона сформировать новый контур разделочной доски с прямоугольной ручкой и рабочей частью в форме треугольника и наоборот. [4] При этом выполняем постепенный переход от художественного проектирования к элементам черчения. Поэтому берем вариант методики преподавания элементов черчения и графики в 6-7 классах в процессе обучения технологии обработки древесины. Учитывая, что в соответствии с программой объектами труда в классах являются предметы из плоскостных деталей, то знакомство с графическими документами, необходимыми для их изготовления, следует начинать с чертежа именно такого изделия разделочной доски (Рис. 4).

Кроме того, необходимо напомнить учащимся, что к графическим документам относятся не только чертеж, но и эскиз и технический рисунок. Нужно также напомнить, что отличие от чертежа состоит в том, что эскиз выполняется без использования чертежных инструментов, без соблюдения масштаба, но по содержанию к нему предъявляют те же требования что и к чертежу. К тому же эскиз и технический рисунок отличаются от художественного отсутствием вокруг изображения окружающей обстановки, теней, часто наличием проставленных размеров.

Другим способом моделирования контура изделия является использование геометрических фигур: овалов, многоугольников. Применение этого способа целесообразно после изучения учащимися способов построения овалов - это 8-9 классы. [3] Для примера за основу вновь возьмем прямоугольную разделочную доску и впишем несколько геометрических фигур – окружностей и эллипсов (Рис. 5).



При этом они могут находиться внутри первоначального контура доски или выступать за его границы. [5] Это можно сделать непосредственно при разметке заготовки.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что постепенный переход от художественного проектирования к элементам черчения развивает у учащихся пространственное воображение, мышление, уроки проходят более интересно, что способствует развитию творческого потенциала учащихся.[6]



Список литературы

1. Арефьев И.П., Методическое пособие. Занимательные уроки технологии для мальчиков 5кл, М: школьная Пресса, 2004 г.

2. Гульянц Э.К., Учите детей мастерить, М: Просвещение, 2000 г.

3. Дерендяев К.Л., Методическое пособие. 5кл, М: ВАКО, 2009 г.

4. Рузнев Э.И., Обучение геометрическим построениям.

5. Симоненко В.Д., учебник «Технология 5класс» «Вентана-Граф», 2010 г.



6. Научно-методический журнал «Школа и производство».
скачать


Смотрите также:
Развитие пространственного мышления учащихся второй ступени на уроках технологии посредством применения художественного проектирования и элементов черчения
28.99kb.
Развитие творческих способностей школьников в процессе применения элементов технологии критического мышления и субъективного опыта учащихся на уроках литературы
59.19kb.
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
222.99kb.
Рабочая программа элективного курса «геометрия вокруг нас»
73.52kb.
Развитие интеллекта учащихся посредством обучения русскому языку по технологии Ю. А. Поташкиной и литературе по технологии Б. С. Дыхановой Якубенко Н. Н. учитель русского языка и литературы моу «сош г. Бирюча»
63.89kb.
Гоу ско V вида школа интернат №96 сао уо г. Москвы Развития графической грамотности и пространственного мышления у учащихся с ослабленным здоровьем. Учитель технологии Худяков А. Г
449.35kb.
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах
89.15kb.
Педагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения
70.12kb.
«Мировой океан»
82.52kb.
Использование элементов технологии развития критического мышления в процессе подготовки учащихся к гиа и егэ по русскому языку
69.8kb.
Ч в неделю ( Программы общеобразовательных учреждений «черчение» 7-11 классы, М.: Просвещение, 2008)
98.07kb.
Урок №1 Тема: Повторение сведений о способах проецирования Цель: Помочь уч ся в обобщении знаний полученных в 8 классе
44.38kb.